При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов взаимодействие органов прокуратуры с иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями состоит в обмене информацией, проведении совместных проверок, организации обмена опытом, круглых столов с целью обсуждения способов решения проблем практики правоприменения, семинаров с целью повышения квалификации и др.
Прокурорские проверки исполнения законов в той или иной сфере правоотношений обязательно включают такой элемент, как оценка законности правовых актов, регулирующих данные правоотношения. И если будет установлено несоответствие изучаемого нормативного правового акта или индивидуального правового акта Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, должны быть приняты меры прокурорского реагирования.
В отличие от проверки законности нормативных правовых актов, осуществляемой на постоянной основе, проверка законности ненормативных правовых актов проводится в случае поступления в органы прокуратуры информации об издании незаконного акта, а также при получении информации, обращений о нарушениях прав и законных интересов отдельных лиц в определенной сфере правоотношений. Например, при распоряжении земельными участками и заключении договоров аренды земельных участков с гражданами и субъектами предпринимательской деятельности.
В пункте 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» установлено требование осуществлять надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами независимо от поступления информации о нарушениях законности; использовать для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки.
В соответствии с п. 4.1 данного Приказа в целях предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, прокуроры должны наладить взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе, что подразумевает разработку законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовку заключений на законопроекты, выступления на заседаниях представительного органа и др.
Органы прокуратуры организуют обмен информацией с общественными организациями и объединениями предпринимателей при проведении экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Прокуроры принимают участие в заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении проектов нормативных правовых актов, при принятии нормативных правовых актов.
В органах прокуратуры создаются рабочие группы при прокуроре по вопросам обеспечения законности муниципальных нормативных правовых актов.
При прокуратурах осуществляют деятельность общественные советы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и противодействию коррупции, которые информируют прокуроров о фактах нарушения законов, о необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов и принятия актуальных нормативных правовых актов в экономической сфере.
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» содержит требования к организации взаимодействия с иными уполномоченными органами и лицами при осуществлении надзора за законностью правовых актов.
Прокуроры обязаны обеспечить активное участие прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты региональных, муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти; своевременно направлять в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов несоответствий федеральным и региональным законам (выявление действующего нормативного акта, противоречащего законодательству, является негативным фактом в работе прокуратуры) (п. 2.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155).
Пункт 2.3 Приказа от 2 октября 2007 г. № 155 предписывает обеспечить деловое сотрудничество с территориальными органами Минюста России, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, с главными федеральными инспекторами в субъектах Российской Федерации, контролирующими органами, общественными организациями, средствами массовой информации.
На основании п. 2.9 данного Приказа органы прокуратуры в целях формирования федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при наличии соответствующих запросов должны в течение семи рабочих дней направлять в территориальные органы Минюста России информацию о мерах прокурорского реагирования в отношении региональных нормативных актов, уставов муниципальных образований.
При осуществлении взаимодействия с указанными органами (организациями) нельзя забывать, что они одновременно являются объектами прокурорского надзора и законность их деятельности, соответствие законам издаваемых ими правовых актов входят в предмет прокурорского надзора.
В проведении проверок и иных формах деятельности органов прокуратуры могут принимать участие органы контроля (надзора), должностные лица которых выполняют функцию эксперта, фиксируют выявленные нарушения и осуществляют их квалификацию. При этом особенности организации взаимодействия и проведения проверки состоят в необходимости основываться на уровне взаимодействующего органа в структуре органов власти. Если привлекаемый к проверке орган имеет статус органа государственной власти субъекта Российской Федерации (например, управление Росздравнадзора, управление Роспотребнадзора), то обращаться к нему относительно взаимодействия, участия в проверке вправе прокуратура субъекта Российской Федерации. В свою очередь, прокуратура города, района информирует вышестоящую прокуратуру о необходимости привлечения специалистов органа государственной власти субъекта Российской Федерации к осуществлению деятельности.
|