Среда, 27.11.2024, 09:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Оптимизация федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов РФ в части государственной защиты несовершеннолетних

Изложенный материал по классификации нормативных правовых актов и соответствующих правовых норм в части государственной защиты несовершеннолетних позволяет определить основные направления совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации в исследуемой сфере.

Во-первых, подготовка комплекса конституционно-правовых мер по закреплению положения российских семей и, соответственно, тех, кто в них воспитывается; доступность детских садов, товаров и услуг, необходимых для физического и умственного развития ребенка.

Детские проблемы во многом обусловлены общими проблемами российской семьи, ее социальным положением и моральным состоянием. Следует отметить и общеизвестный факт: обеспечение выживания в современных условиях, зарабатывание денег и карьерный рост обуславливают тотальную занятость родителей, полное отсутствие у них времени на общение с детьми и их воспитание.

В стране не прекращается «эпидемия безотцовщины», которая обусловлена, по мнению автора, следующими обстоятельствами:

Рост смертности мужчин в молодом возрасте.

Анализ потерь продолжительности жизни в России позволил выявить основные причины преждевременной смертности мужчин:

ишемическая болезнь сердца и нарушения мозгового кровообращения;

смертность от внешних причин в возрасте от 20 до 60 лет;

убийства в возрасте от 25 до 45 лет;

самоубийства в возрасте от 18 до 39 лет.

В трудоспособных возрастах основной причиной смерти у мужчин являются внешние причины смерти, на которые приходится примерно половина всех смертей. За ними следуют болезни системы кровообращения, на которые приходится примерно четверть смертей, и новообразования - 20%. Оставшаяся часть распределена между болезнями органов дыхания, пищеварения и прочими заболеваниями, а также неустановленными причинами смерти. У женщин смертность в трудоспособных возрастах в три с половиной раза ниже, чем у мужчин, и в ней существенно меньший удельный вес приходится на внешние причины (около 40%), доли болезней системы кровообращения немного выше, а доля новообразований - вдвое выше (около 20%), чем у мужчин. Риск преждевременной смерти распределен очень неравномерно среди населения трудоспособного возраста. Он тем выше, чем ниже уровень образования. Риск смерти также повышен среди разведенных и вдовых по сравнению с состоящими в браке. При этом у женщин различия в смертности между состоящими и не состоящими в браке намного меньше, чем у мужчин.

Большинство смертей мужчин трудоспособного возраста происходят неожиданно и скоропостижно в результате несчастных случаев, насилия, сердечнососудистых заболеваний и других стремительно развивающихся болезненных ситуаций. Многие из таких смертей происходят либо под воздействием алкоголя, либо при его существенном участии;

Увеличение числа разводов и внебрачной рождаемости.

В 2015 году по сравнению с предыдущими годами уменьшилось число зарегистрированных браков (2015 г. - 1 161 тыс. браков; 2014 г. - 1 226,0 тыс. браков; 2013 г. - 1 225,5 тыс. браков).

Продолжает сокращаться доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (2015 г. - 21,6%; 2014 г. - 22,6%; 2013 г. - 23,0%). При этом растет доля детей, рожденных вне брака, которые добровольно признаются отцами и их рождения регистрируются на основании совместного заявления родителей, не состоящих в браке.

Стабильно сокращается число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей, а также доля таких рождений в общем числе родившихся. В 2015 году у несовершеннолетних матерей родилось 18,0 тыс. детей (2014 г. - 20,0 тыс. детей; 2013 г. - 20,7 тыс. детей).

Падение нравственных устоев общества, засилье низкопробной продукции в СМИ, терпимость общественного мнения к гражданским бракам, к однополой любви, супружеским изменам.

Если раньше браки организовывались родителями, то теперь они основываются на личном выборе. По желанию любой из сторон брак может быть расторгнут. В силу этого новая семья менее стабильна, чем старая. С переходом к ней связано возрастание числа разводов и повторных браков. Обычным стало многократное вступление в брак, частая смена мужей и жен. В результате, в современном обществе мы имеем дело по существу не с моногамией, а с последовательной или хронологической полигамией. Крайнюю терпимость стало проявлять общество к внебрачным связям обоих супругов. Как самое обычное явление стали рассматриваться добрачные связи не только мужчин, но и женщин. Резко выросло число внебрачных постоянных сожительств. И наконец, получили известное распространение «новые формы» супружеских отношений: «групповые браки», «коммунальные браки», «обмены супругами» и т.п.

