Среда, 27.11.2024, 09:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Прокурорский надзор за соблюдением прав инвалидов

Надзор за соблюдением прав инвалидов также является приоритетным участком деятельности органов прокуратуры.

К типичным нарушениям прав инвалидов относятся: нарушение прав граждан при установлении инвалидности; нарушение прав инвалидов при предоставлении медицинских услуг (непредоставление медицинской помощи, жизненно важных лекарственных средств, игнорирование прав больных с ментальными нарушениями, пребывающих в психоневрологических интернатах); нарушение права детей-инвалидов на общедоступное и бесплатное образование (имеют место факты длительного непредоставления детям- инвалидам образовательных услуг, переполненности групп компенсирующей направленности, факты взимания с родителей платы за присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья); несоблюдение работодателями трудовых прав инвалидов)) установление инвалидам четырехдневной рабочей недели продол-

50

 

жительностью 40 часов вместо 35, предоставление отпуска сроком 28 календарных дней вместо 30, привлечение к работе в ночное время, непринятие локальных правовых актов о выделении рабочего места в счет квоты для трудоустройства инвалидов, невыделение рабочих мест для инвалидов, непредоставление сведений в службу занятости, незаконное получение и использование субсидий на создание рабочих мест для инвалидов, нецелевое использование денежных средств, выделенных для финансирования мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов); нарушение права инвалидов на социальное обслуживание (несоблюдение права инвалидов на бесплатное обеспечение путевками на санаторнокурортное лечение, непредоставление технических средств реабилитации); недоступность для них различных объектов инфраструктуры (аптек, лечебных учреждений, детских садов, школ, учреждений культуры, магазинов, спортзалов, автостоянок, вокзалов, многофункциональных центров и др.); нарушение права инвалидов на пенсионное обеспечение, а также их жилищных прав; несоблюдение права инвалидов на информационную доступность[1].

При осуществлении надзора прокуроры концентрируют внимание на вопросах:

исполнения требований законодательства при организации и проведении медико-социальной экспертизы, при разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

обеспечения прав инвалидов на доступную безбарьерную среду, на информационную доступность;

законности, качества и полноты медицинских услуг, оказываемых инвалидам (соблюдения требований законодательства об оказании инвалидам бесплатной медицинской помощи, в том числе специализированной, дорогостоящей, а также психиатрической помощи), обеспечения инвалидов лекарственными средствами;

соблюдения прав инвалидов на образование; соблюдения трудовых прав инвалидов; соблюдения жилищных прав инвалидов;

бесплатного обеспечения инвалидов путевками на санаторнокурортное лечение, предоставления им социальных услуг, технических и иных средств реабилитации;

соблюдения прав инвалидов учреждениями социального обслуживания стационарного типа (домами-интернатами для престарелых и инвалидов, психоневрологическими интернатами, детскими домами-интернатами для умственно отсталых детей, домами-интернатами для детей с физическими недостатками, геронтологическими центрами);

соблюдения права инвалидов на пенсионное обеспечение. Особенности применения мер прокурорского реагирования. Наиболее эффективным средством защиты прав инвалидов на доступную безбарьерную среду, бесплатное медицинское обслуживание, получение жизненно важных лекарств, льготную оплату коммунальных услуг, обеспечение жильем, права на образование и трудоустройство, применяемым прокурором, является обращение с заявлением в суд. Чаще всего прокуроры обращаются в суд с исками о защите прав инвалидов, направленными на обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов; обеспечение инвалидов жилыми помещениями; обеспечение лекарственными препаратами, путевками на санаторно-курортное лечение; предоставление инвалидам средств технической реабилитации; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации[2]; обеспечение земельными участками. Для восстановления трудовых прав инвалидов предъявляются заявления к работодателям о возложении обязанности ежемесячно представлять информацию в службу занятости населения о наличии вакантных рабочих мест; об обязании создать рабочие места для инвалидов в соответствии с квотой; о признании незаконным отказа в принятии инвалида на работу и об обязании заключить с ним трудовой договор. В целях защиты прав детей -инвалидов направляются иски о понуждении органов местного самоуправления организовать учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-инвалидов и семей, имеющих таких детей; о предоставлении детям-инвалидам и семьям, имеющим таких детей, жилых помещений во внеочередном порядке; о признании незаконными решений органов социальной защиты об уменьшении размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет компенсации[3].

При наличии оснований прокурор уполномочен возбудить дело об административном правонарушении: по ст. 5.42 КоАП РФ

— за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости; по ст. 5.43 КоАП РФ — за нарушение требований законодательства о выделении на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов; по ст. 19.7 КоАП РФ — за непредставление сведений (информации); по ст. 9.13 КоАП РФ — за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; по ст. 9.14 КоАП РФ

— за отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами; по ст. 11.24 КоАП РФ — за организацию транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов. Также прокурор обладает исключительной компетенцией по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 5.63 КоАП РФ[4] при выявлении фактов нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам, по ст. 5.59 КоАП РФ — за нарушение порядка рассмотрения их обращений.

В отдельных случаях имеются основания для вынесения прокурором мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, например при обнаружении признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат), — при совершении хищения денежных средств, выделенных организациям в качестве субсидии на приобретение, монтаж и установку оборудования для обустройства рабочего места инвалида.

 

См., напр.: Теоретические и правовые основы деятельности прокуратуры в сфере защиты прав инвалидов : науч. доклад / [Н. А. Игонина и др.] ; Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2016 // Генеральная прокуратура Российской Федерации : офиц. сайт. URL:

http://genproc.gov.ru/upload/iblock/5ff/doc_021216.doc (дата обращения: 22.12.2016).

[2] Там же.

[3] Харламова М. Л. Защита жилищных прав детей-инвалидов средствами прокурорского надзора в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2013. № 2. С. 31—34.

[4] Об этом подробнее см.: Исламова Э. Р. Особенности возбуждения дел об административных правонарушениях по ст. 5.63 КоАП РФ // Актуальные вопросы прокурорской деятельности : лекции / О. Н. Коршунова [и др.] ; под ред. Г. В. Штадлера. СПб., 2015. С. 53—76. (Серия «В помощь прокурору» ; вып. 1) ; Ее же. Актуальные вопросы обеспечения прокурором законности в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг социально незащищенным категориям граждан // Деятельность органов прокуратуры по защите прав социально незащищенных категорий граждан : сб. материалов круглого стола (г. Москва, 22 апреля 2016 г.) / под общ. ред. А. Ю. Винокурова. М., 2016. С. 89—95.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.07.2017)
Просмотров: 481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%