Федеральный список экстремистских материалов обновился 54 раза, в него было добавлено 785 пунктов [1] [2] (годом ранее — 667), четыре пункта были исключены с сохранением нумерации, и он вырос с 3229 до 4015 позиций. Некоторые пункты являются перечнями самого разного рода материалов.
Тематически пополнения распределились следующим образом:
♦♦♦ ксенофобскые материалы современных русских националистов — 604;
♦♦♦ материалы иных националистов — 6;
♦♦♦ материалы классиков расизма — 2;
♦♦♦ материалы исламистских боевиков и иные призывы политических исламистов к насилию — 69;
♦♦♦ иные мусульманские материалы (книги Саида Нурси, материалы запрещенных организаций, включая «Хизб ут-Тахрир», и многое другое) — 18;
♦♦♦ материалы православных фундаменталистов — 3;
♦♦♦ иные религиозные материалы (свидетелей Иеговы и др.) — 5;
♦♦♦ крайне радикальные антироссийские выступления из Украины (мы отделяем их от «иных националистов») — 11;
♦♦♦ иные материалы украинских СМИ и интернета — 13;
♦♦♦ иные материалы, подстрекающие к беспорядкам и насилию — 27;
♦♦♦ мирные оппозиционные материалы — 2;
♦♦♦ разнородный массив текстов, заблокированный целиком — 1;
♦♦♦ пародийные материалы, запрещенные как серьезные — 2;
♦♦♦ материалы, запрещенные явно по ошибке — 2;
♦♦♦ материалы, созданные, по нашему мнению, людьми в измененном состоянии сознания — 2;
♦♦♦ не поддающиеся идентификации материалы — 18 (включая 4 исключенных).
Доля онлайновых материалов в списке ожидаемо растет. Как минимум 711 пунктов — материалы из интернета. Большая их часть — различные ксенофобские материалы из социальной сети «ВКонтакте». Офлайн-материалы — различные ксенофобские книги (по преимуществу издательства «Алгоритм») и листовки, мусульманская литература, брошюры свидетелей Иеговы, письма организации «Духовно-родовая Держава Русь» (подробнее см. в главе о преследовании за членство в организациях), запрещенное граффити с опоры моста во Владимире 1
Иногда не вполне понятно, где именно размещен запрещаемый материал. Так, например, п. 3247 описан как «изображение человеческого черепа и кости с надписью «Мертвая голова... всему голова!!!, под которым размещена надпись — Смерть жидам и всем хачам, скоро ад устроим вам!!! (решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10.11.2015)».
О том, что с этим бестолковым и разбухающим механизмом давно уже невозможно работать, мы пишем из года в год [3] [4]. Правда, Генеральная прокуратура предприняла попытки улучшить положение путем централизации этой деятельности. В ноябре стал известен текст изданного еще в марте приказа, по-новому регламентирующего порядок запрета материалов за экстремизм [5]. Но пока, как видим, темпы роста списка за год только выросли.
Причем суды продолжают пополнять список одними и теми же материалами. В августе под п. 3746 в списке оказался роман Дмитрия Нестерова «Скины: Русь пробуждается», признанный экстремистским решением Ленинского районного суда Екатеринбурга 22 марта. Эта книга (также без указания выходных данных) уже была признана экстремистской Ленинским районным судом Оренбурга еще в 2010 году и внесена в Федеральный список экстремистских материалов (п. 1482). За год таких повторов было внесено не менее 15. Всего повторов в списке не менее 125.
Часть материалов продолжают признавать экстремистскими явно неправомерно (брошюры свидетелей Иеговы и т. д.).
[1] Объединение Misanthropic Division было признано экстремистским Красноярским краевым судом 17 июля 2015 года.
[2] Центр «Сова» благодарит студентку факультета журналистики МГУ Марию Мурадову за помощь в классификации списка.
[3] Владимир: суд зачем-то признал экстремистским граффити // Центр «Сова». 20.12.2016. URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2015/12/d33425/.
[4] См. например соответствующую главу в Альперович В., Юдина Н. Эволюция и деволю- ция...
[5] Подробнее см.: Кравченко М. Указ. соч.; Неправомерный антиэкстремизм в ноябре 2016 года // Центр «Сова». 05.12.2016. URL: http://www.sova-center.ru/misuse/publications/2016/12/ d35943.
|