Среда, 27.11.2024, 09:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Анализ практики прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании

Обобщение практики прокурорского надзора показывает, что в основном по всем направлениям, указанным в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением за-

82

 

конов об охране окружающей среды и природопользовании», органами прокуратуры на системной основе организовывались проверки, по результатам которых принимались меры прокурорского реагирования с целью устранения выявленных нарушений закона.

Одной из наиболее актуальных экологических проблем является загрязнение поверхностных водных объектов сточными водами. В водные объекты сбрасывается внушительное количество загрязненных сточных вод. Несмотря на тенденцию к снижению количества сбрасываемых без очистки стоков, ситуацию в целом нельзя признать благополучной.

Как показывают прокурорские проверки, органами государственной власти, местного самоуправления не уделяется должного внимания вопросам водоснабжения и водоотведения, в том числе вопросам охраны водных объектов от загрязнения, ремонта централизованных систем (водопроводов) городских и сельских поселений, внедрения современных технологий очистки сточных вод. Недостаточное финансирование водоохранных мероприятий также не способствует эффективному решению проблем в рассматриваемой сфере. Многие предприятия не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, имеющееся оборудование устарело, его мощность не соответствует объему сбрасываемых стоков. Наиболее остро стоят вопросы очистки сточных вод предприятий жилищно-коммунального комплекса, ливневой канализации. Загрязнение поверхностных водных объектов сточными водами непосредственно влияет на качество питьевой воды. Наличие указанных проблем создает реальную угрозу экологической безопасности и наносит вред здоровью людей.

Предприятиями жилищно-коммунального комплекса допускается использование артезианских скважин для централизованного водоснабжения без оформления лицензий на право пользования недрами, в отсутствие учета объемов извлекаемых подземных вод.

Остро стоят проблемы безопасной утилизации отходов производства и потребления. В связи с нехваткой полигонов твердые бытовые отходы размещаются на санкционированных свалках, которые подлежат обустройству или закрытию. Отсутствие достаточного количества легальных мест размещения отходов способствует росту числа несанкционированных свалок.

Органами местного самоуправления ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации сбора, вывоза и утилизации отходов. Региональные программы должным образом не финансируются.

Распространены случаи размещения в зимний период в неустановленных местах свалок загрязненных снежных масс, вывозимых с улично-дорожной сети населенных пунктов, что представляет реальную угрозу загрязнения вод опасными химическими веществами.

Особую обеспокоенность вызывает нахождение на территориях бесхозяйных сибиреязвенных захоронений, состояние и обустройство которых требует постоянного внимания региональных органов власти.

Одной из значимых экологических проблем является негативное влияние, оказываемое на состояние водных биоресурсов в результате эксплуатации водохранилищ. Ежегодно в период весенней предполоводной подготовки водохранилищ не обеспечиваются необходимые условия для воспроизводства водных биоресурсов, поскольку не выдерживаются необходимые объем и продолжительность стока и обводнения нерестилищ. Резкие колебания уровня воды приводят к обсыханию нерестилищ, что влечет значительный ущерб.

Состояние гидротехнических сооружений, которые относятся к 1-3 классу опасности и аварии на которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, а также значительного материального ущерба и ухудшение условий жизнедеятельности, требует постоянного внимания.

Затопленные и полузатопленные брошенные плавсредства, находясь длительное время в водоемах, являются источником загрязнения воды соединениями железа и других металлов и нефтепродуктами. Кроме того, наличие в водном объекте затонувшего судна влияет на гидродинамические условия течения водного объекта, а также способствует сокращению нерестилищ.

В ходе прокурорских проверок выявлены многочисленные факты приватизации земель, расположенных в пределах береговой полосы водных объектов, и незаконного ведения на этих землях строительства, формирования земельных участков на землях водного фонда, нарушений при проведении различного вида работ в водоохранных зонах, нарушения режима особо охраняемых природных территорий, в том числе международного значения. Причинами данной ситуации является отсутствие сведений обо всех водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в государственном водном реестре, данных об их границах в государственном кадастре объектов недвижимости, а также несовершенство федерального законодательства, пробелы в котором не позволяют определить вид водного объекта для оценки законности его приватизации.

Решение указанных экологических проблем требует значительных средств, вместе с тем на региональном уровне соответствующие программы либо не приняты, либо не охватывают все наиболее актуальные вопросы, реализация же предусмотренных мероприятий зачастую финансируется ненадлежащим образом.

С учетом требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» органами прокуратуры осуществляются новые направления надзорной деятельности.

Так, проводятся проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности, в ходе которых выявляется внушительное количество нарушений.

В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, нередко не разработаны декларации безопасности, объекты эксплуатируются с истекшим сроком безопасной эксплуатации в отсутствие экспертизы промышленной безопасности. В ряде случаев организациями допускаются нарушения технических норм и правил, не предусматриваются мероприятия по предотвращению попадания на территорию таких объектов посторонних лиц, ответственные должностные лица не аттестованы по вопросам безопасности в объеме, соответствующем их должностным обязанностям.

Существенным пробелом следует признать отсутствие упоминания в числе приоритетных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

В соответствии с п. 84 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» на состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают истощение запасов водных и биологических ресурсов, в том числе в результате неэффективного природопользования, преобладание в экономике добывающих и ресурсоемких отраслей, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов, наличие экологически неблагополучных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения и деградации природных комплексов.

Согласно положениям ст. 40 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению водных биологических ресурсов, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов. В статье 63.1 указанного Закона предусмотрено, что государственный мониторинг водных биологических ресурсов включен в единую систему государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

В настоящее время природоохранные прокуроры, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, исходят из того, что согласно ст. 42 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются, в том числе, требованиями данного Закона. Поскольку Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 исполнение законодательства об охране объектов животного мира отнесено к предмету надзора за исполнением природоохранного законодательства, надзор за исполнением законодательства о рыболовстве может рассматриваться как составная часть надзора в данной сфере.

Вместе с тем, исходя из высокой значимости вопросов сохранения водных биологических ресурсов и учитывая общую концепцию приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», представляется целесообразным определить основные требования к организации надзора на данном направлении, как это предусмотрено для других наиболее актуальных направлений.

Надзор за исполнением ветеринарного законодательства в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 ограничен вопросом утилизации биологических отходов. Однако круг проблем, требующих внимания природоохранных прокуроров в данной сфере, значительно шире.

Так, проведенные прокуратурой проверки показали, что мероприятия, осуществляемые органами государственной власти, местного самоуправления, территориальными органами Рос- сельхознадзора по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, нередко малоэффективны и несвоевременны, имеют место факты дублирования полномочий.

На основании изложенного представляется необходимым отметить, что издание приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» имеет важнейшее значение для определения предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законодательства в соответствующей сфере. В то же время требования данного Приказа нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Его издание не решило проблему разграничения компетенции территориальных и специализированных природоохранных прокуратур.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (18.07.2017)
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%