В Сибири и на Дальнем Востоке с советских времен существуют трудовые лагеря, в которых живут и работают граждане Северной Кореи. И последние несколько лет они все чаще обращаются за получением убежища.
Юристы из дальневосточных регионов информируют о сложностях в работе с беженцами из КНДР. Корейцы боятся выносить информацию о себе публичное пространство, боятся спецслужб и депортации из России, чреватой зачастую казнью. Так, один гражданин КНДР, работающий в тайге под Тындой, периодически выходит на связь с адвокатом и сообщает о своем намерении подать ходатайство о предоставлении ему статуса беженца. Однако дальше намерений дело не продвинулось. Без переводчика поездка адвоката в Тынду смысла не имеет. Решается вопрос о переезде заявителя в Благовещенск.
Другой заявитель находится в Хабаровске. Ему оформлено временное убежище. Но после того как в помещении миграционной службы он столкнулся с сотрудником спецслужбы КНДР, которого распознал в переводчике, документы получать не стал. Спустя год он позвонил адвокату с просьбой о помощи, но с тех пор на телефонные звонки не отвечает.
Два заявителя находятся в Благовещенске. Получены письма поддержки от УВКБ, надо обращаться за убежищем. Но один из заявителей объявлен властями КНДР в розыск Интерпола. Он давал откровенные показания о жизни в КНДР: о стоимости риса в КНДР, о средней зарплате, о постоянной слежке и наказании граждан сотрудниками «корейского КГБ». Ситуация по сравнению с советским периодом не изменилась, как и тогда сотрудники спецслужбы выезжают в составе рабочих групп в Россию вместе с рабочими. Он рассказал о нечеловеческих условиях труда — постоянные штрафы, в том числе за просмотр российского телевидения или пользование сотовыми телефонами и пр.
Адвокаты пытаются помогать обращающимся (установление личности, предоставление убежища) в сотрудничестве с сотрудниками аппарата уполномоченного по правам человека в России, ФСБ. Так, адвокату во Владивостоке удалось освободить задержанных полицейскими и сотрудниками ФМС двух беженцев, которые собирались подать ходатайства о предоставлении им убежища. К сожалению, это случается не всегда. Например, сотрудники правоохранительных органов по заявлению отца о похищении дочери нашли на съемной квартире беженку, которая ранее обратилась за юридической помощью, и доставили ее в консульство КНДР.
Российские власти прекрасно осведомлены о том, насколько жесток по отношению к беглецам северокорейский режим, но тем не менее заключили с ним несколько двусторонних соглашений о выдаче нелегальных мигрантов и о правовой помощи в отношении разыскиваемых граждан, в частности Договор о выдаче ^ Подписав этот документ, Россия взяла на себя ответственность за нарушение права на жизнь.
|