26 января стало известно, что в Назрани Минюст проводит внеплановую проверку фонда «Правовая инициатива», а в Москве — его партнера — автономной некоммерческой организации «Правовое содействие — Астрея». В уведомлении о проведении проверки указано: «Предметом проверки является осуществление организацией деятельности в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр».
По словам адвоката Ольги Гнездиловой, Минюст заранее сделал вывод, что организация — «агент», хотя в августе 2015 года после очередной проверки представители ведомства отметили в акте, что не установлено осуществление организаций политической деятельности [1] [2].
Новая волна внеплановых прокурорских проверок НКО началась с середины марта. Среди организаций, в которые пришли из прокуратуры, уже оказались Фонд расследовательской журналистики Григория Пасько и Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального в Москве, Клуб юристов третьего сектора в Санкт-Петербурге, Институт развития прессы — Сибирь в Новосибирске, организация «Социум» в Саратове.
У Клуба юристов, который находится в процессе ликвидации, прокуратура запросила документы с 2012 года, в том числе список проведенных мероприятий и образцы издаваемой и распространяемой литературы. По словам члена Клуба юристов Марии Каневской, прокуратура, вопреки указаниям Конституционного суда, установила крайне сжатые сроки для подготовки документов. К тому же прокуроры пытаются проверить финансово-хозяйственную деятельность, что должна делать налоговая инспекция, а прокуратура вправе проверять соответствие фактической деятельности заявленным в уставе целям, напоминает Каневская, поэтому «непонятно, на каком основании запрашиваются все заявки на гранты».
По мнению Конституционного суда, в законе о прокуратуре должны быть установлены предельные сроки проверок, они должны быть мотивированы, а представителей НКО необходимо уведомлять об их начале и результатах.
Фонд Пасько и Институт развития прессы — Сибирь проверяют как иностранных агентов. Пасько узнал о прокурорской проверке от Минюста, которому прокуратура заявила, что их фонд якобы находится не по адресу регистрации, что на самом деле не так, добавляет Пасько. Институт развития прессы неоднократно отбивал штрафы, наложенные на него как на иностранного агента, в том числе суд признавал недоказанной политическую деятельность НКО, но ее так и не исключили из реестра.
На заседании коллегии Генпрокуратуры в конце марта генеральный прокурор Ю. Чайка заявил, что в период выборов активизируется деятельность НКО. «Три года назад мы их выборочно проверили и выявили многочисленные нарушения закона, обусловленные бесконтрольностью и нежеланием работать прозрачно. Эти недостатки и сегодня должны быть в зоне вашего внимания», — сказал он, поручив прокурорам обращать особое внимание на НКО, не соблюдающие установленные законом запреты, и принимать меры реагирования вплоть до ликвидации организаций.
Генпрокуратура несколько лет заставляла Минюст применять закон об агентах и в итоге заставила, напоминает правозащитник Павел Чиков: «Теперь Чайка заявил о необходимости ужесточить контроль за НКО перед выборами, и прокуроры на местах встали на проложенную лыжню. Поэтому надо ждать новых проверок, новых штрафов и расширения списка иностранных агентов». Правозащитник полагает, что Минюст может тоже начать внеплановые проверки, но скорее он будет расширять практику судебных исков о ликвидации — так, недавно был ликвидирован фонд «Голос». По мнению Чикова, проверки идут вразрез с постановлением Конституционного суда, который в феврале 2015 года признал неконституционными ряд положений закона о прокуратуре. Минюст готовил соответствующие поправки в закон о прокуратуре, но они так и не были приняты.
Проверки связаны не столько с выборами и с неприятием отдельных организаций, сколько с общей политикой по отношению к НКО, считает политолог Алексей Макаркин: «Независимые НКО продолжают восприниматься как агенты иностранного влияния или организации, подрывающие стабильность, поэтому к разным событиям приурочивают их проверки. И сразу после парламентских выборов НКО могут начать проверять снова, поскольку будет идти подготовка к президентским выборам. Если власти воспринимают НКО как угрозу, то они будут искать возможность ее ослабить или ликвидировать» ^
19 августа межрегиональная общественная организация «Человек и Закон» получила уведомление от отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Йошкар-Оле, который относится к региональному управлению МЧС. Специалисты уведомили о том, что в отношении правозащитников составлен административный протокол. В уведомлении говорится, что руководству организации необходимо явиться в отдел надзорной деятельности ведомства по Йошкар-Оле 22 августа. От правозащитников потребуют дать объяснения по поводу выявленных во время совместной проверки МЧС и прокуратуры нарушений. Будет рассмотрен вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по частям 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности). Неделю назад правозащитная организация получила представление прокуратуры о результатах проверки. В нем, в частности, указывалось на одно из нарушений: на двух огнетушителях, расположенных в офисе «Человек и Закон», отсутствуют порядковые номера. Еще одно нарушение — отсутствовали акты проверки работоспособности средств противопожарной защиты.
По мнению сопредседателя организации С. Подузова, предъявление такого рода претензий может происходить только через суд.
Проверки в правозащитной организации «Человек и Закон» идут с конца июля. Кроме прокуратуры и МЧС в офисе НКО побывали чиновники мэрии Йошкар-Олы и департамента государственного жилищного надзора. Последний из запросов о предоставлении сведений поступил из Государственной инспекции труда — от руководителей организации потребовали список всех сотрудников «Человек и Закон» [3] [4].
23 ноября в Йошкар-Оле в офисе межрегиональной общественной организации «Человек и Закон» прокуратура начала проверку исполнения законодательства о некоммерческих организациях и о противодействии терроризму.
