Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, экологическая безопасность рассматривается как составная часть национальной безопасности Российской Федерации, под которой, в свою очередь, понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, как указывается в Стратегии, являются:
сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;
ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
С учетом этого обеспечение экологической безопасности является одной из важнейших задач государства. Определенными функциями в области охраны окружающей среды и природопользования наделены многие государственные органы.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре под предметом прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды следует понимать соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в экологической сфере, действующих на территории Российской Федерации; соблюдение экологических прав человека федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
71
местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, принимаемых названными органами и лицами.
Основные задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды следует формулировать исходя из определения предмета надзора. К таковым относятся:
выявление нарушений экологического законодательства;
установление причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям, а также виновных лиц;
устранение выявленных нарушений законодательства и обстоятельств, способствующих этим нарушениям;
принятие мер к возмещению вреда (ущерба), причиненного совершением экологических правонарушений;
принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения экологического законодательства;
предупреждение нарушений экологического законодательства.
Задачи деятельности прокуратуры в сфере экологии вытекают из общей цели организации и деятельности прокуратуры, заключающейся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Предоставленные законом правовые средства для своевременного и полного выявления, пресечения и устранения нарушений законов в сфере экологии работники прокуратуры должны применять активно и квалифицированно, а также принимать предусмотренные законом меры к возмещению причиненного экологического материального ущерба, привлечению к ответственности, в том числе уголовной, виновных лиц. Главной целью является предупреждение нарушений экологического законодательства и снижение негативного воздействия на окружающую природную среду.
Наиболее важные задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии определяются в приказах, указаниях Генерального прокурора Российской Федерации, других документах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Одной из основных задач органов прокуратуры является предупреждение издания незаконных нормативных правовых актов в экологической сфере, повышение качества правотворческого процесса на федеральном, региональном и местном уровне.
В разработанном Минэкономразвития России Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, признанном одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации, определено, что рациональное природопользование является движущей силой и основой долгосрочной экономической устойчивости. Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 утверждены Приоритетные направления развития науки, технологии и техники в Российской Федерации. К ключевым областям научно-технического прогресса данным Указом отнесено рациональное природопользование.
Одним из элементов рационального природопользования в Прогнозе названо создание эффективных технологий дистанционных оценок состояния экосистем (ландшафтов) и морской среды, что позволит повысить эффективность дистанционного мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пожары, разливы нефти, незаконные рубки и т. д.), а также эффективность контроля за состоянием техногенно нарушенных территорий.
Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. При этом важно, решая задачи прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства, определять применительно к конкретному региону требующие особого внимания направления.
Учитывая развивающиеся в последнее время общественное движение за экологическую безопасность, общественнополитические движения в защиту природы, государству необходимо создавать условия для реального гражданского контроля в рассматриваемой сфере. Прокуратура при этом, используя все возможные средства прокурорского надзора, должна максимально содействовать гражданам и их объединениям в реализации экологических прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
|