Для правоприменителя сроки приобретают большое значение, прежде всего потому, что являются юридическим фактом, с истечением или наступлением которых законодатель, как правило, связывает возникновение, изменение или прекращение определенных событий или действий.
Сроки могут быть процессуальными, предусматривающими период составления процессуальных документов или время прохождения отдельных стадий производства по делу об административном правонарушении.
Сроки могут быть пресекательными, по истечении которых (или с наступлением которых) не могут быть приняты (должны быть приняты) определенные меры воздействия. Так, к пресекательным срокам, предусмотренным КоАП РФ, можно отнести следующие:
- срок давности привлечения к административной ответственности;
- срок назначения отдельных видов административных наказаний;
- срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- срок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
- срок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
Принимая во внимание, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу требований ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, остановимся на указанных сроках поподробнее.
Давность привлечения к административной ответственности регламентируется ст. 4.5 КоАП РФ.
Указанная статья определяет не только разные сроки давности привлечения к административной ответственности (в зависимости от вида административного правонарушения), но разные моменты, с которых начинает истекать такой срок.
Так, ч. 1 ст. 4.5 устанавливает следующие сроки давности привлечения к административной ответственности:
1) по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения;
2) по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев;
3) для отдельных видов административных правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 4.5, установлены иные сроки:
а) по истечении одного года со дня совершения следующих видов административных правонарушения:
- за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле;
- нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- нарушение законодательства РФ о геодезии и картографии;
- нарушение законодательства РФ о наименованиях географических объектов;
- нарушение патентного законодательства;
- нарушение антимонопольного законодательства РФ;
- нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования;
- нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ);
- нарушение законодательства РФ об авторском праве и смежных правах;
- нарушение законодательства РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
- нарушение законодательства РФ об использовании атомной энергии;
- нарушение законодательства о налогах и сборах;
- нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей;
- нарушение законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- нарушение законодательства о потребительском кредите (займе), о кредитных историях;
- нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов);
- нарушение законодательства о естественных монополиях;
- нарушение законодательства РФ об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
- нарушение законодательства РФ о рекламе;
- нарушение законодательства РФ об электроэнергетике;
- нарушение законодательства о теплоснабжении;
- нарушение законодательства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения;
- нарушение законодательства РФ о газоснабжении;
- нарушение законодательства о лотереях;
- нарушение законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
- нарушение законодательства РФ о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
- нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах;
- нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- нарушение законодательства РФ об организации и о проведении азартных игр;
- нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- нарушение законодательства РФ об акционерных обществах;
- нарушение законодательства об обществах с ограниченной ответственностью;
- нарушение законодательства РФ о рынке ценных бумаг;
- нарушение страхового законодательства;
- нарушение законодательства о клиринговой деятельности;
- нарушение законодательства РФ об организованных торгах;
- нарушение законодательства РФ об инвестиционных фондах;
- нарушение законодательства РФ о негосударственных пенсионных фондах;
- нарушение законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации;
- нарушение законодательства о сельскохозяйственной кооперации;
- нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях;
- нарушение законодательства РФ о ломбардах;
- нарушение законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- нарушение законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе;
- нарушение трудового законодательства;
- нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);
- нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32.4 КоАП РФ);
- нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента;
- нарушение законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.31.1, ч. ч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55, ст. ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ);
- нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 7.29 - 7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ);
- нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ);
- нарушение законодательства РФ об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;
- нарушение законодательства РФ об основах государственного регулирования торговой деятельности;
- нарушение законодательства РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- нарушение законодательства РФ о пожарной безопасности;
- нарушение законодательства РФ о промышленной безопасности;
- нарушение законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений;
- нарушение законодательства РФ о градостроительной деятельности;
- нарушение законодательства о техническом регулировании;
- нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
- нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
- нарушение законодательства РФ об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве;
- нарушение законодательства РФ об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации;
- нарушение законодательства РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредставления или неполного представления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо представления заведомо недостоверной информации);
б) по истечении двух лет со дня совершения следующих видов административных правонарушений:
- за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
- нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ;
- нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;
в) по истечении трех лет со дня совершения следующих видов административных правонарушений:
- за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.64 - 5.68 КоАП РФ);
- нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);
г) по истечении шести лет со дня совершения следующих видов административных правонарушений:
- за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ);
- нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
4) за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - 1 года со дня его обнаружения.
Моменты исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности также могут быть разными.
Таким образом, для установления факта истечения срока давности привлечения к административной ответственности необходимо установить два момента:
- момент, с которого срок давности привлечения к административной ответственности начинает истекать;
- момент, с которого срок давности считается истекшим.
