II рп во возникает на определенном этапе человеческого развития. Ашли первобытно-общинного строя не знали права и руководствова- 1Мп, в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их ВИшп играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарожда- ЦНС!• и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его ||М|Ьб|| в значительной мере связана с появлением такого важного инс- tMiy ra социальной жизни, как государство.
Нозникновение государства и права обусловлено общественными Потребностями, а именно:
11еобходимостью установления стабильности в отношениях новой мЛщности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;
необходимостью поддержания единого порядка в условиях разделении общества на отдельные слои (касты, сословия, классы), имущест- iw иное и социальное положение которых стало разниться, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;
необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного Н1чтшвостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обме- Мя и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.
На исторической арене государство и право в основном присут- I' I ну ют вместе. Это свидетельствует об их генетической связи. Поэтому lie I ничего удивительного в том, что и причины, вызвавшие их появление, во многом взаимосвязаны. Рассмотрим их по порядку.
Экономические факторы
11ервые государства на земле возникли примерно 6—7 тыс. лет на- 1ш|, и, как правило, в долинах рек (Нил, Тигр, Евфрат, Янцзы, Инд).
Именно в этих местностях сложились наиболее благоприятные условия для земледелия. Затем процесс создания государств стал распространяться по средиземноморскому бассейну и далее.
Этот небывалый человеческий прогресс обусловил закон специализации, являющийся всеобщим для развития окружающего мира Специализация присуща уже миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов — это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т. е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни.
В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более. Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации.
Разделение труда в сфере экономики — это первый вид социальной специализации. Его начала можно видеть уже в присваивающей экономике (когда мужчины занимались преимущественно охотой, а женщины — собиранием кореньев и плодов). Производящая экономика — это прыжок человечества на более высокую ступень. Она постепенно набирала темпы, и наступил такой момент, когда и производственный труд стал специализироваться. В ее пределах выделяются несколько разновидностей крупных общественных разделений труда Еще Ф. Энгельс, вслед за другими учеными-историками, отмечал три крупных разделения труда:
отделение скотоводства от земледелия;
выделение ремесла;
появление торговли.
Но это было только начало. В современном мире специализация в экономической сфере очень обширна. Наряду с сельским хозяйством, промышленностью, торговлей в особый вид деятельности выделились финансы, здравоохранение, образование, туризм И др.
Но и в пределах каждой из разновидностей экономической специализации просматривается специализация в отдельных областях деятельности. Так, только в промышленности насчитывается несколько десятков отраслей (геологоразведка, угле-, нефтедобыча, металлургия, машиностроение, электротехника и т. п.).
Уже начальные разновидности экономической специализации (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появле-; ние торговли) дали мощный толчок развитию как самого произвол-, ства, так и общества в целом.
Ни первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализи- f&HBlioinc освоение видов производства происходило на качественно Ним Ж высоте.
Ни вторых, в результате повышения производительности стал на- lHMlJIMmiii.cn общественный продукт сверх того, что необходимо было AM Инфсблепия самим производителем.
Н третьих, усложнились взаимоотношения между членами обще- ИИй мчи неизмеримо увеличился социальный объем.
Мони i но, что средства социального регулирования, используемые рМ1#е (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и др.), в новых УКЛнминч перестали быть эффективными. Им на смену должны были (ЦМН'И новые. Основную регулятивную функцию на этом этапе раз- ММИм человечества стало брать на себя право.
Не. учи i ивная теория, объясняющая процесс происхождения права, рмчмин i pai 1ена в азиатских странах и в евроазиатской России. Причиной особой приверженности ученых этих стран именно регулятивной МмНин является то, что они при осмыслении вопроса о происхождении нрава опирались в основном на условия, в которых находятся 9ТНИМЫ Азиатского континента. Жесткие климатические и географи- HfVIMir условия в данной части планеты обусловили особую роль госу- М(Нчия, (’ самого начала она была огромной и заключалась в обеспе- Ч#ННИ порядка и стабильности, которые были крайне шаткими в таких flAMum условиях.
И действительно, право в этих регионах возникает для установлении и поддержания единого порядка для всей страны. Порядок — по- ИИ1Ие комплексное, охватывающее многие сферы человеческой жиз- НМеи1еммюсти, расширившейся и гигантски усложнившейся в связи * |№|Н'кодом общества к производящей экономике.
Кякие же вопросы общественной жизни стало необходимо регули- |М|Ий1ь с помощью принятия норм права?
