Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства на территории государства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в сфере экономики продолжает оставаться неблагополучным. Нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов касаются практически всех направлений их деятельности.
Типичные нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности: наиболее многочисленные нарушения связаны с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ущемляющих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с незаконным вмешательством в их деятельность; допускаются нарушения закона государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими государственного контроля (надзора), отсутствует прозрачность проводимых ими мероприятий; имеют место случаи создания различных административных барьеров в реализации организациями своих прав (введение не предусмотренных законодательством процедур и запретов, сборов и платежей и пр.), ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении заявлений. Распространены также факты злоупотребления должностными лицами служебными полномочиями и коррупционных проявлений; не искоренены рейдерские захваты предприятий, влекущие за собой передел собственности (приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»).
С учетом указанных обстоятельств прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности является одним из приоритетных.
В целях эффективной организации деятельности органов прокуратуры Генеральным прокурором Российской Федерации изданы приказы: от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», от 11 августа 2010 г. № 313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» определяет приоритеты при организации надзора в этой области:
надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов;
надзор за исполнением законов государственными контролирующими и иными органами, уполномоченными на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур;
пресечение действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности;
надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного и муниципального контроля;
обеспечение прав предпринимателей при предоставлении им государственных и муниципальных услуг;
выявление и устранение фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства;
противодействие рейдерским захватам;
рассмотрение обращений хозяйствующих субъектов.
При осуществлении надзора прокурорами уделяется особое внимание:
обеспечению законности при принятии нормативных правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности;
соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности при реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
соблюдению прав предпринимателей в процессе реализации регистрационных, лицензионных и иных разрешительных функций;
соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере земельных отношений;
исполнению требований Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», касающихся поддержки предпринимательства;
соблюдению прав предпринимателей на своевременную оплату заказчиками по государственным и муниципальным контрактам;
соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
соблюдению требований законодательства при привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
Особенности применения мер прокурорского реагирования.
При выявлении нарушений необходимо решать вопрос о привлечении виновных должностных лиц органов контроля (надзора) к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Кроме того, такие действия, как неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, должны оцениваться на предмет наличия признаков состава преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ.
|