К таким явлениям современной жизни, как сексуальные отношения до брака (69,3%), совместная жизнь вне зарегистрированного брака (56,3%), предохранение от беременности (66,0%), разводы (37,8%), последующие браки (39,5%), городская молодежь относится положительно и считает это вполне естественным. По мнению половины опрошенных, в нашем обществе недопустимы супружеская измена (51,0%) и однополые сексуальные отношения (67,1%).

Очевидна необходимость разработки комплекса конституционно-правовых мер по системной поддержке семей, в которых растут (или ожидаются) дети с обеспечением государственного и общественного контроля за эффективностью этой поддержки:

Оптимизация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти в субъектах Федерации, занимающихся проблемами материнства и детства (органов опеки и попечительства, подразделений ОВД по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.), контролирующих соблюдение конституционных прав и свобод детей;

Профилактика бедности за счет перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся семей с детьми.

Разработка специальных информационных программ по повышению правовой грамотности в области защиты прав несовершеннолетних для родителей и детей.

Во-вторых, разработка комплекса мероприятий по конституционноправовому регулированию проблем здравоохранения и детской смертности.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплен приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р, направления «педиатрия» и «репродуктивное здоровье» определены в числе приоритетных направлений развития медицинской науки.

В 2015 году отмечается незначительное увеличение показателя общей заболеваемости среди детей в возрастной группе от 0 до 14 лет на 0,4% или 223 920,7 на 100 тыс. населения данного возраста (в 2014 г. данный показатель составлял 222 962,2; в 2013 г. - 230 429,0).

В структуре общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет, как и в предыдущие годы, первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, органов пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы.

Проблемы детского здравоохранения не исчерпываются недостаточной заботой государства о жизни и здоровье детей. В рамках комплекса мер по разрешению проблем здравоохранения и детской смертности целесообразно:

Повысить пенсию ребенка-инвалида до усредненного показателя прожиточного минимума, с учетом последующих корректировок его величины.

Расширить перечень социальных услуг, предусмотренных для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Выделить дополнительные средства на создание детских реабилитационных учреждений, на значительное расширение сети центров планирования семьи, на организацию и развитие специализированных детских санаторно-курортных учреждений, предоставляющих бесплатное лечение.

Повысить ответственность родителей за воспитание детей.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование проблем нравственного воспитания, образования и развития несовершеннолетних.

При попустительстве государства, созданных им институтов, империя средств массовой информации развлекательными программами заполонила телевизионный и радиовещательный эфир, печатные издания, сеть Интернет. Изощренные, порою и агрессивные методы воздействия на сознание детей и подростков оказывают негативное влияние на психику подрастающих граждан, на формирование гипертрофированных ценностей.

Необходимо обеспечить фильтрацию информации, получаемой несовершеннолетними, как с помощью интернет-провайдеров, так и посредством надлежащего технического оснащения образовательных учреждений.

Так, еще с 1 апреля 2008 г. в рамках национального приоритетного проекта «Образование» российские школы обеспечены лицензионными компьютерными программами и системой фильтрации доступа в Интернет, ограждающей учащихся от нежелательных сайтов.

Надлежащая работа фильтров позволяла бы полностью ограничить несовершеннолетних обучающихся от информации, оказывающей на них негативное влияние в сети Интернет.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Одним из ключевых приоритетов в образовательной деятельности остается доступность и качество образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их особых образовательных потребностей.

В рамках комплекса мер по разрешению проблем нравственного воспитания, образования и развития детей необходимо:

Ввести «нравственную цензуру», исключающую из радиовещательных и телевизионных программ, печатных изданий, Интернет-сайтов пропаганду насилия, цинизма, аморализма и алчности.

