Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды определены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании».
Это надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, включая вопросы пожарной безопасности в лесах, почв, недр, объектов животного мира, об отходах производства и потребления, включая медицинские, биологические и радиоактивные, о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС), законодательства об особо охраняемых природных территориях, устанавливающего требования к содержанию скважин, химически и биологически опасных накопителей, свалок, захоронений и других потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды объектов, исполнением законодательства при использовании бюджетных средств, выделяемых на реализацию природоохранных мероприятий, при выдаче лицензий и иной разрешительной документации, при возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в деятельности хозяйствующих субъектов — основных загрязнителей окружающей среды, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, об экологической экспертизе.
При этом Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 не только определяет направления надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, но и определяет вопросы, которым следует уделять особое внимание при осуществлении надзора за исполнением отраслевого законодательства.
Например, при проверках исполнения лесного законодательства необходимо сосредоточить усилия на вопросах охраны лесов от пожаров, незаконного использования лесных ресурсов и земель лесного фонда. В обязательном порядке проверять соблюдение требований закона, касающихся инвентаризации лесов, постановки земель лесного фонда на кадастровый учет, мероприятий по лесовосстановлению, а также достоверности представляемой органами власти статистической отчетности. Следует решительно пресекать факты незаконного распоряжения лесами.
Необходимо обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора в сфере охраны лесов от пожаров. Акцентировать внимание на выполнении федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению готовности к пожароопасному периоду.
Определенность относительно того, какие именно отрасли законодательства относятся к природоохранной сфере, позволяет прокурорам правильно организовать работу на данном направлении, избежать ошибок при составлении статистических отчетов, а природоохранным прокурорам — не допускать фактов вмешательства в компетенцию территориальных прокуратур.
|