Прокуратура привлекла к участию в проверке представителей налоговой инспекции и Министерства юстиции РФ.
Ситуацию прокомментировал сопредседатель «Человек и Закон» Сергей Подузов: «Это у нас уже восьмая проверка. Но если исходить из того, что прокуратура привлекла Минюст и налоговую, — получается, десятая проверка за год.
Я думаю, что нашу организацию проверяет еще и финансовая разведка. Причем эти проверки проходят без каких-либо извещений, это им разрешено по закону. Проверяются движения денежных средств, не направлялись ли они на экстремистскую или террористическую деятельность, нет ли каких-то преступных схем.
В 2016 году прокуратура уже проводила у нас проверку — по анонимному обращению. Были привлечены многие контролирующие организации. При этом ни у одной из проверяющих структур не возникло вопроса, а откуда у третьего лица доступ к банковским документам «Человека и Закона». Никто этот вопрос выяснять не стал.
С точки зрения прокуратуры, нужно не выяснять объективную истину, а проверять соблюдение законодательства. Вот если НКО, то она должна соблюдать законодательство, а если правоохранительные органы или другие люди не соблюдают его — на это можно не обращать внимания.
Если нас привлекут еще раз в этом году к административной ответственности [в июле городской суд Йошкар-Олы оштрафовал организацию на 150 000 рублей за публикацию информации в личном блоге сотрудника без маркировки «иностранный агент»], то у проверяющих и контролирующих органов появится возможность поставить вопрос о ликвидации. Получается, у нас будут систематические факты нарушений российского законодательства. А это уже является основанием для постановки вопроса о ликвидации.
Наша организация — эффективная, не самоликвидировавшаяся после включения в реестр «иноагентов», работающая на территории всей страны. Мы — одна из немногих НКО, работающих в Поволжье. Так получилось, что базируемся в Марий Эл. Если бы находились в другом регионе, может быть, пристальное внимание было бы к другому региону и другой организации» [5].
21 декабря в санкт-петербургскую правозащитную организацию «Гражданский контроль» по факсу поступило письмо из УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга, в котором заместитель начальника управления просит предоставить внушительный объем документов со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции». Однако это положение закона предоставляет полиции право запрашивать и получать документы и необходимую информацию от общественных объединений, во-первых, только по мотивированному запросу, а во-вторых, только в связи с расследованием уголовных дел, дел об административных правонарушениях, проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. При этом сам запрос никак не мотивирован, не объясняется, в связи с какой именно проверкой запрашиваются документы. Таким образом, действия полиции, по мнению «Гражданского контроля», не основаны на законе и выходят за пределы предоставленных полиции законом полномочий.
Все отчеты о деятельности организации, в том числе финансовые, направляются в установленном порядке в органы Министерства юстиции РФ в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и могут быть при желании получены оттуда. «Гражданский контроль» расценивает подобные полицейские запросы как неправомерное давление на общественные объединения и посягательство на конституционные права граждан ^
23 декабря стало известно, что подобного рода запросы из полиции о предоставлении отчетности получили более десяти общественных организаций Санкт-Петербурга. В запросах содержится требование до конца декабря предоставить отчетность, обычно запрашиваемую при плановых проверках, проводимых органами прокуратуры и Минюста. Причем среди получателей запросов есть не только организации, включенные в реестр «иностранных агентов». Некоторые из НКО вообще не ведут публичной деятельности, а реализуют программы в области социальной защиты населения при взаимодействии с органами власти. Все запросы исходят от разных отделов полиции и содержат один и тот же перечень запрашиваемых документов: список волонтеров организации с указанием их ФИО и иных данных, выписки по всем расчетным счетам, отчетные документы по реализациям программ и проектов, сведения о договорах, заключенных организацией в 2015—2016 годах, и все документы по ним, а также бухгалтерская и налоговая отчетность. Помимо этого, полиция желает получить от НКО информацию о том, какие пикеты, митинги, шествия и демонстрации (в запросе названы «политическими акциями») они проводили в последние два года, а также сведения обо всех пожертвованиях и грантах, полученных организацией в 2015—2016 годах. Отметим, что все эти документы и сведения полиция может получить в других государственных органах, куда НКО ежегодно предоставляют огромный массив информации [6] [7].
[1] Демченкова Е. Министерство юстиции пытается закрыть НКО «Возрождение» Льва Шлосберга // Открытая Россия. 23.12.2016. URL: https://openrussia.org/notes/704331/.
[2] Минюст проверяет партнеров «Правовой инициативы» по закону об «агентах» // Article20.org. 26.01.2016. URL: http://article20.org/ru/news/minyust-proveryaet-partnerov-pravovoi- initsiativy-po-zakonu.
[3] Мухаметшина Е. Корня А. В России начались «предвыборные» прокурорские проверки НКО // Ведомости. 17.04.2016. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/04/18/638030- predvibornie-prokurorskie-proverki.
[4] Правозащитников из Марий Эл хотят оштрафовать за отсутствие нумерации на огнетушителях в офисе // 7x7. 19.08.2016. URL: http://7x7-journal.ru/anewsitem/85853.
[5] Любимов Д. Правозащитник из Йошкар-Олы Сергей Подузов: «Человек и Закон» проверяют уже десятый раз за год // Там же. 24.11.2016. URL: http://7x7-journal.ru/item/89423.
[6] [Гражд. контроль] // Facebook. 21.12.2016. URL: https://www.facebook.com/citizenswatchspb/ posts/1294488923974393.
[7] Более десяти петербургских НКО получили письма из полиции с требованием отчетности // Открытая Россия. 23.12.2016. URL: https://openrussia.org/notes/704336/.
|