Среда, 27.11.2024, 09:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Положение тяжелобольных заключенных

Порядок освобождения тяжелобольных из СИЗО и исправительных учреждений регламентируют два постановления правительства: от 14 января 2010 года № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» и от 6 февраля 2004 года № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

По данным ФСИН РФ, в течение 2016 года на основании части 2 статьи 81 УК РФ было освобождено 1688 человек, 1059 — умерли пока рассматривалось ходатайство об освобождении, из них 119 — в период, предусмотренный для апелляционного обжалования принятого судом решения об освобождении. ФСИН РФ перекладывает ответственность на судебные органы, ссылаясь на длительность сроков рассмотрения ходатайств и отказы в освобождении тяжелобольных. Судебный департамент при Верховном суде РФ называет следующие цифры: за первое полугодие судами было рассмотрено 3627 ходатайств, удовлетворено только 971 1. Итак, удовлетворяется чуть больше четверти ходатайств. И неизвестно, сколько осужденных умерло после того, как им было отказано в освобождении.

Есть две основные причины, порождающие такую неутешительную статистику. Во-первых, доставшийся в наследство от советской эпохи карательный уклон в работе правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы и судов, от которого, несмотря на все усилия гражданского общества, государство до сих пор не отказалось. Во-вторых, несовершенство законодательства. [1]

Следует отметить, что, согласно позиции ЕСПЧ, статья 3 (запрет пыток) ЕКПЧ не устанавливает обязательство освободить заключенного по медицинским основаниям или перевести его в гражданскую больницу даже в том случае, если он страдает заболеванием, трудно поддающимся лечению, но государство обязано обеспечить условия содержания под стражей, совместимые с уважением человеческого достоинства, а также надлежащую защиту здоровья и благополучия осужденного. Если государство не в состоянии это сделать, человек должен быть освобожден.

В ноябре на площадке уполномоченного по правам человека в РФ была создана рабочая группа, в которую вошли представители правозащитного и научного сообществ, сотрудники ФСИН, Минюста и аппарата уполномоченного. Правозащитники представлены Институтом прав человека, Фондом социальное партнерство и фондом «В защиту прав заключенных». Члены рабочей группы обсуждали законопроект о внесении изменений в УК, УИС, УПК, разработанный в МГУ и аппарате уполномоченного. Авторы предлагают усовершенствовать порядок условного освобождения по болезни, а также предоставления отсрочки от отбывания наказания для прохождения необходимого лечения. Законопроект будет представлен уполномоченным по правам человека в РФ субъектам законодательной инициативы.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 54 также нуждается в серьезных изменениях и дополнениях. Проект постановления «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» разработан Минюстом и опубликован для публичного обсуждения еще в 2015 году, однако до конца 2016 года он так и не был принят.

Между тем тяжелобольные осужденные продолжают умирать в заключении. Так, в соответствии с Постановлением № 54, злокачественные новообразования IV стадии (независимо от места их локализации) должны быть подтверждены гистологическим исследованием. Но такое исследование не всегда возможно провести, в частности по медицинским противопоказаниям, что влечет автоматический отказ в освобождении по болезни.

У осужденного Валерия Ч., отбывающего наказание в ИК-6 в Приморском крае, было злокачественное новообразование мягких тканей передней брюшной стенки с распространением на органы брюшной полости. Оперативное лечение даже в минимальном объеме (биопсия опухоли) пациенту не показано из-за высокого риска осложнений. Но в колонии ему не оказывалась вообще никакая медицинская помощь. В августе Валерию было отказано в представлении его на специализированную медицинскую комиссию по освобождению в связи с отсутствием гистологического подтверждения злокачественного новообразования. В сентябре он скончался.

Постановление Правительства № 3, регламентирующее освобождение подозреваемых и обвиняемых из СИЗО, также содержит ряд недостатков. Так, например, в статье 110 УПК РФ не установлен срок, в течение которого дознавателем, следователем или судом должно быть принято решение

о смягчении меры пресечения после получения ими медицинского заключения о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, из-за которого содержание под стражей представляет угрозу его жизни. Исправляющий, в частности и этот недостаток, законопроект внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ в декабре.

Тем временем, авторы доклада «Тюремная медицина в России» подсчитали, что за последние пять лет ЕСПЧ присудил выплатить российским больным заключенным и их родственниками 565 575 евро по фактам нарушения статьи 2 (право на жизнь) и 3 (запрет пыток) ЕКПЧ ^

 

[1] См. таблицу «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции» на Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2016 года / Судеб. департамент при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3577.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (19.07.2017)
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%