В последнее время миграционные органы МВД России постоянно отказывают сирийцам в предоставлении убежища и рекомендуют отправляться обратно. Ссылаясь на МИД и Министерство обороны, чиновники заявляют, что в Сирии уже не так опасно
Мы собрали некоторые решения и для наглядности сопоставили их с последним докладом Независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике, действующей по мандату ООН.
По данным ООН, к середине 2014 года число погибших в Сирии составило порядка 250 000 человек. Более свежих статистических данных нет, так как из-за интенсивных боевых действий их сбор был прекращен. По оценкам, на начало 2016 года более 5 млн сирийцев были вынуждены покинуть свою страну. Большинство из них нашли убежище в Турции (около 2,7 млн на август 2016), Ливане (около 1,5 млн на декабрь 2015), а также Иордании и Германии.
На территории России по состоянию на 5 апреля 2016 года, по данным ФМС России (с момента передачи функций МВД публикация статистики прекратилась), находилось 7096 граждан Сирии (на 5 апреля 2015 года — 8205). В это число входят работники посольства с семьями и те, кто приехал до начала конфликта, постоянно живет и работает в России и не ищет убежища.
Остальные сирийцы могут быть разделены на две группы: приехавшие до конфликта, но не имеющие возможности вернуться для получения новой визы из-за военных действий (беженцы на месте) и приехавшие во время конфликта. К последним относятся, в частности, семьи трудовых мигрантов, выехавшие к родственникам в Россию после начала конфликта. Обе группы имеют все основания обращаться за убежищем.
В течение 2015 года 5,5 тысяч беженцев, в первую очередь граждан Сирии, покинули Россию и через пограничный пункт в Мурманской области перебрались в Норвегию. В ноябре 2015 года Норвегия значительно усложнила правила пересечения границы. Норвежские власти отправили обратно в Россию тех сирийцев, кто имел легальный статус. Однако большая часть их осталась в Норвегии. Около 500 беженцев отправились в Финляндию. С этим, видимо, и связано уменьшение числа сирийских граждан на территории России, хотя небольшой поток сирийцев в Россию продолжается.
Несмотря на незначительное число граждан Сирии в России, общемировую практику их невысылки, основанную на рекомендациях Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и правозащитных организаций, миграционные органы продолжают часто отказывать им в предоставлении убежища. Известны случаи высылки сирийцев в Турцию или принудительно выслать их в Дамаск. За весь период конфликта начиная с 2011 года (за 2016 год данных еще нет) о статусе беженца в России ходатайствовало 2011 граждан Сирии, но предоставлен он был только одному (!). С заявлением о предоставлении временного убежища обратилось 4462 сирийца, а получили его 3306 человек. Однако временное убежище предоставляется только на год и может не быть продлено. На конец 2015 года на учете в ФМС России стояло всего 1032 гражданина Сирии, получивших временное убежище, а статус беженца имели всего два сирийца.
Необходимо отметить, что обратиться за убежищем в России без помощи адвоката или сотрудника НКО почти невозможно. Лиц, ищущих убежище, просто не допускают к процедуре.
Посещение лицом, ищущим убежища, миграционной службы может закончиться по-разному.
В лучшем случае ему будет назначен день интервью. Ждать интервью можно месяц или два, но иногда и несколько месяцев. Все это время человек, если у него нет российской визы, находится на территории России нелегально. Он может стать жертвой любого встречного полицейского, который либо задержит его для составления протокола и направления в суд, либо просто оберет, забрав все найденные при проверке содержимого сумки и карманов деньги. Полицейские не называют такую проверку обыском, на который они должны получить санкцию, просто они выясняют, нет ли при себе у иностранного гражданина опасных предметов.
Возможно, что с беженцем вообще не станут разговаривать, а сразу дадут от ворот поворот, и ему придется еще неоднократно сюда приходить. И это еще не самое худшее.
Уже несколько лет бытует практика, когда сотрудники миграционных органов, в функции которых входит работа с ищущими убежища лицами, вызывают своих коллег из полиции, которые доставляют беженца в отдел, там составляется протокол о нарушении порядка пребывания на территории России. Потом «нарушителя» везут в суд, где судья за считанные минуты принимает решение о нарушении статьи 8.8 КоАП РФ и приговаривает беженца к штрафу с выдворением за пределы России или без выдворения. Если в общем случае судья сам решает, выдворять ли обратившегося в Россию за помощью человека, то в Москве и Санкт-Петербурге закон ему такого права не дает — нарушитель должен покинуть территорию России.
Решение о выдворении, как правило, сопровождается еще и помещением в специальный тюремного типа центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). Там человека могут содержать до двух лет (статья 31.9 КоАП РФ «Давность исполнения постановления о назначении административного наказания»), и далеко не всегда он сможет обратиться за убежищем из этого учреждения, обжаловать отрицательное решение в суде, не пропустив срока. Доступ адвокатов в ЦВСИГ ограничен. К тому же перспективы обжалования решения суда первой инстанции не столь уж и радужны.
Есть еще и проблема перевода. Часто в миграционном органе переводчика вообще нет или у него отсутствует необходимая квалификация. И нередко переводчик играет отрицательную роль: переводит сказанное беженцем неадекватно, дает ему вредные советы, предлагает дать сотрудникам взятку.
Из сказанного становится понятно, почему так важно, чтобы в миграционную службу беженец пришел в сопровождении представителя общественной организации и адвоката. Желателен также хороший переводчик. Но надо быть готовым к тому, что миграционные органы не смогут отказать только в присутствии адвоката.
К сожалению, нет такой НКО, которая бы могла взять под такую тройную опеку каждого беженца. Кроме того, даже участие представителя, переводчика и адвоката не служит гарантией того, что развитие событий пойдет в законном направлении.
По нашей статистике, из 82 решений миграционных органов, вынесенных в первой половины 2016 года в отношении заявителей, которые пришли в Комитет «Гражданское содействие», 57 содержали отказ в предоставлении временного убежища, 17 — отказ в продлении. Только в семи случаях временное убежище было предоставлено и в одном — его продлили.
Хотя некоторые решения об отказе и удается впоследствии удачно оспорить в суде, в целом картина выглядит весьма удручающе. При этом еще в 2014 году ЕСПЧ признал, что Россия нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и назначил выплатить каждому из трех сирийцев компенсацию в размере 9000 евро за незаконное содержание под стражей и опасность подвергнуться жестокому обращению.
В сентябре 2016 года был опубликован последний доклад Независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике, который был составлен Советом по правам человека ООН по итогам исследования, проведенного с 10 января по 20 июля. Данные доклада мы решили сопоставить с типичными формулировками решений миграционных органов за тот же промежуток времени об отказах в предоставлении гражданам Сирии убежища. Типичность означает, что приводимые выдержки при минимальных вариациях повторяются на протяжении месяцев в десятках случаев. Как правило, в уведомлениях об отказе в продлении временного убежища говорится: «Отказано в продлении временного убежища в связи с тем, что оснований, по которым оно было предоставлено, больше не существует». Но так ли это?
|