Участие государства в обеспечении интересов ребенка в семье не ограничивается предоставлением ему прав, предусмотренных семейным законодательством. Не менее важно для несовершеннолетнего иметь гарантию для охраны этих прав, а также их защиты в случае нарушения. Тем более, что согласно п.2 ст.3 Конвенции «О правах ребенка», «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...». И надо сказать, что число детей, нуждающихся в защите со стороны государства, с годами не уменьшается.
Согласно сведениям Росстата, увеличение численности детей, лишенных родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 2014 г. в России проживало 32,7 млн. детей, в том числе 400 тыс. детей-сирот (12%), на начало 2015 г. - 30,2 млн. детей, в том числе 429 тыс. детей-сирот (14%), по состоянию на начало 2016 г. - 26 млн. детей, в т.ч. 467,5 тыс. детей-сирот (17%). Несмотря на некоторое снижение показателей, следует отметить, что это лишь официальная статистика, в которую входят лишь те дети, которые выявлены и учтены, а на самом деле их намного больше.
Поскольку охрана прав ребенка заключается в создании предпосылок, гарантий их реализации, ей служат неодинаковые по своей отраслевой принадлежности, содержанию, целям законодательные акты РФ, субъектов Федерации, Указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, а также правовые акты органов исполнительной власти. Несколько иначе обстоит дело с защитой прав ребенка в семье, которая имеет целенаправленный характер и позволяет устранить препятствия на пути осуществления прав несовершеннолетнего и восстановить его права, предусмотренные Семейным кодексом. Существующая здесь четкость достигается благодаря тому, что Семейный кодекс всякий раз определяет, кто и когда защищает права ребенка, какая категория детей нуждается в защите.
К числу лиц, обязанных защищать права, интересы своих детей, как известно, относятся родители либо заменяющие их лица. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав несовершеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются в настоящее время органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления (последние в случае их наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству).
В любом случае их компетенция в области защиты прав ребенка должна находиться в полном соответствии с законами РФ, Семейным кодексом, Гражданским кодексом, а также с нормативными актами субъектов РФ. Другими словами, государство возлагает защиту прав несовершеннолетних детей только на органы опеки и попечительства, которые могут объединять усилия других государственных, муниципальных органов, учреждений, общественных организаций и фондов, в том числе благотворительных, для достижения единой цели - защиты прав ребенка.
В развитие данных положений 25 июня 2007 года Министром образования и науки было подписано письмо «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», в рамках которого в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России разработана модель закона субъекта Российской Федерации «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации». Однако, стоит заметить, что развития данный вопрос не получил.
Тем не менее, анализ действующего законодательства позволил нам выделить следующие формы защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства:
самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);
направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;
участие в судебном разбирательстве.
Для определения полномочий органов опеки и попечительства достаточно обратиться к статье 16 Федерального закона от 24.06.1999 года, которая устанавливает:
«Органы опеки и попечительства:
дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;
участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами, либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства».
Немаловажной предпосылкой защиты прав детей органами опеки и попечительства является тесный контакт и взаимодействие с органами прокуратуры, внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими государственными, а также общественными организациями.
Согласно ст.78 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства должны быть привлечены к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда в случаях, установленных законом (лишение родителей родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления ребенка и т. д.).
Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его другому лиц. В безотлагательных случаях, то есть при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей.
В целом можно (условно) выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства:
а) самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);
б) направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;
в) участие в судебном разбирательстве.
К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие:
- на установление отцовства по заявлению только отца ребенка;
- родителям - на изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет;
- на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;
- на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей - при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей);
- полномочия по разрешению разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка;
- по разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей;
- по назначению представителя для защиты прав и интересов детей;
- по решению вопроса об общении ребенка с родственниками;
- по заключению с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью.
К полномочиям второго вида относятся:
- право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом;
- право требовать отмены усыновления ребенка;
- право предъявлять требование о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.
К полномочиям третьего вида относится:
- право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
- о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах;
- об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских
прав;
- об установлении усыновления ребенка;
- об отмене усыновления ребенка.
Вместе с тем, органы опеки и попечительства, во многих случаях проявили неспособность защитить права детей. Данный факт обусловлен отсутствием единообразия практики применения законодательства в их работе и единого координирующего органа, который мог бы своевременно дать рекомендации и разъяснения специалистам органов опеки и попечительства. Приводимые негативные моменты в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов детей не могут и не должны рассматриваться как имеющие всеобщий характер. Основная проблема в деятельности органов опеки и попечительства, как представляется, связана с недостаточными численностью и профессионализмом их кадров, отношением к деятельности этих органов как чему-то второстепенному и неосновательно обременяющему региональный бюджет[1].
[1] Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд., доп. и перераб. М., 2015.
|