Вопросы исполнения законов и соблюдения прав и интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) не теряют актуальности, в связи с чем деятельность прокуроров на данном направлении остается приоритетной на протяжении последних лет.
Типичные нарушения законов в сфере ЖКХ: нарушения при использовании финансовых ресурсов на всех этапах - от выделения денежных средств из бюджетов различного уровня, получения их от граждан в качестве оплаты коммунальных услуг и до расходования на местах; длительное невключение аварийных жилых домов в адресные программы; необоснованные отказы гражданам в предоставлении жилья; факты предоставления ресурсоснабжающими предприятиями и организациями коммунального комплекса в органы тарифного регулирования недостоверных сведений в целях установления завышенных цен на оказываемые коммунальные услуги, невыполнение ими инвестиционных и производственных программ; несоблюдение ресурсоснабжающими предприятиями и организациями коммунального комплекса прав потребителей при начислении и взимании платы за оказанные услуги, в том числе при отсутствии установленных уполномоченным органом тарифов или на основании тарифов, не утвержденных уполномоченным органом либо установленных самостоятельно; факты заключения с контрагентами заведомо невыгодных, кабальных сделок, заключенных под принуждением, вследствие стечения обстоятельств, обманным путем, в том числе посредством включения в них условий, позволяющих прекращать поставку коммунальных ресурсов; нарушение порядка ограничения и прекращения подачи потребителям коммунальных ресурсов; взимание организациями дополнительных платежей, не предусмотренных законодательством; факты преднамеренного банкротства коммунальных организаций; нарушения в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов, нередко связанные с аффилированностью с организациями ЖКХ, неправомерным распоряжением денежными средствами, ненадлежащим осуществлением контрольных полномочий.
Основныеучастки надзорной деятельности в сфере использования финансовых ресурсов:
обеспечение законности при получении, распределении и расходовании денежных средств, предоставляемых из бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов на нужды ЖКХ (на строительство, ремонт и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры; на подготовку к отопительному сезону; на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья; на проведе-
ние ремонтных работ или иное обслуживание жилых помещений, предназначенных для проживания граждан, а также иные цели);
обеспечение законности установления и взимания платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, а также расходования денежных средств, поступивших от граждан в качестве оплаты за жилищнокоммунальные услуги;
обеспечение законности при установлении тарифов, нормативов и других видов платы за услуги ЖКХ.
Особенности применения мер прокурорского реагирования. Сложная ситуация в жилищно-коммунальной сфере требует от прокуроров решительных мер, в том числе гражданско-правового и уголовно-правового характера. Пресечение преступных схем распределения средств возможно путем возбуждения уголовных дел по результатам прокурорских проверок, а также понуждения виновных лиц возместить причиненный ущерб. Наиболее эффективным способом восстановления нарушенных прав граждан в данной сфере является обращение прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, а также в соответствии со ст. 44 УПК РФ. Прокуроры должны активно использовать имеющиеся формы и методы надзорной работы для системного и скоординированного пресечения нарушений при расходовании финансовых ресурсов в сфере коммунального хозяйства.
|