Среда, 27.11.2024, 07:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Получение заключения уполномоченного органа в связи с регистрацией наименования места происхождения товара и предоставлением права его использования

При подаче заявки на государственную регистрацию и предоставление права использования наименования места происхождения товара (далее - НМПТ) к ней должно быть приложено заключение уполномоченного Правительством РФ органа (абз. 1 п. 5 ст. 1522 ГК РФ). При этом согласно новой редакции этой статьи, вступившей в силу 1 октября 2014 г., представление заключения уполномоченного органа является необязательным для заявителя и в случае его непредставления заявителем Роспатент в соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 1522 ГК РФ обязан запросить указанное заключение в уполномоченном органе[1].

С одной стороны, представляется, что такое упрощение действует на благо заявителя, по
скольку избавляет его от необходимости обращения одновременно в два государственных органа и помимо этого снимает возможный коррупционный оттенок такого взаимодействия.

С другой стороны, данное нововведение не сопровождается упрощением порядка выдачи заключения уполномоченного органа, включая, к примеру, сокращение или возможность варьирования перечня документов, которые должны быть предоставлены заявителем. Более того, основная часть этих документов не может быть предоставлена Роспатентом, напрямую обратившимся в уполномоченный орган за заключением, в связи с тем, что Роспатент этими документами не располагает; и документы могут быть предо
ставлены лишь заявителем или соответствующими учреждениями, что требует обращение уполномоченного органа непосредственно или через Роспатент к Заявителю или соответствующим организациям. Представляется, что такой порядок взаимодействия неизбежно приведет к увеличению срока рассмотрения запроса (заявки) на выдачу заключения уполномоченного органа, а также затягиванию процесса рассмотрения заявки на НМПТ Роспатентом.

Следует также отметить, что согласно положению п. 5 ст. 1522 ГК РФ Роспатент вправе запросить в уполномоченном органе прилагаемое к заявке на государственную регистрацию НМПТ и/ или на предоставление исключительного права на зарегистрированное НМПТ заключение либо содержащиеся в таком заключении сведения.

При обращении Роспатента к уполномоченному органу с просьбой о предоставлении сведений, содержащихся в заключении, прилагаемом к заявке на НМПТ, уполномоченному органу, прежде всего необходимо подготовить само заключение, после чего им могут быть предоставлены сведения из него. При этом согласно действующему законодательству уполномоченным органом не осуществляется подготовка заключения по собственной инициативе, поэтому, если в Роспатент заявителем не представлено заключение уполномоченного органа, то обращение Роспатента в уполномоченный орган не может содержать только просьбу о предоставлении сведений из заключения прежде всего в нем должно испрашиваться предоставление уполномоченным органом заключения.

Кроме того, согласно абз. 1-3 п. 5 ст. 1522 ГК РФ к заявке на НМПТ прилагаются не сведения из заключения, а само заключение, поэтому указание на возможность запроса Роспатентом сведений из него, по мнению автора, является излишним.

Изложенное свидетельствует о необходимости приведения содержания абз. 4 п. 5 ст. 1522 ГК РФ в соответствие с абз. 1-3 п. 5 ст. 1522 ГК РФ путем исключения слов «или содержащиеся в нем сведения». Положение данного пункта изложить в редакции: «Если указанное в абзацах первом, втором и третьем настоящего пункта заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение в уполномоченном органе».

Представляется очевидным, что качество работы уполномоченного органа по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на НМПТ, имеет большое значение, так как на основе этого заключения принимается решение о предоставлении охраны НМПТ или о предоставлении права использования уже зарегистрированного НМПТ. Следовательно, на уполномоченном органе лежит ответственность в вопросах истинности удостоверяемых им сведений об особых свойствах товара, а также признания свойств товара особыми, установления связи этих свойств с местом происхождения товара. Поскольку эти характеристики определяют в итоге объем предоставляемой НМПТ правовой охраны, от результата работы уполномоченного органа зависит полноценность полученной охраны и, впоследствии, исключение обмана и введения потребителя в заблуждение относительно свойств товара. Поэтому суть работы уполномоченного органа заключается в тщательном изучении, анализе и удостоверении действительности сведений об особых свойствах определенного товара.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства № 481 от 17 сентября 2004 г.[2] определены четыре уполномоченных государственных органа, выдающие заключение в связи с регистрацией НМПТ или получением права его использования:

Минздравсоцразвития России (в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебностоловой и минеральной природной столовой воды);

Минпромторг России (в отношении изделий народных художественных промыслов);

Минсельхоз России (в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов);

Росалкогольрегулирование (в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции).