Ни нервом этапе развития человеческого общества, вероятно, лишь НИЙ01.М1ЮЙ круг вопросов требовал упорядочения посредством правому норм: распределение территории при вынужденной передислока- ННИ народа (заключение своего рода договора между племенами); оп- Н#Д|'<ичпн' порядка использования водоема (например, установление wnpc hi на сбрасывание в него отходов); разрешение санитарно-гигие- МНЧГ1 кич вопросов (например, установление порядка захоронения); И laiioiiiicime правил экзогамии, запреты инцестов, другие.
1ачаточное развитие производства не позволяло пока полностью •НоИш от собирательства, а поэтому существовали правила-запреты ни омну (сбор плодов) в определенных местах или на определенных *||ио| мых (растения). Запрещались также убийства, телесные повреж- чинпн, колдовство, воровство, увод чужих жен и др.
В традиционном обществе с развитием производства возникает не обходимость регламентировать уже не только порядок приобретена землевладения, но и сельскохозяйственное производство. Например вассалы, помещики своими распоряжениями устанавливали таки правила в отношении крестьян — нормы манориального (крепости© го) права. Так, в частности, существовало такое правило, касающееся разделения труда, — мужчины косят, женщины подгребают траву, сто гуют. Важно и распределение созданного продукта (большая часть тру да крестьян доставалась вассалу или помещику, определенную част изымал сюзерен или правитель-государь, устанавливая налоги и сбо ры). Появлялись и правила, касающиеся сотрудничества и взаимопо мощи (община, справившись со своими задачами, шла на помощь со седней крестьянской общине). Строительство крупных сооружени! (ирригационных, фортификационных) вынуждало князя определял правила участия в них (поголовное участие или подворовое).
Основанием для таких обобщений служат прежде всего письменные источники права. Да, в первых письменных источниках права до минируют нормы уголовного права, однако обобщение типичных противоправных ситуаций и установление за них санкций — это тож< регулирование, но только превентивное. Кроме того, уже и в этих источниках есть нормы, регулирующие сугубо экономические вопросы как, например, собственность, порядок заключения договоров (с по мощью клятвы), просматриваются и наследственные, семейные и дру гие нормы права.
При переходе общества к рыночной экономике, когда развитие про изводства перешло на новый уровень и обмен продуктами труда стая носить массовый характер, в дополнение начинают регулироваться меры весов, устанавливаются денежные системы, ограничения цен нг особо важные товары. Развитие средств сообщения и других средсп производства вызвало к жизни установление правил мореплавания! лоции, норм цехового (гильдейского) права. Множество и других вопросов получают опосредование с помощью права.
Одним словом, по мере необходимости все сферы жизни люде! (экономическая, политическая и социально-бытовая) охватываются правовым регулированием. Оно становится все плотнее и плотнее В этом следует усматривать экономические причины появления права
Политические факторы
Экономические предпосылки создания государства и возникновения права чрезвычайно важны, но не только они определили переход общества к государственности. Человек — существо общественное, и поэтому ему приходится иметь дело, занимаясь производственной
WKiniMiocTMo, не только со средствами производства, но и, хочет он fHMl инн пе г, вступать в отношения с соплеменниками. Можно пред- fNHiioMi i ь, что земледельцу, скотоводу, ремесленнику или торговцу МНепнню или на уровне подсознания пришло понимание того, что 9МУ finmv выгодно наличие безопасных условий его деятельности, не- §f НИ иостинное участие в конфликтных отношениях. Поскольку ор- НМ1Ы управления первобытного общества не справлялись с этой ролью, ЙИИтпшо стали формироваться органы государственной власти, ко- fwpwi’ в шли на себя обеспечение безопасности людей внутри челове- •(li'hoid сообщества и, в частности, урегулирование спорных взаимоот- НШрнин между соплеменниками. Постепенно создаются судебные й|Мй11ы, поскольку старейшины, которые заботились об интересах йрмлг всего своего рода, а не племени в целом, более не годились ИЯ рот. беспристрастного арбитра. Таким образом, начинает осозна- ЙИМ'Н полезность надродовой власти, стоящей выше частных и родо- Мй шпересов.
Помимо разрешения споров между людьми возникает необходимей. в существовании стабильного порядка для гарантированного И ушоНчипого осуществления производства. Но поскольку правиль- М*но поведения не приходится ждать от всех членов сообщества, воз- Ийкмс I потребность силой заставлять тех, кто действует вразрез с инте- рМнми большинства, подчиниться установленному порядку. Одним 0ЙИИОМ, речь идет о легализованном принуждении, применении насилия In fimii о общества. И эту роль опять-таки прежние органы управления Нрн чрезвычайно развившихся экономических связях, выходящих |й Н|*е/1елы общин и даже отдельных племен, уже не могли выполнять.
