Проблема реализации права на образование для мигрантов стоит очень остро, несмотря на весьма основательную законодательную базу. Мы продемонстрируем ее на примере Москвы.
В статье 26 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным».
16 октября 1973 года СССР ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в статье 13 которого госу- дарствами-участниками признается, что начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех.
16 августа 1990 СССР ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка, согласно статье 28 которой государства-участники признают право ребенка на образование и вводят бесплатное и обязательное начальное образование.
В 1996 году Российская Федерация стала членом Совета Европы и обязалась выполнять Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В статье 2 Протокола № 1 к конвенции утверждается, что «никому не может быть отказано в праве на образование».
В статье 43 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на образование, а также гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. [1]
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что принципы государственной политики заключаются в «обеспечении права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».
Несмотря на это, уже с середины 1990-х годов в ряде регионов, включая Москву, предпринимались попытки установить нормы, которые бы ставили запись детей в образовательные учреждения в зависимость от наличия регистрации.
22 января 2014 года Министерство образования и науки РФ издало приказ № 32, который стал использоваться в качестве обоснования отказа в приеме документов на поступление ребенка в школу при отсутствии регистрации. Отменить или изменить его Комитету «Гражданское содействие» на данный момент не удалось.
Таким образом, к систематическим и институционально установленным нарушениям права детей на образование приводят:
требование регистрации по месту жительства или пребывания как необходимого условия для зачисления ребенка в образовательное учреждение;
требование доказательства легальности пребывания родителя (законного представителя) на территории Российской Федерации;
затрудненность (а в ряде случаев невозможность) получения образования детьми, не владеющими русским языком, а также детьми с дополнительными потребностями.
Требование регистрации
В 2014 году в Комитет «Гражданское содействие» начали обращаться иностранные граждане с жалобами на то, что их детей не берут в школы из-за отсутствия регистрации по месту пребывания. Отказы директора школ и региональные управления образования мотивировали ссылкой на приказ Минобрнауки РФ от 22 января 2014 года № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
В приказе говорится: «Родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории».
С 2015 года в Москве (наиболее привлекательном для иностранных граждан регионе России) подать заявление для зачисления ребенка в школу можно только через Портал государственных услуг города, причем при этом необходимо указать адрес регистрации, более того, в подразделе «Запись в 1-й класс» в пункте «Кто может обратиться за услугой» значится, что это родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства либо по месту пребывания на территории города Москвы. В пункте «Перечень необходимых документов» указан «адрес регистрации ребенка по месту жительства или пребывания на территории города Москвы». В подразделе «Запись во все классы», в пункте «Кто может обратиться за услугой» требование регистрации отсутствует, но в пункте «Перечень необходимых документов» сказано, что для регистрации электронного заявления необходимы сведения о рождении и адреса регистрации ребенка в Москве.
Таким образом, на данный момент иностранный гражданин без регистрации не может устроить ребенка в московские школы. Это касается:
лиц, ищущих убежища,
людей, получивших статус беженца или временное убежище в России, но не имеющих возможности оформить себе регистрацию,
иностранных граждан, которые обжалуют отказ в предоставлении убежища,
всех недокументированных мигрантов.
В некоторых случаях директора при устройстве ребенка в школы требуют, чтобы у родителей была годовая регистрацию, не принимая трехмесячной, которую делают иностранные граждане, въезжающие в Россию в безвизовом режиме.
Требование доказательства легальности пребывания и координация между органами образования и миграционным контролем
В приказе № 32 также говорится, что родители детей, являющихся иностранными гражданами, при записи ребенка в школу должны предъявить документ, «подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации». Данное требование делает невозможным доступ к образованию на территории всей Российской Федерации детей недокументированных мигрантов. Также это касается иностранных граждан, ищущих убежище, но еще не получивших его или находящиеся на стадии обжалования отказа. Процесс обжалования может тянуться несколько лет, в течение которого дети беженцев остаются без доступа к образованию.
Отдельно нужно сказать об использовании образовательных учреждений для выявления недокументированных мигрантов. Эта проблема особо
остро стоит в Москве и Санкт-Петербурге, проявляется и в других регионах.
Так, Комитет «Гражданское содействие» с 2014 года ведет работу с общиной беженцев из Сирии в Ногинске Московской области. Руководитель управления образования этого города Н. Асоскова заняла предельно жесткую позицию и, ссылаясь на пресловутый приказ, не то что не способствовала усилиям организации по записи детей сирийцев в школу, но, наоборот, объявила выговор директору школы, которая согласилась зачислить одного ребенка в школу. По этой причине большинство детей беженцев из Сирии по состоянию на май 2016 года не могло начать учиться в образовательных учреждениях Ногинска.
Тесное сотрудничество между органами образования и контролирующими миграцию ведомствами часто не скрывается. Так, например, в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» заместитель начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Д. Никифоров прямо заявил: «Нужно отдать должное комитету по образованию и школам — с их стороны ведется тщательный контроль за легальностью нахождения в Петербурге учеников-мигрантов».
Согласно документу, подписанному заместителем руководителя депар - тамента образования Марины Смирницкой, поступившему в распоряжение интернет-издания «Газета.ру», департамент образования Москвы указывает руководителям школ на необходимость внесения в электронную базу информации о гражданстве обучающихся детей.
[1] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201703240036?mdex=0&rangeSize=1.
|