Для определения момента, с которого срок давности привлечения к административной ответственности начинает истекать, необходимо прежде всего определиться с тем, какое нарушение в данном случае имеет место: длящееся или совершенное административное правонарушение.
Так, в зависимости от характера административного правонарушения (т.е. в зависимости от того, является ли административное правонарушение совершенным или длящимся), ст. 4.5 КоАП РФ различает моменты, с которых начинает исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности:
- если это совершенное административное правонарушение - со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ);
- если это длящееся правонарушение - со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Рассмотрим совершенное и длящееся административное правонарушение в отдельности.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Кроме того, в ст. 4.5 КоАП РФ для отдельных видов административных правонарушений предусмотрены иные моменты, с наступлением которых начинают истекать сроки давности привлечения к административной ответственности:
- срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;
- срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации;
- срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.55.2 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа;
- срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также содержатся разъяснения по срокам давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Виды сроков, предусмотренных КоАП РФ
Виды сроков
Правовые основания их установления
Особенности их установления
Сроки назначения отдельных видов административных наказаний:
1) срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 3 лет;
ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ
назначается судьей
2) срок административного ареста:
- по общему правилу - до 15 суток;
- в случаях, установленных ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ, - до 30 суток
ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ
назначается судьей; срок административного задержания включается в срок административного ареста
3) дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет
ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ
назначается судьей
4) административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток
ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ
назначается судьей;
за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в п. 1 и 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ;
исчисляется с момента фактического приостановления деятельности
5) обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день
ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ
назначаются судьей;
не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов
6) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет
ч. 2 ст. 3.14 КоАП РФ
назначается судьей
сроки давности привлечения к административной ответственности
ст. 4.5 КоАП РФ
это срок, по истечении которого постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.
В силу требований п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности;
ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает разные сроки давности привлечения к административной ответственности;
ч. ч. 2 - 7 ст. 4.5 КоАП РФ определяют для разных видов административных правонарушений разные моменты, с которых начинают исчисляться сроки давности привлечения к административной ответственности
срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
ст. 4.6 КоАП РФ
лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления
срок исполнения поручения или запроса по делу об административном правонарушении - не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса
ст. 26.9 КоАП РФ
для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа
срок исполнения по определению об истребовании сведений - должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно
ст. 26.10 КоАП РФ
при невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение
Сроки применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок
ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ
2) срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 27.5 КоАП РФ
ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ
срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления
3) срок задержания судна исчисляется с момента составления протокола о задержании судна и не может превышать 72 часа
ч. 4 ст. 27.13.1 КоАП РФ
4) срок временного запрета деятельности
ч. 1 ст. 27.6, ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ
временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в п. п. 1 и 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг
срок составления протокола об административном правонарушении, срок вынесения постановления прокурором о возбуждении дела об административном правонарушении
ст. 28.5 КоАП РФ
по общему правилу составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ
срок проведения административного расследования
ст. 28.7 КоАП РФ
срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;
2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;
3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев;
4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр - на срок до шести месяцев
сроки устранения недостатков протокола об административном правонарушении и других материалов дела
ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ
устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков
сроки направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
ст. 28.8 КоАП РФ
протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
В случае если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение
которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления
сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
ст. 29.6 КоАП РФ
по общему правилу - в 15-дневный срок со дня получения протокола и других материалов.
Дело, рассматриваемое судьей, - в 2-месячный срок со дня получения протокола и других материалов дела.
В случае поступления ходатайства о продлении срока рассмотрения - не более чем на 1 месяц.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1 - 5.2, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день
получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности
срок объявления постановления по делу об административном правонарушении
ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ
постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения
срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
ст. 30.3 КоАП РФ
жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений
сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
ст. 30.5 КоАП РФ
жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу
срок оглашения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ст. 30.8 КоАП РФ
решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, в срок до трех суток после его вынесения направляется должностному лицу,
составившему протокол об административном правонарушении.
Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному органом, должностным лицом, в срок до трех суток после его вынесения направляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения
срок вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу
ст. 31.1 КоАП РФ
постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление
срок отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания
ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ
судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца
срок рассрочки постановления о назначении административного наказания
ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ
с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев
срок разрешения вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания
ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ
вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса
срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания
ст. 31.9 КоАП РФ
постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Течение срока давности, предусмотренного ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со ст. ст. 31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.
В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки
срок исполнения постановления о наложении административного штрафа
ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ
административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 или 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ
|