Летом 2016 года определенные послабления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства произошли в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Так, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 4 июля 2016 года, КоАП РФ был дополнен положениями, определяющими особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Дополнительно введены ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1, ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Отметим при этом, что категория субъектов малого и среднего предпринимательства раскрывается в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" следующим образом: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
С 1 июля 2016 года вступила в силу ст. 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусматривающая ведение Федеральной налоговой службой Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Итак, какие изменения произошли в КоАП РФ?
Законодатель определил возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения в случаях, если административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
Системный анализ требований ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ, позволяет делать вывод о том, что указанная исключительная норма применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
1) применяется только в отношении определенной категории субъектов, а именно:
- являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц;
- руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
2) применяется за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
3) применяется при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, согласно которой административное наказание в виде предупреждения устанавливается (назначается) при одновременном соблюдении следующих условий:
- за впервые совершенные административные правонарушения;
- при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- при отсутствии имущественного ущерба.
Отметим при этом, что аналогичное требование было закреплено также в дополнительно введенной с 4 июля 2016 года ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ, определяющей общие правила назначения административного наказания;
4) в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется;
5) административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения следующих административных правонарушений:
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, - злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31.2 КоАП РФ, - манипулирования ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ, - заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координации экономической деятельности;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.33 КоАП РФ, - недобросовестной конкуренции;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 КоАП РФ, - неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, - невыполнения в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5.1 КоАП РФ, - неисполнения решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6 КоАП РФ, - непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.8 КоАП РФ, - непредставления ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.8.1 КоАП РФ, - непредоставления сведений или предоставления заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.8.2 КоАП РФ, - непредставления ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.23 КоАП РФ, - подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта;
- административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, - представления при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;
- административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.27 КоАП РФ, - нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ, совершенного в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, - незаконного вознаграждения от имени юридического лица;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, - незаконного привлечения к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 КоАП РФ, - нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса;
- административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.33 КоАП РФ, - невыполнения требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Особенности правоприменительной практики.
Исходя из структуры и содержания правовой нормы, закрепленной в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, одним из условий действия соответствующей диспозиции является совершение административного правонарушения впервые, которое выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Однако существует прецедент, когда судом указанная правовая норма была истолкована иначе.
Так, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.12.2016 N Ф03-5628/2016 по делу N А59-2071/2016 содержится вывод о том, что довод кассационной жалобы о невозможности применения ст. 4.1.1 КоАП РФ по причине того, что в отношении общества не проводился государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, правонарушение было выявлено в рамках административного расследования, ссылки на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подлежат отклонению, поскольку ст. 4.1.1 КоАП РФ не содержит запрета на применение указанной нормы при выявлении правонарушения в рамках административного расследования.
В части применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ по вопросу повторности и однородности совершаемых административных правонарушений, ФНС России в письме от 08.12.2016 N ОА-4-17/23483@ "О направлении разъяснений" предоставила следующие разъяснения.
Так, при решении вопроса о квалификации действий лица по ст. 4.1.1 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое приведено в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ. Согласно указанной норме повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
В этой связи при решении вопроса о применении в отношении лица ст. 4.1.1 КоАП РФ необходимо выяснить, привлекалось ли ранее это лицо к административной ответственности за однородное правонарушение. Если да, то необходимо выяснить, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания, и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением.
Следует учитывать, что если по результатам проведенной проверки выявлено несколько однородных административных правонарушений, но имеются критерии, указанные в ст. 4.1.1 КоАП РФ, то лицо, совершившее правонарушения, привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из правонарушений.
|