Вынести предписание телевизионным каналам о выделении части эфирного времени детским образовательным программам, подкрепленное конкретными налоговыми льготами. Кроме того, необходима детальная проработка вопросов на общедоступной (бесплатной) основе по конкретной поддержке детских театральных студий, тренировочных залов и спортивных секций, технических и художественных кружков.

В-четвертых, принятие конституционно-правовых мер по проблемам безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Названные Национальной стратегией действий в интересах детей в Российской Федерации на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, в числе первоочередных, меры, направленные на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, создание дружественного к ребенку правосудия, улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей-жертв насилия, предусмотрены в Плане мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р.

Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений, определены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, как меры обеспечения государственной и общественной безопасности.

На решение проблем детства направлен поиск и внедрение субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних новых профилактических инструментов.

Только за последние годы Правительством Российской Федерации утверждены стратегические документы, направленные на развитие личности, обладающей созидательным мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей. В их числе: Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Согласно статистическим сведения МВД России, в течение последних трех лет подростковая преступность в Российской Федерация носила неустойчивый характер. В 2015 году несовершеннолетними и при их соучастии совершено 61,2 тыс. преступлений (2014 г. - 59,2 тыс.; 2013 г. - 67,3 тыс. преступлений).

В целом за указанный период количество преступлений данной категории сократилось более чем на 9,0 процентов.

Приоритетом профилактической деятельности является правовое воспитание, формирование здорового образа жизни, предупреждение асоциальных явлений в среде учащихся несовершеннолетних.

Безопасность детства является фундаментальным гарантом демографической стабильности нации, важнейшим инфраструктурным маркером образовательного пространства, поэтому профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения в подростковой среде является неоспоримым приоритетом профилактической деятельности и занимает важнейшее место в комплексе мер по сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи, обеспечению безопасности их жизнедеятельности.

Накопленный исторический опыт исключения безнадзорности и беспризорности детей не следует слепо копировать в реальной действительности, целесообразно предусмотреть следующие направления деятельности по радикальному решению данной проблемы:

Регулярные (не реже двух раз в год) публичные отчеты представителей органов исполнительной власти (Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства внутренних дел и др.) перед законодательными органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях:

а) касающиеся беспризорных и безнадзорных детей в РФ и ее субъектах;

б) касающиеся мер, принимаемых для решения этих проблем.

Увеличение финансовой поддержки семей, воспитывающих приемных детей, как из федерального, так и из бюджета субъекта Федерации.

В-пятых, нормативное правовое решение проблем, связанных с вопросами вовлечения детей и подростков в пьянство и наркоманию; профилактики криминального поведения несовершеннолетних.

Статистика дает неутешительную информацию о прогрессирующем росте вовлеченности детей в эти асоциальные процессы. Практика доказывает, что среди ключевых причин преступности в детской и подростковой среде выступают пьянство и наркомания.

 

Академик Д. И. Фельдштейн делит подростков с антиобщественной направленностью личности на пять групп[1]:

- в первую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они слабовольны и легко поддаются влиянию окружения. Потребности у них просоциальные и не являются сами по себе причиной их антисоциальных поступков;

- во вторую группу входят подростки со слабо деформированными потребностями. Они легко внушаемы, легкомысленны, заискивают перед товарищами;

- третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и просоциальными потребностями, интересами, установками. Имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями. Для них является характерным эгоистическое стремление к удовлетворению своих потребностей, что и приводит к антиобщественным поступкам;

- четвертую группу составляют подростки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, подражающие тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений и взглядов. Правонарушения совершаются ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личности мотива;

- в пятую группу входят подростки с устойчивым комплексом общественно-отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, стремление к потребительскому времяпрепровождению, агрессивность сочетаются у них с сознательно совершаемыми правонарушениями.

Пути разрешения указанных проблем представляются следующим образом:

Придание законотворческому процессу максимальной гласности, как на этапе разработки, так и в процессе применения новых правовых норм.

Привлечение к разработке нового законодательства правозащитных, семейных и детских организаций, СМИ.

Создание и развитие механизма независимого контроля за положением семей и детей.

 

[1] Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М., 2002.

43

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.07.2017)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%