Уполномоченными органами приняты соответствующие административные регламенты по вопросам выдачи заключений на основании следующих приказов:

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 октября 2011 г. № 1211н[3] (далее - Административный регламент Минздравсоцразвития РФ);

Приказ Минпромторга России от 12 марта 2013 г. № 309[4] (далее - Административный регламент Минпромторга РФ);

Приказ Минсельхоза России от 28 декабря 2011 г. № 496[5] (далее - Административный регламент Минсельхоза РФ);

Приказ Росалкогольрегулирования от 29 июля 2013 г. № 188[6] (далее - Административный регламент Росалкогольрегулирования).

Запрос о предоставлении государственной услуги при обращении в каждый из уполномоченных органов сопровождается другими указанными в соответствующих перечнях данных регламентов документами, которые могут быть объединены в следующие группы.

Документы, содержащие информацию об особенностях места происхождения товара или сырья и/или о границах такого места:

выписка из протокола заседания государственной или территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых с описанием геолого-гидрологических условий месторождения (водозабора) и его границ, а также копия паспорта водозаборной скважины с описанием ее местонахождения и географическими координатами (абз. 6 и 7 п. 16 Административного регламента Минздравсоцразвития РФ).

Следует отметить, что паспорт водозаборной скважины выдается подрядчиком, осущест-

 

вившим бурение скважины, и содержит информацию о местонахождении, технических характеристиках скважины, характеристики почвы, результаты анализов проб воды и пр.[7] Деятельность организаций, осуществляющих бурение скважин и выдающих паспорта, не относится к лицензируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности». И компетентность таких организаций в проведении данного вида работ, а также анализа почв и воды не проверяется. Поэтому паспорт водозаборной скважины не может безусловно считаться достоверным источником информации;

копии документов, подтверждающие место производства сырья, необходимого для производства продукции (подп. 6 п. 17 Административного регламента Росалкогольрегулирования);

справка о традициях искусства народного художественного промысла, его художественно-стилевых особенностях и об изготовителе изделий с указанием даты создания (реорганизаций, переименований) и первого года отнесения продукции к изделиям народных художественных промыслов, участия в общероссийских и зарубежных выставках. В справке также дается информация о месте происхождения (производства) товара с указанием границ географического объекта и ссылка на нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установившего место традиционного бытования народного художественного промысла (дата и номер), а также описание сырья для производства товара (абз. 17 п. 17 Административного регламента Минпромторга РФ).

Согласно пункту 1 ст. 9 Федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О народных художественных промыслах»[8] места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации.

Например, Постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2002 г. № 69 «О местах традиционного бытования народных художественных промыслов Нижегородской области» (с изменениями на 4 марта 2011 г.)[9] установлены места традиционного бытования народных художественных промыслов Нижегородской области, как городецкая роспись, семеновская роспись, матрешки, полховско-майданская роспись, резьба по кости, резьба по камню, ручное ткачество, балахнинские кружева и прочее.

Таким образом, сведения, предоставленные заявителем о местоположении промысла, подтверждаются нормативным актом органа государственной власти субъекта РФ, устанавливающим место традиционного бытования художественного промысла;

информацию с указанием места происхождения (производства) товара с указанием границ географического объекта с приведенным описанием таких границ, а также описание сырья для производства товара (с указанием границ его производства), подписанная заявителем (подп. 2 п. 16 Административного регламента Минсельхоза РФ);

Документы, содержащие сведения о характеристиках и особых свойствах товара:

бальнеологическое заключение[10] по составу и лечебным свойствам минеральной воды или экспертное заключение по составу и качеству минеральной воды, а также копия протокола физико-

 

химического анализа минеральной воды (с указанием формулы ионного состава минеральной воды) (абз. 3 и 5 п. 16 Административного регламента Минздравсоцразвития РФ);

