Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор в сфере экономики — это одно из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры (п. 1).
Ключевыми направлениями надзорной работы в сфере экономики, обусловленными общей экономической ситуацией в стране и мерами, принимаемыми руководством государства для решения первостепенных задач, являются:
надзор за исполнением бюджетного законодательства; надзор за исполнением законов о собственности; надзор за исполнением законов о земле;
надзор за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности;
надзор за исполнением законов в сфере жилищнокоммунального хозяйства;
надзор за исполнением налогового законодательства; надзор за исполнением банковского законодательства; надзор за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе;
надзор за исполнением таможенного законодательства; надзор за исполнением антимонопольного законодательства.
В указании Генерального прокурора Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 287/7 «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических санкций» предписывается сосредоточить усилия на противодействии правонарушениям в следующих областях, обратив внимание на выявление случаев аффилированности должностных лиц с хозяйствующими субъектами:
бюджетной — хищениям и неправомерному использованию бюджетных средств, включая ресурсы, выделенные в рамках предусмотренных Правительством Российской Федерации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, для реализации государственных целевых программ, а также для закупок для государственных и муниципальных нужд;
оборонно-промышленном комплексе — злоупотреблениям при реализации государственного оборонного заказа и проектов импортозамещения, а также в деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса;
кредитно-банковской — совершению кредитными организациями и их клиентами сомнительных финансовых операций, в том числе связанных с незаконным выводом денежных средств за границу, включая оффшорные юрисдикции, и использованием фирм-однодневок;
оборота государственной и муниципальной собственности — незаконному отчуждению и использованию имущественных объектов, необеспечению их сохранности (активно использовать при этом предоставленные прокурору полномочия по обращению в арбитражный суд с исками об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения);
ценообразования — необоснованному росту цен на жизненно необходимую продукцию, спекулятивным действиям, завышению регулируемых торговых надбавок, нарушениям прав потребителей, неисполнению требований антимонопольного и иного законодательства (с учетом указания Генерального прокурора Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 580/7 «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную продукцию»);
жилищно-коммунального хозяйства — неправомерному использованию финансовых ресурсов и имущественных активов, нарушениям закона и прав граждан при строительстве, реконструкции и функционировании объектов жилищного фонда, энергетической и иной жизненно важной инфраструктуры, регулировании цен на коммунальные ресурсы, переселении граждан из аварийного жилья.
Прокурорам при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере экономики необходимо:
обеспечить надлежащее взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений экономической направленности, в первую очередь — со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными палатами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
особое внимание уделять вопросам законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов;
максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в целях защиты интересов государства, общества и участников экономической деятельности;
оперативно реагировать на выявленные факты незаконного завладения собственностью и криминальные захваты предприятий;
не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами;
исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан;
не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений[1].
При осуществлении надзора за исполнением законов в сфере экономики также необходимо руководствоваться положениями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», от 9 июня 2009 г. № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах», от 15 июля 2011 г. № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».
[1] Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина : приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 7 дек. 2007 г. № 195 с изм. и доп.
|