В свете последних изменений, кардинально затрагивающих порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), обсуждения и доработки Минэкономразвития РФ проекта нового Федерального закона "Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", вопросы осуществления государственного контроля (надзора) приобретают особую актуальность и значимость.
Следует отметить, что на сегодняшний день правовое регулирование в области осуществления государственного контроля (надзора) характеризуется сложным и многоотраслевым характером. Несмотря на то что общие требования организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля определяются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в то же время другими нормативными правовыми актами могут предусматриваться не только особенности проведения отдельных видов проверок, но и собственно осуществление государственного контроля (надзора). Причем речь идет не только о законах, но и о подзаконных нормативных правовых актах.
Сложная логическая структура содержащихся в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ значительных по объему правовых норм создает определенное затруднение в понимании всей схемы и всего процесса осуществления многообразной контрольно-надзорной деятельности. У правоприменителя, и прежде всего у хозяйствующих субъектов, возникает ряд вопросов: какие виды государственного контроля (надзора) существуют, каковы правовые основы их осуществления и какие органы уполномочены их осуществлять; какой вид государственного контроля (надзора) регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ и в какой степени; каковы особенности осуществления определенного вида государственного контроля (надзора) и каковы пределы установления таких особенностей; какие мероприятия могут проводиться в рамках того или иного вида государственного контроля (надзора). Понятно, что один закон не может ответить на все интересующие субъектов права вопросы. Однако в огромном правовом пространстве нормативных правовых актов достаточно сложно сориентироваться не только обывателям, но и юристам. Достаточно указать на то, что на сегодняшний день насчитывается более 70 федеральных органов исполнительной власти (министерств, агентств, служб), каждый из которых может выполнять далеко не одну пару функций по контролю и надзору. Помимо этого, определенные контрольно-надзорные полномочия закрепляются за органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Ко всему сказанному можно добавить, что определенный вид государственного надзора может осуществляться разными органами исполнительной власти и в рамках него могут осуществляться иные виды контроля (надзора). Происходит своего рода "наслоение" надзоров. Добавим, что все это может регламентироваться разными нормативными правовыми актами.
Например, в соответствии со ст. ст. 5 и 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1170 федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Отметим, что само Постановление Правительства РФ не определяет такие иные органы. Они определяются указами Президента РФ. Так, в соответствии с Положением о Федеральной службе охраны РФ, утв. Указом Президента РФ от 07.08.2004 N 1013, Федеральная служба охраны РФ осуществляет в органах государственной охраны в установленном порядке федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности. Согласно Положению о Федеральной службе безопасности РФ, утв. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960, Федеральная служба безопасности осуществляет в органах безопасности отдельные надзорные функции в области промышленной безопасности. В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, Федеральная служба исполнения наказания осуществляет функции по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" полномочия федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". При этом в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности Ростехнадзором реализуются полномочия по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технических регламентов Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе", "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением", предусмотренных п. п. 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза".
Во внимание необходимо принимать и особенности осуществления определенных видов государственного надзора, предусматривающих собственную классификацию надзорной деятельности. Что также создает определенную сложность в реализации соответствующего надзора.
Так, например, в силу требований п. 2 ч. 4 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ лицензионный контроль отнесен к видам государственного контроля (надзора), при осуществлении которого особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами. По общему правилу особенности организации и проведения проверок определяются ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". При этом предметом проверки может являться соблюдение лицензиатом лицензионных требований, которые, в свою очередь, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. На сегодняшний день ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет более сорока видов деятельности, на которые требуются лицензии. Кроме того, нельзя скидывать со счетов, что отдельные виды лицензируемой деятельности регламентируются не ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а иными законами (ч. 2 ст. 1 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), которые и устанавливают особенности организации и проведения проверок в рамках лицензионного контроля. В итоге получается, что особенности организации и проведения мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля устанавливаются разными федеральными законами.
Наиболее сложным и "многослойным" на сегодняшний день является экологический надзор. Государственный экологический надзор включает в себя: государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации; государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ. Следует отметить, что некоторые из указанных видов надзора осуществляются не только органами государственного экологического надзора: Росприроднадзором и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, но и иными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями. В последнем случае соответствующие виды надзора должны рассматриваться в качестве самостоятельной надзорной деятельности и полностью регламентироваться ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ без установления каких-либо особенностей, поскольку в силу требований ч. 4 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться только в отношении государственного экологического и земельного надзора.