(tfiiiiiKo применение принуждения не было самоцелью даже в те да- ЯИне времена. Поскольку главной целью было установление порядка 0 nfinice me, то упор делался прежде всего на примирение сторон.
Примирительная теория, объясняющая процесс происхождения й|Мни, очень популярна на Западе. Ее поддерживают английский уче- ИМН I Ьерман, шведский ученый Э. Аннерс и др. Пристрастие к этой fvopiiii v западных исследователей вполне объяснимо: западные стра- Им pti ши вались эволюционным путем, причем социальные институты Нм пила вались «снизу», т. е. по мере выявления какой-либо обще- ИИгнипй потребности люди начинали думать, как дать достойный от- 0#1 ив вы in в объективной реальности. Создание права — один из таких
MHWIOII
• ум. ной теории довольно проста. Согласно ей право начинало за- ро* чи M.OI не для урегулирования отношений внутри рода, а для упо- ри/1ич111ия отношений между родами. Внутри рода миротворческую рои. исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый нмс'1 ы|мн индивид еще не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образов была силой каждого его члена, и поэтому в интересах любого индивид было не противопоставлять себя роду.
Однако между родовыми группами конфликты случались, и доволь но часто. Их улаживание было в интересах племени. И вот почему. Пле мя являлось прежде всего единицей военной. Его сила в то далекое вре мя определялась прежде числом, а не умением. Именно поэтому был крайне невыгодно терять людей в результате внутренних конфликтов.
Конфликты же между родами являлись делом обычным. Ведь у ро довых групп были свои особенные интересы (занять лучшее мест< на стоянке, использовать более выгодную территорию, приобресп большее число женщин и др.). Причины их кроются в биологическ заложенном желании человека выжить, т. е. в желании, содержаще! некую стихийную готовность к возмездию. Именно из этого и роди лась сама идея кровной мести, уносившая жизнь многих древних лю дей. Более того, сам риск быть подвергнутым кровной мести оказыва сильное давление на членов рода в плане стремления к миру межд различными родовыми группами, поскольку нельзя было предугадать чем закончится вражда, не будут ли уничтожены члены конфликтую; щих родов до последнего человека, т. е. кровная месть имела истреби тельный характер.
Именно из договоров о примирении, заключаемых первоначальна с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло как считают приверженцы этой теории, примирительное право Со временем договоры примирения в силу повторения ситуаций одно родного характера постепенно переросли в правовые нормы, непре менным атрибутом которых уже являлись санкции, где устанавлива лись суммы штрафа за нанесение телесных повреждений и други правонарушений.
Поначалу не проводилось разницы между видами проступков. Нанесено ли телесное повреждение, захвачена ли часть имущества род либо не исполнен договор обмена и т. д. — все это давало rioeoj для кровной мести, а когда она была заменена денежными взыскания ми — для применения виры (штрафа). Не имело также значения и то наступила ли смерть в результате умысла, или она явилась следствие! несчастного случая.
Однако постепенно правила примирения стали дифференциро ваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различно го характера возникла целая система правовых норм. Из поколеню в поколение она продолжала совершенствоваться в традиционной дл тех времен устной форме, а затем начала оформляться в форме законо дательства, т. е. в форме провозглашения их от имени государств с правом применения санкций со стороны государственных органов.
• Юри | пишись к анализу первых письменных источников права, мы йнчучим очень убедительный аргумент в пользу того, что именно поэтические причины были главными: практически весь их объем за- Нниннсни нормами уголовно-правового характера. В них речь идет ИЙ усыновлении санкций за правонарушения.
Психологические факторы
Ииигнившиеся экономические условия формируют новый духов- «(Опок людей, возникает новый тип самосознания. На начальном #№нс рп mm ия общества постепенно, и пока лишь в очень небольшой Ш»и», людьми начинают осознаваться общие интересы. Чрезвычайно 9№и чнчтнуют осознанию таких интересов военное нашествие и необхо- Фщтнть шщиты. Возникает понимание, что эти общие интересы tlMMiic некому реализовать, кроме как централизованной структуре, Myituri ваяющей координацию различных сторон жизни общества. Й Лишь только в развитом обществе общая цель осознается как право- Ш щчь, т. е. развитие и обеспечение права, в том числе и контроль И илт гыо, осуществляющей принуждение.
|