Совершенно обоснованно отмечено, что одно из основных условий преодоления экономических трудностей и залог дальнейшего развития страны — обеспечение сохранности и целевое использование государственной и муниципальной собственно- сти[1].
Типичные нарушения законов о собственности: ненадлежащий учет государственного и муниципального имущества, его неправомерное отчуждение, использование без законных оснований; ненадлежащее осуществление контрольных функций органами управления государственным и муниципальным имуществом, непринятие мер по защите имущественных прав и законных интересов публично-правовых образований; неправомерное предоставление льгот по арендной плате, занижение ставок арендной платы; издание нормативных правовых актов с превышением компетенции; отсутствие или неполнота правового регулирования отношений, необходимость которого установлена законом[2].
Осуществляя надзор в указанной сфере, необходимо знать основные направления прокурорского надзора:
за исполнением законов в процессе управления государственным и муниципальным имуществом;
за исполнением законов в сфере разграничения государственного и муниципального имущества;
за исполнением законов о приватизации государственного и муниципального имущества;
за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности в деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений;
за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности в сфере осуществления публично-правовыми образованиями прав акционеров;
за исполнением законов в сфере распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.
Особенности применения мер прокурорского реагирования. Применяя весь комплекс мер прокурорского реагирования, прокурорам необходимо добиваться привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности, а также возмещения причиненного незаконными действиями ущерба.
При этом следует учитывать, что расширены полномочия прокурора по обращению в арбитражные суды в защиту публичных интересов — прокурор вправе предъявлять иски об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения (ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ)). Кроме того, необходимо активно использовать полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях — по ст. 7.24 (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта), ст. 7.35 (нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом) КоАП РФ.
[1] Паламарчук А. В. Особенности прокурорского надзора ...
[2] Крючкова Н. В. Прокурорский надзор за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности : пособие. М., 2011 ; Защита прокурором в суде экономических интересов Российской Федерации и ее субъектов при выявлении фактов, связанных с незаконным отчуждением государственного имущества : пособие / [Ю. Г. Насонов и др.] ; Генеральная прокуратура Рос. Федерации, Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2015.
|