Отметим, что Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" не перечисляет существующие виды государственного контроля (надзора). Указанная информация отсутствует в каком-либо едином документе. Сведения о видах и особенностях осуществления государственного контроля (надзора) содержатся в многочисленных нормативных правовых актах.
Систематизация существующих видов государственного контроля (надзора) с определением особенностей их осуществления и установлением органов их осуществляющих возможна только посредством системного анализа требований ряда нормативных правовых актов: Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; КоАП РФ, определяющего подведомственность дел об административных правонарушениях в соответствии с установленной Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 структурой федеральных органов исполнительной власти; нормативных правовых актов, устанавливающих положение о конкретном ведомстве; нормативных правовых актов, устанавливающих положение о виде государственного контроля (надзора) и особенностях его осуществления.
Требования к организации и проведению мероприятий по контролю впервые в системе российского законодательства нашли свое закрепление в едином законодательном акте - в Федеральном законе от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Законодателем была предпринята попытка систематизации правовых норм, по-разному регламентирующих сходные правоотношения и содержащихся в многочисленных нормативных правовых актах разной юридической силы. Правда, в Законе были определены и не регламентируемые им контрольно-надзорные мероприятия, перечень которых (по сравнению с ныне действующим Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ) был незначительным. С позиции сегодняшнего дня становится ясным, что это была недоработка законодателя: далеко не все виды государственного надзора по своей сути могли и должны были регламентироваться Федеральным законом от 08.08.2011 N 134-ФЗ. Отдельная статья Закона определяла виды проверок (плановые и внеплановые), основания проведения внеплановых проверок, срок проведения проверки (по общему правилу 1 месяц), периодичность проведения плановых мероприятий по контролю (не более чем один раз в два года). Позже, в конце 2003 года, требования о периодичности проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства смягчаются - не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Однако по истечении времени стало понятно, что его положений недостаточно для регламентации столь сложной и многоаспектной области отношений. В восьмилетний период действия Закона (из них пару лет было отведено на адаптацию содержащихся в нем положений, в связи с чем достаточно долгое время его положения оставались декларативными) в него всего девять раз вносили изменения. Для сравнения отметим, что последующий Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ с момента его принятия по сегодняшний день подвергался изменениям около шестидесяти раз. Итак, какие изменения происходили в ФЗ от 08.08.2001 N 134-ФЗ? Менялся перечень видов государственного контроля и надзора, которые выпадали из сферы регулирования законодательного акта. Так, например, в 2005 году из указанного перечня был исключен лицензионный контроль, с этого периода на него распространялись требования о периодичности, сроках и основаниях проведения проверок, устанавливаемые Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ. В связи с чем правоприменитель столкнулся с проблемой реализации лицензионного контроля в части определения оснований проведения соответствующих мероприятий по контролю. Менялись формулировки отдельных требований. Но этого не хватало ни в регулировании многочисленных видов государственного контроля и надзора, ни в процедуре организации проверок. Возникающие споры в толковании отдельных положений законодательного акта и противоречивая правоприменительная практика по их реализации привели к необходимости принятия по существу нового документа. Так, в мае 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Данное событие нельзя рассматривать в отрыве от других не менее важных: реформирование системы государственного управления и, как следствие, сокращение федеральных органов исполнительной власти, ликвидация административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, упрощение административных процедур для субъектов малого и среднего предпринимательства и др.
Итак, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ регламентирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), определяя основные понятия, принципы, полномочия органов исполнительной власти, порядок уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, виды проверок, порядок организации и особенности их проведения, срок и периодичность проведения проверок, ограничения при проведении проверки, определяет меры по результатам проведенной проверки, ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, недействительность результатов проверки, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отличие от предыдущего Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ, в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ устанавливаются новые виды проверок (помимо плановых и внеплановых документарные, выездные), в последующем в отношении некоторых опасных объектов устанавливается постоянный государственный контроль (надзор), в отношении отдельных объектов и территорий проводятся плановые (рейдовые) осмотры, расширяется круг участников отношений, связанных с организацией и проведением контрольно-надзорных мероприятий (особую роль законодатель отводит органам прокуратуры, наделяя их значительными полномочиями; определяется правовой статус новых лиц - экспертов и экспертных организаций); определяются основания проведения плановых проверок, а в некоторых случаях и запрет на их проведение; пересматриваются основания проведения внеплановых мероприятий по контролю; устанавливаются и детализируются сроки и периодичность проведения проверок в отношении отдельных субъектов хозяйственной деятельности; вводятся новые процедуры; определяются новые обязанности и многое другое.
