Очень важным направлением работы прокуратуры признана и защита прав граждан на охрану здоровья как сфера, требующая постоянного мониторинга[1]. Еще одной важной задачей, связанной с охраной здоровья населения^ является бесперебойное лекарственное обеспечение граждан[2]. В отдельных случаях от своевременности принятия мер прокурорского реагирования зависит жизнь человека, нуждающегося в оказании медицинской помощи или обеспечении лекарственными средствами.
Типичными нарушениями прав граждан в указанной сфере являются: нарушение законодательства региональными органами исполнительной власти, местного самоуправления, руководителями медицинских учреждений при осуществлении мероприятий по модернизации здравоохранения; невыполнение программных мероприятий, нарушение сроков внедрения современных информационных систем в здравоохранение; перечисление территориальными фондами обязательного медицинского страхования денежных средств страховым медицинским организациям с большими задержками; нарушения при выплате стимулирующих надбавок медицинским работникам; расходование бюджетных средств без проведения конкурсных процедур, предъявление к участникам размещения заказа не предусмотренных законом требований либо их необоснованный допуск к участию в торгах, незаконное изменение условий контрактов, оплата фактически не выполненных работ и необоснованное продление сроков их вы- полнения[3]; нарушение федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы здравоохранения на территории региона; превышение полномочий при принятии региональных ведомственных правовых актов; нецелевое расходование бюджетных средств, выделяемых на строительство, содержание, реконструкцию медицинских объектов, закупку необходимого оборудования; нарушение порядка приобретения и эксплуатации медицинского оборудования; применение в ходе осуществления медицинской деятельности изношенного медицинского оборудования; отсутствие необходимого медицинского оборудования; нарушение прав граждан на бесплатную медицинскую помощь; некачественное и несвоевременное оказание медицинских услуг, влекущее причинение пациентам вреда здоровью и жизни; нарушение сроков ожидания гражданами предоставления плановой медицинской помощи; несоблюдение стандартов оказания медицинской помощи; невыполнение программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи; нарушение прав граждан на льготное обеспечение лекарственными средствами; нарушение законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь; нарушения при осуществлении деятельности по обеспечению лекарственными средствами категорий пациентов, имеющих право на бесплатное их получение; недофинансирование расходов на приобретение лекарств и изделий; нарушение законодательства при проведении иммунизации населения в рамках национального календаря прививок; нарушение порядка хранения, утилизации лекарственных препаратов (в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, используемых при проведении иммунизации населения); нарушения при диспансеризации населения; нарушения при ведении медицинской документации; навязывание платных медицинских услуг; необеспечение транспортной доступности медицинской помощи; необоснованный отказ медицинских организаций в выписке пациентам необходимых дорогостоящих лекарств; отсутствие в аптечных организациях минимального ассортимента лекарственных средств; несоблюдение санитарных норм, правил хранения и использования лекарственных средств и медицинских изделий, порядка их отпуска; завышение предельных размеров оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов[4].
В целях обеспечения законности в указанной сфере усилия прокуроров сосредоточены на следующих вопросах:
доступность, бесплатность и качество оказания медицинской помощи гражданам;
целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на программы по модернизации здравоохранения;
законность в деятельности органов государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения, а также органов, наделенных полномочиями по контролю за целевым расходованием денежных средств, выделенных на здравоохранение, и бюджетополучателями;
защита прав работников сферы здравоохранения;
бесперебойное обеспечение граждан лекарственными средствами, своевременное льготное обеспечение граждан лекарственными средствами;
противодействие правонарушениям в сфере ценообразования на лекарственные средства[5].
Особенности применения мер прокурорского реагирования. По фактам неинформирования пациентов о возможности бесплатного лечения в отношении виновных лиц лечебных учреждений решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.30 КоАП РФ, за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о медицинской услуге — по ст. 14.8 КоАП РФ. При выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, предназначенных на приобретение медицинского оборудования, ремонт медицинских учреждений и др., прокуроры используют полномочие по вынесению постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ. Также необходимо иметь в виду что, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за следующие правонарушения: нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (ст. 6.28); невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст. 6.29); обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 6.33); осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1); нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок (ч. 5 ст. 14.3); нарушение законодательства об обра-
щении лекарственных средств (ст. 14.4.2); нарушение порядка ценообразования (14.6); невыполнение требований законодательства об обязательном медицинском страховании о размещении в сети «Интернет» информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования (ст. 15.33.1); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст. 19.20).
При обнаружении в ходе прокурорской проверки признаков уголовно наказуемого деяния, например предусмотренного ст. 235.1 УК РФ (незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности), ст. 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 238.1 УК РФ (обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок), ст. 327.2 УК РФ (подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий), ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному), прокуроры выносят постановление о передаче материалов в органы, уполномоченные на проведение проверки в соответствии со ст.ст. 144 и 145 УПК РФ.
Активное использование полномочий, предоставленных прокурорам ст. 45 ГПК РФ, позволяет своевременно восстанавливать права граждан на получение медицинской помощи, возмещение вреда, причиненного при ее оказании, на получение необходимых лекарственных средств.
[1] Паламарчук А. В. О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законов и задачах органов прокуратуры // Всероссийское совещание по проблемам совершенствования прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства : сб. материалов семинара по обмену опытом (Москва, 2015) / под ред. А. В. Паламарчука. М., 2015. С. 24.
[2] Паламарчук А. В. Особенности прокурорского надзора...
[3] Паламарчук А. В. О состоянии законности... С. 24.
[4] Бессарабов В. Г., Ашиткова Т. В. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. 2014. № 3. С. 27—32 ; Рубцова М. В. Защита прав граждан средствами прокурорского надзора при предоставлении государственных услуг в сфере здравоохранения // Медицинское право. 2014. № 6. С. 33—37.
[5] Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических санкций : указание Г енерального прокурора Рос. Федерации от 8 июня 2015 г. № 287/7.
|