«Ключевым фактором стабильности в обществе является поддержание достойного уровня жизни граждан, их материальной обеспеченности. Надзор за исполнением трудового законодательства в сфере своевременной и полной оплаты труда многие годы является приоритетным направлением надзорной деятельности прокуратуры... В усложнившихся экономических и внешнеполитических условиях указанная работа приобретает двойную значимость» .
В указании Генерального прокурора Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 287/7 «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов» предписывается прокурорам усилить надзор за исполнением требований законодательства о труде, соблюдением предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации прав граждан в этой сфере.
Типичные нарушения трудовых прав граждан. Работодателями допускаются такие нарушения трудовых прав граждан, как: невыплата заработной платы; допуск граждан к работе без надлежащего оформления трудовых отношений, что влечет невыплату им обещанных сумм; несоблюдение требований ч. 6 ст. 136 ТК РФ в части выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца; выплата заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда, установленного региональным соглашением; игнорирование требований о выплате соответствующей денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы; невыплата компенсации за неиспользованный отпуск; неиндексирование заработной платы либо ее начисление в размере менее установленного региональными, отраслевыми соглашениями; неуведомление работодателями службы занятости населения о предстоящем сокращении численности или штата работников, ликвидации организации, переводе работников на неполное рабочее время; непредоставление сведений о наличии вакантных рабочих мест, информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, о наличии вакантных рабочих мест (должностей); необеспечение безопасных условий труда, ненадлежащая организация производственного контроля; необеспечение работодателями работников средствами индивидуальной защиты; несоблюдение режима труда и отдыха; нарушение порядка прохождения медицинских осмотров, требований санитарных норм и правил; непроведение специальной оценки условий труда. В отдельных случаях неудовлетворительна работа государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по обеспечению контроля (надзора) за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан (например, при проведении проверок по обращениям граждан, при решении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности за административные правонарушения и др.). Органами службы занятости населения не в полном объеме проводятся мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве инвалидов и несовершеннолетних, не на должном уровне осуществляется работа по профессиональной ориентации граждан, их психологической поддержке и профессиональному обучению. В деятельности отдельных центров занятости выявлялись такие нарушения, как несоблюдение порядка определения размера пособия по безработице, несоблюдение требований при подборе кандидатам подходящей работы.
С учетом этого при осуществлении надзора прокуроры акцентируют внимание на следующих вопросах:
полнота и своевременность выплаты работникам заработной платы, индексация размера заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
соблюдение прав граждан при увольнении в связи с ликвидацией предприятия (организации), в том числе в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), сокращением численности или штата работников;
выполнение работодателями обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора;
осуществление мероприятий в сфере реализации прав граждан на полную и свободно избранную занятость;
проведение мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы, вынужденные переселенцы и др.);
социальная защита от безработицы, обеспечение выплаты пособия по безработице всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, оказание центрами занятости услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы;
законность расходования и целевое использование денежных средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию мер государственной поддержки в сфере занятости, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;
выполнение работодателями требований законодательства об обеспечении безопасных условий труда работников;
обеспечение своевременной и тщательной проверки каждого случая производственного травматизма на предприятиях (в организациях) (указание Генерального прокурора Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности»);
обеспечение законности в деятельности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
Следует учитывать, что в ходе прокурорских проверок прежде всего определяется, надлежащим ли образом выполняют свои функции уполномоченные государственные контролирующие (надзирающие) органы[1].
Особенности применения мер прокурорского реагирования.
В целях устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав граждан, органами прокуратуры применяется весь комплекс мер прокурорского реагирования, предусмотренных Законом о прокуратуре и иными федеральными законами: принесение протеста на противоречащий закону правовой акт; внесение представления об устранении нарушений закона; объявление (направление) предостережения о недопустимости нарушения закона; вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении; требование прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного корруп- циогенного фактора; вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ; обращение в суд общей юрисдикции в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Наиболее эффективно обращение прокурора в суд с использованием таких способов защиты трудовых прав работников, как: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права (в том числе восстановление на работе); пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание незаконным приказа работодателя; признание отношений трудовыми; признание недействительными условий трудового договора, коллективного договора, коллективного соглашения и норм локальных нормативных актов; признание нормативных актов недействующими, признание незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления, должностных лиц;
присуждение к исполнению обязанности; компенсация морально-
20
го вреда .
В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. По результатам прокурорских проверок соблюдения трудовых прав граждан прокурор может инициировать административное производство: по ст. 5.27 — за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; по ст. 5.27.1 — за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; по ст. 5.34 — за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; по ст. 14.54 — за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда; по ст. 20.26 — за самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора; по ст. 13.19 — за непредоставление первичных статистических данных; по ст. 19.7 — за непредставление сведений (информации).
При наличии оснований прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, например при обнаружении признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) (нарушение правил охраны труда) либо ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат).
[1] Охрана труда под прокурорским надзором : интервью начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Паламарчука А. В. // Охрана труда и социальное страхование. 2016. № 12. С. 8.
|