Европейский суд по правам человека коммуницировал восемь жалоб родственников погибших военнослужащих («Лузянина против России», «Худорошко против России» «Васильева и другие против России» и «Слепцова против России»). Правозащитные организации «Агора», «Право матери» и «Солдатские матери Санкт-Петербурга», представляющие интересы заявителей, считают, что российские власти нарушили статью 2 Конвенции — право на жизнь.
Юристы полагают, что ЕСПЧ видит проблему в том, что случаи дедовщины и смертей (в т. ч. самоубийства) зачастую не расследуются, а система психологической поддержки в частях фактически не способна выявить суицидальные наклонности у молодых людей. Тем более прецеденты были 1
В коммуницированных в 2016 году делах ЕСПЧ задает российскому правительству вопросы: (1) выполнены ли обязательства государства по сохранности жизни сыновей заявителей? (2) имеет ли государство эффективную систему психологической оценки и помощи для предотвращения самоубийств среди военнослужащих? Предлагается представить законодательную базу и последние статистические данные о таких происшествиях; (3) когда была установлена причина смерти (суицид), были ли выяснены причины и условия, способствовавшие совершению самоубийств (включая профилактический аспект)? [1] [2] При этом ЕСПЧ уже приходил к выводу, что называемая доследственная проверка в контексте российской правовой системы сама по себе не способна привести к наказанию виновных (решение по делу «Фанзиева против России»).
Жалобы, которые поступают в ЕСПЧ по схожим обстоятельствам свидетельствуют, что проблема носит именно системный характер.
[1] Пушкарская А., Зубов Н. Суициды в российской армии разберут в Страсбурге // Коммер- сант.ти. 28.12.2016. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3182849.
[2] ЕСПЧ коммуницировал жалобы родственников 5 солдат, совершивших суицид из-за недосмотра командиров и психологов // AGORA. 28.06.2016. URL: https://goo.gl/8P47ea.
|