По нашему глубокому убеждению, на сегодняшний день в Российской Федерации не сложилась эффективная скоординированная система органов защиты детства в целом и профилактики беспризорности и безнадзорности в частности. Это относится как к работе государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют, что государственными органами власти по-прежнему не решена задача выявления организационных форм, которые позволили бы эффективным образом скоординировать и организовать деятельность по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.
Указанные обстоятельства заставляют как ученых, так и практиков искать новые пути совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, к которым, безусловно, можно отнести включение в правовое пространство России института ювенальной юстиции
Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Следует отметить, что в настоящее время радикально изменились подходы к деятельности по профилактике правонарушений, акцент в этой работе перенесен на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, создание условий для выживания и развития подрастающего поколения.
Как следствие - все более актуальной становится проблема необходимости вынесения определенной категории дел, затрагивающих права несовершеннолетних, за пределы компетенции обычных судов. Поэтому так актуально и целесообразно учреждение ювенальной юстиции в Российской Федерации, специализированного правосудия для несовершеннолетних, которое может обеспечить накопление соответствующей судебной практики, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей эволюции законодательства в данной области.
Ювенальная юстиция в современном понимании имеет довольно длительную историю. От античной эпохи и до середины XIX века правосудие по отношение к несовершеннолетним было карающим[1]. Например, законодательство основателя Римского государства Ромула предоставляло отцу семейства полную власть над своими сыновьями, в том числе, применять физическое насилие. Подобная жестокость объяснялась отсутствием в юриспруденции тех времен правового понятия «детство», поэтому несовершеннолетние правонарушители в своем правовом положении приравнивались ко взрослым преступникам. К детям младшего возраста весьма часто применялась смертная казнь, дети содержались в одних тюрьмах со взрослыми, над ними совершались сложные процессуальные действия и недопустимые пытки[2].
Вместе с тем, в средневековых правовых актах предпринимались попытки защиты несовершеннолетних. Так, например, в древнеримских Законах XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания, относящийся к несовершеннолетним. Римское право оставило еще одно свидетельство защиты детей государством - это доктрина, в соответствие с которой государство объявлялось высшим опекуном ребенка[3]. В XIX веке началось постепенное изменение репрессивно-карательного отношения к несовершеннолетним правонарушителям. Поворот правосудия не был случайным, его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX века. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества.
Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существующие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления[4].
Первоначально идея «ювенальной юстиции» сводилась к созданию специализированных детских судов и была реализована в США, где в Чикаго 2 июля 1899 г. был создан первый детский суд. Создание чикагского суда по делам несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала XX века. Известный российский процессуалист профессор П. И. Люблинский писал: «Едва ли можно назвать в современной европейской юридической и педагогической литературе тему более модную, чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с начала XX века. Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве делаются эксперименты практического осуществления этих учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы»[5].
Затем идея расширялась и через несколько лет трансформировалась в более широкое понятие - «ювенальная система» с различными учреждениями, в компетенцию которых входили вопросы детства. В Великобритании серия законов о детях и молодежи была принята в 1908 г., во Франции ювенальный суд был инициирован в 1914 г., в Польше система ювенальной юстиции разрабатывается с 1982 г., на Украине в 2005 году была разработана Концепция «Создание и развитие системы ювенальной юстиции Украины», ее сторонники активизировались и в России.
При создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных станах к виду указанной юрисдикции. Четко обозначились два варианта:
автономные суды, не связанные с общим судом;
2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.
Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 года. Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым.
В 1917 году такие суды были образованы в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове[6]. По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Э. Б. Мельниковой, «...российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»[7].
Изначально в России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно поэтому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке»[8].
Позднее, в 1913 г., в компетенцию «детского суда» были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства. Дореволюционные русские юристы считали именно модель российской ювенальной юстиции наиболее удачной[9].
Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 14 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками. Преобразования судебной системы начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого - в марте 1920 г.
Декрет от 14 января 1918 «О комиссиях для несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних[10].
В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г. В отличие от декрета 14 января 1918 года, новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте с 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.
В 20-е годы вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.