В отличие от прежнего Закона, в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ важное место отводится сфере его регулирования. Так, ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ не только определяет предмет его регулирования, но и перечисляет виды государственного контроля (надзора), на которые действие Закона не распространяется, а также виды государственного контроля (надзора), при осуществлении которых особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться иными федеральными законами. Следует признать, что оснований, определяющих особенности осуществления государственного контроля (надзора), в ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ достаточно, чем он также отличается от предыдущего законодательного акта. Если прежний ФЗ от 08.08.2001 N 134-ФЗ устанавливал единые требования, адресованные практически всем видам государственного контроля (надзора) (как показала практика, не все и не во всех случаях они могли быть применимы), то в ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ много исключений из общего правила - определяются случаи, когда конкретные виды контрольно-надзорной деятельности характеризуются индивидуальными особенностями. Причем такие особенности могут устанавливаться не только иными федеральными законами, но и соответствующими актами Правительства РФ и даже нормативными правовыми актами уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти.
Системный анализ требований ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ позволяет выделить следующие основания, определяющие особенности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора):
1) иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами полностью регламентируются те виды государственного контроля (надзора) и отдельные мероприятия по контролю, которые перечислены в ч. ч. 3 и 3.1 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ч. ч. 3 и 3.1 ст. 1);
2) иными федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок (в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры) в отношении перечисленных в ч. 4 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ видов государственного контроля (надзора) (ч. 4 ст. 1);
3) особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. 3.1 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ, на территории опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" (ч. 4.1 ст. 1);
4) особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (ч. 4.2 ст. 1);
5) иная периодичность, сокращенный срок проведения проверки, отсутствие оснований для проведения плановой проверки могут устанавливаться Правительством РФ при реализации требований ст. 8.1, ч. ч. 1.2, 9.3 ст. 9, ч. 3.1 ст. 12, ч. 1.1 ст. 13 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части применения риск-ориентированного подхода. При этом положения ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 1 января 2018 года. Правительство Российской Федерации вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 года.
Итак, риск-ориентированный подход применяют при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ. В свою очередь, риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (ст. 8.1);
6) в силу требований ст. 26.1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся, за исключением следующих случаев:
- за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 9 указанного Федерального закона (ч. 1 ст. 26.1);
- при наличии информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет (ч. 2 ст. 26.1);
- при проведении следующих видов государственного контроля (надзора): федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности; государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории; федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности; федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны; лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
7) в отношении отдельных объектов повышенной опасности, определенных ст. 13.1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ, может устанавливаться режим постоянного государственного контроля (надзора), порядок осуществления которого устанавливается Правительством РФ;
8) в случаях, установленных ст. 13.2 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ, уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий проводятся плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления;
9) ст. 8.2 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ определяются особенности организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;
10) ст. 8.3 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ определяются особенности организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
11) ст. 16.1 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ определяются особенности проведения контрольной закупки.
Рассматривая особенности осуществления отдельных видов государственного контроля и надзора, следует указать также на Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", который в ст. 12.2 определяет особенности применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, законодательства Российской Федерации об уведомительном порядке начала осуществления предпринимательской деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Во-первых, плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя обязательных требований, если периодичность их проведения, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ограничена одним разом в три года, до 1 января 2018 года не проводятся.
Во-вторых, формирование и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей на 2015 год, предусматривающих проверку соблюдения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями обязательных требований при осуществлении видов деятельности, указанных в ч. 9 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в срок до 15 июня 2015 года без согласования с органами прокуратуры.
В-третьих, указанным Федеральным законом определяются особые требования в отношении лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемой на соответствующих территориях (см. также Постановление Правительства РФ от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля").
Как видим, и на сегодняшний день правовое регулирование в области осуществления государственного контроля (надзора) продолжает характеризоваться сложным и многоотраслевым характером. Несмотря на то что общие требования организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля определяются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в то же время другими нормативными правовыми актами могут предусматриваться не только особенности проведения отдельных видов проверок, но и собственно осуществление государственного контроля (надзора). Причем речь идет не только о законах, но и о подзаконных нормативных правовых актах.
Безусловно, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ намного превзошел предыдущий. Меняются содержание, требования, процедура, субъекты, участвующие в проведении мероприятий по контролю, основания проведения мероприятий по контролю, продолжительность и периодичность проверок, ответственность и многое другое. В то же время нельзя не отметить и определенную сложность в его правопонимании.
Основные изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года
Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" внесены существенные коррективы в порядок организации и проведения проверок, осуществления мероприятий по контролю.
Основная часть изменений вступила в силу с 1 января 2017 года.
