Мэр Москвы С. Собянин в 2016 году сделал несколько заявлений о трудовых мигрантах, используя жесткий, а скорее даже жестокий тон высказываний. Одно из них привело к дипломатическому скандалу с Кыргызстаном. Так, когда градоначальник в ноябре заявил, что выходцы из этой страны представляют собой «огромный поток мигрантов, которые, к сожалению, не добавляют безопасности городу», президент Кыргызстана резонно заметил, что обеспечение достойного и легального труда — одна из обязанностей правительства Москвы. Помимо этого, Собянин, имея в виду уже всех трудовых мигрантов, сказал, что, с одной стороны, «ежегодно в городе выдается порядка 400 тыс. патентов на сумму 12 млрд рублей, что в принципе покрывает расходы города на адаптацию мигрантов и членов их семей», но, с другой стороны, «по разным оценкам, сегодня более 40% мигрантов работают в городе нелегально». Что подразумевается под адаптацией мигрантов и членов их семей, Собянин не пояснил. И в итоге в очередной раз призвал полицию Москвы к продолжению активной деятельности по пресечению «нелегальной миграции». Последнее фактически означает продолжение практики массовых выдворений и нарушений права иностранных граждан на справедливый суд. Мэр, похоже, озабочен только так называемой нелегальной миграцией и совершенно не интересуется ее причинами, а также нелегальными методами борьбы с ней.
В том же выступлении Собянин заявил, что сегодня МВД гораздо реже, чем один или два года тому назад, применяет к мигрантам такие меры, как выдворение или запрет на въезд в страну. Но правда ли это? И произошли ли в московских судах в 2016 году какие-то серьезные позитивные изменения при рассмотрении дел по нарушению части 3 статьи 18.8 и части 2 статьи 18.10 КоАП РФ? Ведь выдворения по этим двум статьям составляют около 98% от общего числа выдворений. Есть серьезные основания сомневаться в каких-либо позитивных сдвигах. Посещения судов, рассказы трудовых мигрантов и беженцев, которые обращаются в Комитет «Гражданское содействие», свидетельствуют о тех же массовых нарушениях прав иностранных граждан, которые описаны в прошлогоднем докладе. На это же указывают данные, размещаемые на сайтах судов: по-прежнему не редкость, когда в течение дня один судья рассматривает 40, 50, а иногда и больше дел по названным статьям. Любой желающий может увидеть, что даже по электронной официальной отчетности на слушание одного дела часто отводится по две-три минуты.
Верны ли слова Собянина, что МВД «гораздо реже» выдворяет иностранных граждан?
Это зависит от того, считать ли уменьшение на 15% (именно на такую величину, по данным Управления Судебного департамента в г. Москве, снизилось количество решений о выдворении в Москве в 2016 году по сравнению с предыдущим годом — 49 706 и 58 196) как «гораздо реже» или нет.
При этом доля решений, в которых назначалась санкция в виде выдворения, относительно всех решений, выносимых по этим статьям, уменьшилась очень незначительно: 78% (2016) и 80% (2015). Также лишь немного снизилась доля вообще всех обвинительных решений: 92% (2016) и 95% (2015).
Конечно, обнадеживает рост числа возвращенных и особенно прекращенных дел: с 3,5% (2015) до 7,2% (2016) и с 0,5% до 1,1% соответственно, так как это может означать, что судьи стали больше внимания и времени уделять обстоятельствам рассматриваемых дел. В то же время рост этот слишком незначителен, чтобы говорить о тенденции, а также о причинах этого явления.
Суммируя сказанное, можно заключить: в Москве в 2016 году продолжились массовые выдворения иностранных граждан из России. При этом, судя по (1) наблюдениям наших сотрудников, (2) рассказам заявителей, а также (3) официальным данным судов, при рассмотрении дел по части 3 статьи 18.8 и части 2 статьи 18.10 КоАП РФ в московских судах не прекращались систематические и грубые нарушения права иностранных граждан на справедливый суд.
|