протокол физико-химических исследований продукции (включающий хроматограмму), подтверждающих особые свойства (с датой отбора проб) (подп. 4 п. 17 Административного регламента Росалкогольрегулирования). Не установлено ограничение круга лиц, уполномоченных проводить физико-химический анализ минеральной воды. Следовательно, ими могут быть как частные, так и муниципальные специализированные организации, выполняющие анализ по заказу заявителя или уполномоченного органа, а также сам заявитель при наличии на его предприятии лаборатории. Однако наибольший интерес, по мнению автора, представляет создание уполномоченным органом собственной «мобильной лаборатории» для целей осуществления забора проб воды и анализа в месте ее непосредственного происхождения. В таком случае заявителю не нужно предоставлять копию протокола физикохимического анализа свойств воды, а уполномоченный орган сможет достоверно определять состав и свойства продукта;

описание особых свойств товара, в отношении которого будет использоваться наименование места происхождения товара, подписанное заявителем, а также сведения о физико-химических и органолептических показателях продукции, в отношении которой будет использоваться наименование места происхождения товара, подтверждающие особые свойства товара (подп. 1 и 5 п. 16 Административного регламента Минсельхоза РФ).

Документы, отражающие зависимость особых свойств товара от места его географического происхождения:

экспертное заключение профильного научно-исследовательского или научно-образовательного учреждения о наличии в продукции особых свойств, которые определяются природными условиями и (или) людскими факторами, характерными для географического объекта, обозначение которого заявляется в качестве наименования места происхождения продукции (подп. 8 п. 17 Административного регламента Росалко- гольрегулирования);

описание установления зависимости перечисленных особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов, подписанное заявителем (абз. 16 п. 17 Административного регламента Минпромторга РФ и подп. 3 п. 16 Административного регламента Минсельхоза РФ).

Документы, содержащие информацию об особенностях изготовления товара:

копии технических документов, в соответствии с которыми осуществляется производство алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции (далее - продукция) (производственно-технологический регламент, технические условия, технологические инструкции, рецептуры, своды правил, стандарты организаций (подп. 3 п. 17 Административного регламента Росалко- гольрегулирования)). Следует принять во внимание, что техническая документация на производство продукции может быть разработана производителем (в настоящее время это, как правило, технические регламенты, а не ГОСТы, ОСТы и т. п., соблюдение которых строго контролировалось при выпуске продукции) и, следовательно, может вовсе не гарантировать наличие особых свойств продукта, изготавливаемого в соответствии с ней;

описание технологического процесса изготовления представленных изделий с указанием технологических операций, выполняемых на основе творческого труда мастеров народных художественных промыслов и использования ими метода творческого варьирования (абз. 18 п. 17 Административного регламента Минпромторга РФ);

перечень технологических приемов, применяемых при производстве для обеспечения качества продукции, подписанный заявителем (подп. 4 п. 16 Административного регламента Минсельхоза РФ).

Справочно-информационные материалы, характеризующие товар иные материалы:

этикетка минеральной воды (абз. 9 п. 16 Административного регламента Минздравсоцраз- вития РФ). По мнению автора, требование о предоставлении этикетки представляется излишним, поскольку форма представления НМПТ, а также иные сведения, размещенные на этикетке, не влияют на свойства продукта и не могут оказывать влияние на результат принятия уполномоченным органом решения о выдаче заключения;

копии документов, подтверждающие иные сведения о продукции, содержащиеся в Реестре НМПТ РФ (подп. 7 п. 17 Административного регламента Росалкогольрегулирования). Регламент не разъясняет, какие именно документы должны быть предоставлены;

справочно-информационные материалы, характеризующие производимые изделия народных художественных промыслов, в том числе:

копии выписок из протоколов заседаний Совета по народным художественным промыслам с решениями об отнесении представленных изделий к изделиям народных художественных промыслов, подписанные председателем (в его отсутствие - заместителем председателя) и ответственным секретарем Совета и заверенные печатью Совета с приложением перечней изделий, отнесенных Советом к изделиям народных художественных промыслов, за последние 3 года.

Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О народных художественных промыслах» художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов;

перечень литературы, в которой имеются сведения о происхождении промысла;

перечень музеев, в которых представлены изделия народных художественных промыслов с заявленным обозначением (абз. 19 п. 17 Административного регламента Минпромторга РФ).

