Начнем с плюсов.
Первое: вместо ряда налогов общей системы налогообложения "упрощенец" уплачивает единый налог.
Второе: ставка единого налога довольно низкая - 6%.
Обращаем внимание, что с 1 января 2016 г. субъектам РФ предоставлено право уменьшать ставку налога до 1%, т.е. налог может быть установлен в пределах от 1 до 6%. А для индивидуальных предпринимателей законом субъекта РФ может быть установлена ставка 0% (это правило действует с 1 января 2015 г.).
Третье: упрощенная форма ведения налогового учета. Налогоплательщик ведет учет полученных доходов в книге учета доходов и расходов. Расходы, поскольку они не влияют на размер уплачиваемого налога, учитывать не нужно. Соответственно, нет необходимости собирать и хранить документы, подтверждающие расходы.
Четвертое: налоговые органы крайне редко проверяют налогоплательщиков, применяющих шестипроцентную "упрощенку". Если вы будете вовремя платить все налоги и взносы, а также вовремя сдавать отчетность, общение с налоговой инспекцией будет сведено к минимуму.
Теперь о минусах.
Пожалуй, единственным существенным минусом работы на "упрощенке" можно назвать то, что покупатели (заказчики) иногда отказываются сотрудничать с продавцами-"упрощенцами" в связи с тем, что "упрощенец" не является плательщиком НДС и, как следствие, покупатель (заказчик), являющийся плательщиком НДС, не имеет возможности получить налоговый вычет по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).
Нередко партнеры пытаются решить эту проблему следующим образом. "Упрощенец", несмотря на то что он не является плательщиком НДС, выставляет покупателю (заказчику) счет-фактуру с выделенной суммой НДС.
Сразу предупредим, что такой вариант решения проблемы не выгоден самому "упрощенцу".
Дело в том, что, выставив счет-фактуру с выделенной суммой НДС, "упрощенец" обязан перечислить поступившую ему от покупателя (заказчика) сумму НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/126).
Кроме того, в этом случае у организации-"упрощенца" возникает обязанность представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС, отразив в ней сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет (общую сумму НДС по всем счетам-фактурам, выставленным покупателям в данном квартале). Налоговая декларация должна быть представлена в электронной (!) форме не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Еще одна "неприятность", с которой сталкивались "упрощенцы" до недавнего времени: налоговики считали, что "упрощенец" не имеет права уменьшить свой доход, облагаемый налогом при УСН, на суммы НДС, уплаченные в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям товаров (работ, услуг).
Обратите внимание! С 1 января 2016 г. эта проблема решена на законодательном уровне.
В п. 1 ст. 346.15 НК РФ внесены изменения, согласно которым при определении объекта налогообложения при УСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и п. 2 ст. 248 НК РФ. В свою очередь абз. 5 п. 1 ст. 248 НК РФ установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2015 N 84-ФЗ). Это означает, что суммы НДС, предъявленные "упрощенцами" покупателям, с 2016 года на законном основании исключаются из состава доходов, облагаемых налогом при УСН. Этот вывод подтверждает и Минфин России (Письмо от 21.04.2016 N 03-11-11/22923).
Что будет, если "упрощенец" выставит покупателю счет-фактуру с НДС, но эту сумму НДС в бюджет не уплатит (оставит ее себе)?
Имейте в виду: налоговый орган, обнаружив это нарушение, взыщет с "упрощенца" НДС, начислит пени и штрафы как за несвоевременную уплату налога (ст. 122 НК РФ), так и за непредставление налоговой декларации по НДС (ст. 119 НК РФ).
Таким образом, если уж вы решили перейти на "упрощенку", лучше забудьте о НДС. Привлекайте покупателей (заказчиков) выгодными ценами. Ведь, поскольку вы не являетесь плательщиком НДС, у вас есть возможность установить более низкие цены по сравнению с теми, которые предлагают продавцы, находящиеся на общем режиме налогообложения.
1.2. Бухгалтерский учет
До 2013 года существенным плюсом применения УСН было освобождение организаций-"упрощенцев" от обязанности вести полноценный бухгалтерский учет и, соответственно, от обязанности сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
Однако с 1 января 2013 г. действует новый Закон "О бухгалтерском учете" (Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), который обязывает организации, применяющие УСН, вести бухгалтерский учет наравне со всеми другими организациями.
Никаких исключений или освобождений для организаций-"упрощенцев" новый Закон "О бухгалтерском учете" не предусматривает.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2013 г. должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80).
При этом законодательство о бухгалтерском учете предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам <*>.
--------------------------------
<*> Подробные рекомендации по применению упрощенных способов ведения бухучета приведены в книге "Учетная политика: бухгалтерская и налоговая", выпущенной Издательством "АйСи" (автор Крутякова Т.Л. Москва: Издательство "АйСи", 2017). Информация об этой книге размещена на сайте Издательства "АйСи": www.icgr.ru.
Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие следующим условиям <**>:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%;
- суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%;
- суммарная доля участия иностранных юридических лиц не должна превышать 49%;
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (включительно);
- годовой доход от ведения предпринимательской деятельности не должен превышать 800 млн руб.
--------------------------------
<**> Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Примечание. Все организации-"упрощенцы" обязаны представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.
При этом на основании подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ в налоговые органы требуется представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения организации в срок не позднее трех месяцев после окончания соответствующего года.
Квартальную бухгалтерскую отчетность в налоговые органы представлять не нужно.
Малые предприятия имеют право формировать бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств (представляют некоммерческие организации) включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств для субъектов малого предпринимательства утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
Примечание. Организации - субъекты малого предпринимательства могут ограничить объем годовой бухгалтерской отчетности только балансом, отчетом о финансовых результатах и отчетом о целевом использовании средств (при наличии информации, подлежащей отражению в этом отчете).
Правомерность этого вывода подтверждается Письмом Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80.
В нем указано, что организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, не обязана включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчетность отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах.
|