Кроме того, предусмотрены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2017 года.
Итак, какие изменения произошли?
Во-первых, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" стала регламентироваться деятельность уполномоченных органов в части осуществления мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия).
Напомним, что ранее указанный вид мероприятий не подпадал под сферу регулирования ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В связи с произошедшими изменениями с 1 января 2017 года п. 1 ч. 3 ст. 1 указанного Закона утратил силу.
Сейчас мероприятия по контролю без взаимодействия рассматриваются в качестве составной части государственного контроля (надзора), осуществление которых образуют деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований (п. 1 ст. 2).
В ст. 8.3 определяются основные виды мероприятий по контролю, порядок их организации, меры, принимаемые по результатам их осуществления.
В то же время нормы ст. 8.3 во многом имеют бланкетный характер. Так, в частности, перечень возможных мероприятий по контролю без взаимодействия остается открытым, поскольку другие виды и формы таких мероприятий могут устанавливаться иными федеральными законами; порядок оформления и содержания заданий, а также порядок оформления результатов проведения таких мероприятий устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления.
Во-вторых, деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений дополняется организацией и проведением мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований (п. 1 ст. 2).
В ст. 8.2 определяется порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований, а также меры, принимаемые при их проведении.
В-третьих, увеличивается перечень видов государственного контроля (надзора), которые не подпадают под сферу регулирования ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также особенности которых устанавливаются иными федеральными законами.
В-четвертых, увеличивается перечень оснований для проведения внеплановой проверки. Так, к ранее существующим прибавляются следующие:
- поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования) (п. 1.1 ч. 2 ст. 10);
- мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п. 2 ч. 2 ст. 10);
- выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора) (п. 2.1 ч. 2 ст. 10).
Кроме того, некоторые основания проведения внеплановой проверки конкретизируются. Так, например, нарушение прав потребителей рассматривается в качестве основания проведения внеплановой проверки в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
В-пятых, в связи с произошедшими изменениями в ст. 2 корректируется содержание некоторых понятий, а также вводится новое определение - индикаторы риска нарушения обязательных требований.
В-шестых, увеличивается перечень видов деятельности, в отношении которых необходимо представлять уведомление о начале ее осуществления, в частности дополняется деятельностью по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В-седьмых, в ч. 6.1 ст. 9 за органами прокуратуры закрепляется полномочие по внесению руководителям органов государственного и муниципального контроля предложений об устранении выявленных замечаний по результатам рассмотрения проектов ежегодных планов проведения плановых проверок.
В-восьмых, ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ в новой редакции предусматривает случаи проведения плановых проверок с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов) (ч. ч. 11.1 - 11.5 ст. 9).
В-девятых, в ч. ч. 3 - 3.5 ст. 10 конкретизируется статус анонимности поступивших обращений и заявлений и последствия направления ложных обращений.
В-десятых, в п. п. 3.2, 3.3 ст. 10 определяется возможность и раскрываются особенности проведения предварительной проверки.
В-одиннадцатых, законодатель определяет возможность и случаи составления акта о невозможности проведения проверки:
1) в случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
2) в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
3) в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.
В указанных случаях должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В-двенадцатых, законодатель конкретизирует сведения, которые отражаются в распоряжении о проведении проверки.
В-тринадцатых, вводится дополнительная статья, предусматривающая порядок осуществления контрольной закупки, - ст. 16.1.
С 1 июля 2017 года п. 1.1 ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ излагается в новой редакции. Так, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Деятельность уполномоченных органов государственного
контроля (надзора), направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений обязательных требований
Деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований рассматривается Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ в составе государственного контроля (надзора), понятие которого раскрывается в ст. 2.
Исходя из указанного определения государственный контроль (надзор) предполагает осуществление уполномоченными органами государственного контроля (надзора) следующих видов деятельности:
1) деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами (их руководителями и иными должностными лицами), индивидуальными предпринимателями (их уполномоченными представителями) обязательных требований.
При этом указанная деятельность осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:
- организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
- организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
2) деятельности указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, указанная дефиниция раскрывает категорию лиц, уполномоченных на осуществление перечисленных видов деятельности, к которым относятся:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- государственные учреждения, подведомственные соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - в случаях, если отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий осуществляются ими в соответствии с федеральными законами.