В УПК РСФСР редакции 1923 года была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правила подсудности дел в отношении несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел. Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты. К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития не получила.
В период 1938-1941 гг. различные ведомства значительно реже издавали правоприменительные акты, касающиеся несовершеннолетних, однако их содержание и направленность становились все более карательными. В 1941 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором предписывалось применять наказания не только за умышленные преступления несовершеннолетних, но и за преступления, совершенные ими по не- осторожности[11].
В период реформы советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства (1959-1961 гг.) снова предпринимались попытки создать модель правосудия для несовершеннолетних. И в первые годы после реформы этот замысел удавался - были введены дополнительные гарантии прав несовершеннолетнего, специализация судей, прокуроров, следователей. Однако дельнейшие изменения законодательства оказались не в пользу несовершеннолетних, и начавшая было возникать модель ювенальной юстиции довольно быстро превратилась в обычное общеуголовное правосудие[12] [13].
В России в настоящее время нет единого понимания, что представляет собой ювенальная юстиция. Если говорить просто, ювенальная юстиция - это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Е. Л. Воронова определяет ювенальную юстицию как правовую основу социальной политики в отношении несовершеннолетних в Российской Фе-
85
дерации .
Е. Г. Слуцкий считает, что ювенальная юстиция - это система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних социальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), общественные орга- низации[14].
Э.Б. Мельникова отмечает, что ювенальная юстиция - это система органов, применяющих в своей деятельности специальные правила обращения с несовершеннолетними по поводу имевшего место правонарушения, преступления или иного нарушения прав и законных интересов ребенка[15].
Так же понятие «ювенальная юстиция» включает в себя новые правовые механизмы, медико-социальные, психолого-педагогические, реабилитационные процедуры (в том числе и судебные) и программы, направленные на максимальное обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, как оказавшихся в конфликте с законом, так и нуждающихся в защите гражданских прав в судебном порядке[16].
В России в настоящее время, говоря о ювенальной юстиции, имеют в виду, главным образом, защиту несовершеннолетних правонарушителей. Защита жизненно важных семейных прав ребенка не входит в орбиту рассмотрения ювенальных судов. Между тем, если бы уделялось больше внимания соблюдению права ребенка на жизнь и воспитание в семье, удалось бы избежать совершения несовершеннолетними многих правонарушений и преступлений.
В рамках судебной реформы и внедрения ювенальной юстиции, мнения ученых о форме, которую она должна принять, резко разошлись. Ряд ученых (Ведерникова О.Н.[17], Мелешко Н.П.[18], Вдовина Т.В.[19], Сафин Ф.Ю.[20] [21] и др.) ратуют за рассмотрение дел несовершеннолетних в особом порядке, но без создания специальных судов, в то время как другие (Лисовский В. Т. , Сибиряков С. Л.[22], Хорьков В. Н.[23] и другие) настаивают на введении отдельных специализированных судов по делам несовершеннолетних. В своей докторской диссертации Р. С. Хисматуллин предложил и обосновал концепцию по организации судебной системы по делам несовершеннолетних, входящей в единую судебную систему Российской Федерации. Он пишет: «Максимально эффективным правосудие по делам несовершеннолетних станет тогда, когда для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних будет создан новый судебный орган - семейный суд по делам несовершеннолетних. Значимость, обоснованность и справедливость приговора по делам
несовершеннолетних зависит от специализации судей по делам несовершеннолетних и их высокого профессионализма»[24].
На сегодняшний день в России концепция ювенальной юстиции является наиболее разработанным в научном плане подходом специализированных судов в рамках системы федеральных судов общей юрисдикции. Установление особого порядка производства по делам о правонарушениях несовершеннолетних относится к общепризнанным принципам и нормам международного права, таким, как:
а) Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.);
б) минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) - приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.;
в) руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних - приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г[25].
Как автор исследования указывала ранее, создание судов для несовершеннолетних предусмотрено Концепцией судебной реформы и Федеральной программой по её реализации.
