Почти год прошел с публикации Комитетом «Гражданское содействие» доклада «Административные выдворения из России — судебное разбирательство или массовое изгнание?» о системных нарушениях прав иностранных граждан в московских судах, составленного по итогам мониторинга, проведенного в 2015 году. За это время были внесены очередные изменения в миграционное законодательство, а тема трудовых мигрантов и их прав продолжала активно обсуждаться как в обществе, так и в государственных структурах. Но судебная практика, увы, не изменилась — многие иностранные граждане в Москве продолжают сталкиваться с произволом в судах, когда их коллективно, в потоке, без серьезных судебных разбирательств, выдворяют из России за малейшее нарушение миграционных правил. Отношение к трудовым мигрантам в целом также существенно не поменялось. По-прежнему в обществе распространены ксенофобские настроения. Серьезных и масштабных программ, направленных на интеграцию и адаптацию трудовых мигрантов в России как не было, так и нет. Даже наоборот, так как в МВД, к которому перешли функции ФМС, не ведется разработка серьезных интеграционных и адаптационных программ. Для того чтобы убедиться в этом достаточно просто взглянуть на Положение о Главном управлении по вопросам миграции при МВД России.
В свете сказанного характерно выступление вице-премьера О. Голодец в самом начале 2017 года. Заместитель премьер-министра заявила, что трудовые мигранты работают у нас не со знаком «плюс», они работают со знаком «минус», и, к сожалению, такая политика дестимулирует работодателей по отношению к техническому перевооружению, это снижает наши темпы перехода к так называемым высокопроизводительным местам. А такое положение приносит государству очень серьезные социальные издержки, то есть мы за них все равно платим — платим за образование детей мигрантов, несем серьезные социальные расходы. Символично, что, помимо прочего, Голодец занимает место председателя Совета по русскому языку при Правительстве РФ, одна из главных целей которого заключается в «популяризации русского языка, его поддержке и развитии». Видимо, образование детей-мигрантов, гарантированное Конституцией и многочисленными международными конвенциями к популяризации русского языка не относится.
Неприветливая миграционная политика, девальвация рубля, высокие выплаты за патент, массовые выдворения и еще более массовые запреты на въезд — все это не могло не сказаться на численности в России граждан из тех стран Центральной Азии, откуда приезжает наибольшее число трудовых мигрантов. Как видно из таблицы 2, число граждан Узбекистана и Таджикистана, пребывающих на территории РФ, с сентября 2014 по октябрь 2016 года значительно снизилось: на 29 и 14% соответственно. Немного увеличить число своих граждан на территории России смогли Казахстан и Кыргызстан (на 5 и 6%). В случае с Кыргызстаном с высокой долей уверенности можно утверждать, что это связано со вступлением страны в Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС). После присоединения Кыргызстана его граждане получили возможность работать без патента, а следовательно, избавить себя от дополнительных трат и бюрократических процедур. Помимо этого, вступление сопровождалось снятием запрета на въезд в Россию для нескольких десятков тысяч граждан Кыргызстана. Совсем недавно в результате договоренностей была объявлена амнистия для некоторых граждан Таджикистана. Очень вероятно, что российская сторона активно использует эти механизмы в качестве инструментов при достижении своих геополитических целей.
Таблица 2. Численность пребывающих в России иностранных граждан из некоторых стран бывшего СССР на дату (согласно статистике Главного управления по вопросам миграции МВД РФ)
Страна
03.09.14
01.10.15
01.10.16
Разница(%)
Азербайджан
610 159
537 475
531 471
-13
Армения
531 691
518 731
523 124
-2
Беларусь
476 187
622 786
741 453
+55
Казахстан
581257
704 535
613 067
+5
Кыргызстан
550136
519 487
582 863
+6
Молдова
582 375
525 903
490 844
-16
Таджикистан
1 163 199
967 751
999 035
-14
Узбекистан
2 509 666
2 038 155
1 779 002
-29
Украина
2 446 123
2 596 092
2 581 380
+5
|