Государство предпринимает попытки ограничить, либо запретить иностранное финансирование с 2008 года.
Активное использование закона о нежелательных организациях, помимо ухода из России попавших в список доноров, привело и к сворачиванию деятельности других фондов. Закрыли все свои программы и проекты Фонд Маккартуров и Фонд Мотта.
По оценке Елены Шаховой («Гражданский контроль»), региональные правозащитные НКО за 2016 год потеряли от 40 до 60% своих бюджетов.
Государственное
В рамках конкурса президентских грантов для НКО так называемые патриотические организации получают все больше денег, а правозащитные или социальные — меньше. Так, «Ночные волки» получили на мотопробег Москва — Пекин 9 млн рублей, на мотопробег от Калининграда до Владивостока 3 млн рублей, мотоциклетные паломничества 3,1 млн рублей, а также на «комбинацию научного исследования и полевого экспертного опроса с целью выявления особенностей аксиологического ряда населения стран Евразийского экономического союза с последующим формированием инструментария продвижения идеологии евразийской интеграции на основе традиционных ценностей, эстафеты поколений и сохранения памяти Победы» 6,5 млн рублей. Регулярно получает поддержку один из проектов движения «Наши» «Ешь российское» ^ Институт экономики и законодательства, связанный с депутатом Госдумы Е. Федоровым (лидер НОД), регулярно получает президентские гранты, в 2016 году — 4 млн рублей на проект «Методология и методика формирования системы патриотического воспитания граждан: мировой и российский опыт» [1] [2].
«Патриотические» организации имеют возможность получать средства и от других госструктур. Например, Министерство труда РФ выделило «Офицерам России» субсидию на 2016 год в размере 12 млн рублей [3].
В Костромской области на местное самоуправление и поощрение чиновников в госпрограмме помощи НКО оказалось предусмотрено в шесть раз больше средств, чем на поддержку самих НКО ^
А вот что говорит Анна Саранг (Фонд Андрея Рылькова): «Мы четыре раза подавали заявки на президентские гранты, чтобы наша работа поддерживалась из российских источников, но ни разу не получили финансирование. После очередного отказа в финансировании мне объяснили, что я просто должна узнать, кому нужно нести откат — 30%» [4] [5].
[1] Шер М. Неравный грант // Коммерсант.™. 02.06.2016. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3100825.
[2] Мерзликин П. Как устроен НОД. Журналист «Бумаги» на месяц стал активистом движения // Бумага. 24.04.2017. URL: http://paperpaper.ru/fullscreen/nod/.
[3] Анатомия «Офицеров»: как работает одна из самых непрозрачных российских организаций // BBC. 27.09.2016. URL: http://www.bbc.com/russian/features-37477944.
[4] Костромские НКО. Битва за гранты // 7x7. 28.02.2017. URL: https://7x7-journal.ru/item/92356.
[5] Минюст признал «иностранным агентом» фонд помощи наркозависимым // Общая газ.
URL: http://og.ru/society/2016/06/30/81928.
|