Среди основных принципов, на основании которых предполагается строительство ювенальной юстиции, можно выделить следующие:
- ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом;
- активное использование в судебном процессе данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений;
- усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему;
- уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ;
- предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия;
- специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних;
- особый (упрощенный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних.
С точки зрения концептуального содержания можно выделить три парадигмы ювенальной юстиции:
карательная - аналог организации правосудия в отношении взрослых правонарушителей;
реабилитационная - рассмотрение преступления как знака нарушения процессов социализации подростка, поэтому вмешательство суда призвано исправить социальные девиации и применить воспитательные меры воздействия, адекватные личностным проблемам несовершеннолетнего правонарушителя;
восстановительная - предопределяются принципы организации системы правосудия, целью является возмещение ущерба, причиненного правонарушением, разрешение конфликта и восстановление позитивных взаимоотношений между участниками конфликта.
По итогам 2015 года в субъектах Российской Федерации технологиям восстановительного правосудия (в том числе медиации) обучено 23,3 тыс. участников образовательных отношений (педагогические работники, родители, обучающиеся, иные граждане), в том числе 9,3 тыс. педагогических работников.
Наработанная практика показала, что идеальный ювенальный суд - это не только судья, учитывающий психологические и возрастные особенности подсудимого. Это целая система социальной реабилитации, которая помогает вернуть подростка к нормальному образу жизни. Однако, 15 апреля 2010 года судья Верховного Суда РФ В.В. Дорошков сообщил о том, что на государственном уровне принято решение, что в России больше не будет создаваться ювенальных судов, так как наша страна не готова к введению ювенальной юстиции.
Таким образом, идея ювенальных судов отвергнута на федеральном уровне. Однако вопрос о ювенальных судах периодически возникает в субъектах Российской Федерации и в развитие данного направления предлагается внедрить следующие ювенальные технологии:
1) ввести специально обученных судей исключительно для судов над несовершеннолетними ;
ввести при специальном судье должность социального помощника;
обеспечить активное взаимодействие со вспомогательными службами примирения муниципального уровня, а также с другими субъектами профилактики.
[1] Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990.
[2] Пронин А.М., Храмцов В.И., Филиппов К.Б. Ювенальное право в гражданском правовом поле. Пенза, 2002.
[3] Мельниченко О.В., Синцов Г.В. Особенности развития института ювенальной юстиции в современной России. Пенза, 2007.
[4] Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2003. № 7.
[5] Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и социальные центры. М., 1911.
[6] Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004. .
57
[7] Мельникова Э.Б. Указ. соч.
[8] Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923.
[9] Ведерникова О. Н. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы // Российская юстиция. 2000. № 7.
[10] Штыкова Н.Н. Советское правосудие по делам несовершеннолетних: основные этапы развития // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 4.
58
[11] Мельниченко О.В., Синцов Г.В. Указ. соч.
[12] Мельникова Э.Б. Российская модель ювенальной юстиции // Правозащитник. 1996.
№ 1.
[13] Воронова Е.Л. Становление правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальной юстиции) в Ростовской области: опыт взаимодействия ювенального суда и социальных служб // Вопросы ювенальной юстиции. 2005. № 1.
[14] Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004.
59
[15] Мельникова Э.Б. Из истории российской ювенальной юстиции // Правозащитник. 1998. № 3.
[16] Воронова Е.Л., Ткачев В.Н. Указ. соч. С. 4.
[17] Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция. 2005. № 3.
[18] Мелешко Н.П. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб, 2006.
[19] Вдовина Т.В. Криминологическая характеристика и профилактика социально-негативного поведения, взаимосвязанного с преступностью: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
[20] Сафин Ф.Ю. Из истории развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних // История государства и права. 2003. № 1.
[21] Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья: социологическое исследование. М., 2003.
[22] Сибиряков С.Л. Ребенок в опасности. Как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность... СПб., 2002.
[23] Хорьков В.Н., Волчецкая Г.С., Лонская С.В. Защита прав и ответственность несовершеннолетних: современные проблемы. Монография. Калининград, 2004.
60
[24] Хисматуллин Р.С. Современные проблемы судебной деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук. Уфа, 2002.
[25] Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990.
|