Конституция Российской Федерации определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации создана система защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина. Важной гарантией является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 1 Закона о прокуратуре).
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является основным направлением надзорной деятельности, прокуроры должны акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.
Президент Российской Федерации В. В. Путин на торжественном заседании, посвященном 295-летию российской прокуратуры отметил, что «реальную помощь должна оказывать прокуратура социально уязвимым категориям граждан: пожилым людям, инвалидам, несовершеннолетним. В сложных жизненных ситуациях такая поддержка просто незаменима.. .»[1].
Совершенно обоснованно утверждается, что на протяжении всей своей истории деятельность российской прокуратуры имела важное социальное значение[2]. На современном этапе «во главу всей прокурорской деятельности поставлена стратегическая задача — обеспечение полноценной защиты прав и свобод человека и гражданина. Наиболее востребованным направлением этой работы традиционно остается надзор за соблюдением социальных прав граждан. Как показывает практика, многие граждане обретают защиту своих прав именно в органах прокуратуры, избегая длительной и дорогостоящей судебной процедуры»[3]. Без подобного направления прокурорской деятельности прокуратура не может быть полноценным органом[4].
К категории социальных прав человека и гражданина следует отнести такие права, как право на труд, в том числе на его своевременную оплату и охрану, содействие занятости населения, право на жилище, право на охрану здоровья, медицинскую помощь и лекарственное обеспечение, право на социальное, в том числе пенсионное, обеспечение, право на образование, право на обращение в государственные органы и в органы местного самоуправления, право на защиту персональных данных, на получение бесплатной юридической помощи.
Круг лиц, нуждающихся в защите прокурором, достаточно широк, большую их часть составляют граждане с низким уровнем доходов, обусловленным такими факторами, как возраст (ветераны, пенсионеры), состояние здоровья (инвалиды), состав семьи (многодетные, одинокие пожилые граждане), потеря работы (безработные), низкий уровень зарплат и высокий уровень инфляции, резкое ухудшение условий жизни вследствие форс-мажорных обстоятельств (пострадавшие от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, регулирующих права человека и гражданина в социальной сфере, их защиту и гарантии реализации, соблюдение социальных прав человека и гражданина поднадзорными органами, их должностными лицами, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых ими в этой сфере правовых отношений[5].
В целях обеспечения эффективной работы по надзору за соблюдением социальных прав граждан с учетом индикаторов приоритетов (установленных изменений в состоянии законности и правопорядка, достоверно, на основе результатов анализа, свидетельствующих о неблагоприятных тенденциях их развития, возникновении новых факторов, проявляющих эти негативные изменения или способствующих их развитию в конкретных сферах правовых отношений, регионах или группах населения, а также проявление даже отдельных фактов, демонстрирующих возникновение новых видов общественно опасных деяний или способов их совершения, требующих незамедлительного принятия мер правового, материально-технического, структурного, методического или иного характера)[6] [7] определяются участки надзорной деятельности:
защита трудовых прав граждан, в том числе права на своевременное и полное вознаграждение за труд, безопасные условия труда, предотвращение проявлений принудительного труда;
соблюдение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
соблюдение жилищных прав граждан;
соблюдение прав инвалидов, в том числе права на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, их прав на образование, труд, санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации и лекарствами;
соблюдение пенсионных прав граждан;
соблюдение прав ветеранов;
соблюдение прав иных социально незащищенных групп граждан (многодетных, одиноких, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
[1] Выступление Президента Российской Федерации на торжественном заседании, посвященном 295-летию российской прокуратуры // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/53719 (дата обращения: 17.01.2017).
[2] Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан: сб. метод. материалов / под общ. ред. А. Э. Буксмана. М., 2013. С. 29.
[3] Там же. С. 9.
[4] Гонибесов Д. А. Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 3.
[5] Бессарабов В. Г., Кузьменко В. Р., Ерофеенко Д. Л. Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за соблюдением социальных прав человека и гражданина // Прокурорский надзор за соблюдением... С. 28.
[6] Ашурбеков Т. А. Основы теории приоритетов организации и деятельности прокуратуры // Законность. 2009. № 5. С. 12—16.
[7] Паламарчук А. В. Особенности прокурорского надзора в условиях экономических санкций // Законность. 2015. № 3. С. 3—6.
|