Также указанная категория раскрывает содержание "обязательных требований", соблюдение и исполнение которых подлежат проверке, - это требования, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Содержание таких правовых категорий, как "мероприятие по контролю" и "проверка", также раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Так, мероприятие по контролю предполагает выполнение уполномоченными лицами (должностными лицами органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, экспертами, экспертными организациями) следующих действий:
- действий по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности;
- действий по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов;
- действий по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды;
- действий по проведению исследований, испытаний указанных выше объектов и предметов;
- действий по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации;
- действий по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Проверка, в свою очередь, представляет собой совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
При этом ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ устанавливает следующие виды и формы проверок и мероприятий по контролю.
Виды и формы проверок:
1) плановые проверки;
2) внеплановые проверки;
3) выездные проверки;
4) документарные проверки;
5) совместные плановые проверки:
6) плановые проверки членов саморегулируемой организации;
7) предварительная проверка.
Виды мероприятий по контролю:
1) мероприятия по контролю, проводимые в рамках проведения проверки;
2) мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
- административные обследования объектов земельных отношений;
- исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
- другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами;
3) контрольная закупка.
Кроме того, законодатель в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ устанавливает меры, принимаемые по результатам проведения каждого из предусмотренных мероприятий, и порядок их оформления:
- в отношении результатов проверки указанные меры определены в ч. 3.3 ст. 10, в ст. ст. 16, 17;
- в отношении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанные меры определены в ст. 8.2;
- в отношении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соответствующие меры определены в ст. 8.3.
Мероприятия, проводимые уполномоченными органами
(их должностными лицами) в рамках ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ
Вид мероприятия
Виды и формы мероприятия
Принимаемые меры
Виды документов, оформляемых по результатам проведенного мероприятия
Проверка
1) плановая проверка (ст. 9);
2) внеплановая проверка (ст. 10);
3) выездная проверка (ст. 12);
4) документарная проверка
(ст. 11);
5) совместная плановая проверка (ч. 11.4 ст. 9);
6) плановая проверка членов саморегулируемой организации (ч. ч. 10, 13, 14 ст. 9; ч. ч. 18, 20 ст. 10);
7) предварительная проверка (ч. ч. 3.2, 3.3, 3.4 ст. 10)
1) оформление результатов проверки (ст. 16);
2) меры, принимаемые по фактам выявленных нарушений (ст. 17):
а) выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда;
б) принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности:
- применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- привлечение к административной ответственности виновных лиц;
- приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер,
1) составление акта проверки (ч. 1 ст. 16);
2) к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (ч. 3 ст. 16);
3) приобщаемое к материалам
- отзыв продукции,
- направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией;
3) меры, принимаемые по результатам проведения проверок качества образования, устанавливаемые ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
проверки уведомление о вручении акта и иных материалов проверки (ч. ч. 4, 5 ст. 16);
4) осуществление записи в журнале учета проверок (ч. 9 ст. 16);
5) выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (п. 1 ч. 1 ст. 17);
6) оформление процессуальных документов, предусмотренных КоАП РФ (п. 2 ч. 1 ст. 17);
7) оформление иных документов, предусмотренных законодательством РФ и обеспечивающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда (п. 2 ч. 1 ст. 17);
8) при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (ч. 3.3 ст. 10)
Мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
1) оформление результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с порядком, установленным федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 8.3);
2) меры, принимаемые по фактам выявленных нарушений (ч. 5 ст. 8.3):
а) принятие мер по пресечению нарушений;
б) направление в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированного представления с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального
1) ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ не называет документ, который оформляется по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия. Он должен определяться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 8.3);
2) ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ не перечисляет ни сами меры по пресечению нарушений, выявленных при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия, ни документы, составляемые при применении указанных мер.
Для сравнения отметим, что в отношении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений по результатам
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации;
7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами
предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 (ч. 5 ст. 8.3);
3) в случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, указанных в ч. ч. 5 - 7 ст. 8.2, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (ч. 6 ст. 8.3).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрены следующие основания для проведения внеплановой проверки:
- мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п. 2 ч. 2 ст. 10);
проведения проверки, законодатель достаточно конкретен, перечисляя совершение определенных возможных действий в п. 2 ч. 1 ст. 17 и в п. 5 ч. 3 ст. 13.3;
3) оформление представления с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 (ч. 5 ст. 8.3);
4) в случаях, определенных ч. 6 ст. 8.3, ч. ч. 5 - 7 ст. 8.2, - оформление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
- выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых, согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора) (п. 2.1 ч. 2 ст. 10)
Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований
1) обеспечение размещения на официальных сайтах в сети Интернет для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
в случаях, установленных ч. 5 ст. 8.1, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю:
1) объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
2) предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
|