Разрешительная документация:

копия лицензии на пользование недрами и характеристики месторождения (водозабора) минеральной воды (абз. 4 п. 16 Административного регламента Минздравсоцразвития РФ).

Сведения из Реестра НМПТ РФ (копия свидетельства о праве на НМПТ свидетельства на право использования НМПТ или выписка из Реестра НМПТ РФ) предоставляются согласно абз. 10 п. 16 Административного регламента Минздравсоц- развития РФ и подп. 5 п. 17 Административного регламента Росалкогольрегулирования, которыми, в основном, не предусмотрено варьирование списка документов, подлежащих предоставлению заявителем. Однако заявителю предоставляется выбор относительно документа, подтверждающего его право на использование НМПТ. Кроме того, достаточность предоставления выписки корреспондируется с новеллой ГК РФ, устанавливающей возможность взаимодействия Роспатента с уполномоченным органом.

Необходимо отметить, что заявителем в соответствии с п. 2 Административного регламента Минпромторга РФ может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, производящие товары - изделия народных художественных промыслов в границах РФ, и именно в этой части данный документ требует уточнения и при определении круга лиц, обращающихся за заключением, и в связи с изменениями ГК РФ.

Таким образом, круг лиц (заявителей), определяемый п. 2 Административного регламента Минпромторга РФ, не соответствует установленному ГК РФ, поскольку к субъектам права использования НМПТ могут относиться, в том числе, физические лица, что нашло отражение в ряде документов, например:

согласно пункту 2 Административного регламента Минздравсоцразвития РФ заявителями могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, производящие минеральную питьевую лечебную, лечебностоловую и минеральную природную столовую воду;

согласно пункту 2 Административного регламента Минсельхоза РФ заявителями могут быть граждане и юридические лица, производящие на территории Российской Федерации товары сельского хозяйства, продовольственные товары, безалкогольную продукцию, продукты пчеловодства, товары, вырабатываемые из рыбы и морских продуктов.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О народных художественных промыслах» участниками отношений в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации являются граждане и юридические лица любых организационноправовых форм и форм собственности и абз. 7 ст. 3 данного Закона акцентирует внимание на том, что мастером народного художественного промысла является физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.

В связи с этим пункт 2 Административного регламента Минпромторга РФ подлежит приведению его в соответствие со смыслом положения абз. 2 п. 1 ст. 1518 ГК РФ, в частности, дополнению и изложению в следующей редакции: «Заявители - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие товары - изделия народных художественных промыслов в границах находящегося на территории России географического объекта». При этом следует учесть, что предоставляемые физическим лицом, действующим без печати, документы могут быть удостоверены только подписью заявителя, поэтому абз. 17, 18 п. 17 Административного регламента Минпромторга РФ подлежат соответствующему уточнению. При этом следует учесть, что предоставляемые физическим лицом документы могут быть удостоверены только подписью заявителя (без печати), поэтому абз. 17, 18 п. 17 Административного регламента Минпромторга РФ также подлежат соответствующему уточнению.

В частности, в абзаце 17 п. 17 Административного регламента Минпромторга РФ фразу «Справка подписывается руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем и заверяется печатью» следует дополнить и изложить следующим образом: «Справка подписывается руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем и заверяется печатью, либо подписывается физическим лицом».

В абзаце 18 п. 17 Административного регламента Минпромторга РФ фразу «Описание подписывается руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем и заверяется печатью» изложить следующим образом: «Описание подписывается руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем и заверяется печатью, либо подписывается физическим лицом».

Далее, перечни документов, сформулированные в Административных регламентах Мин- здравсоцразвития РФ (п. 16), Росалкогольрегули- рования (п. 17), Минпромторга РФ (п. 17), Минсельхоза РФ (п. 16), являются обязательными для предоставления государственной услуги по выдаче заключения, и отсутствие того или иного документа из данного перечня является основанием для отказа в выдаче заключения (согласно п. 36 Административного регламента Минздрав- соцразвития РФ, п. 21 Административного регламента Минсельхоза РФ) или возврата заявления и предоставленных документов (согласно п. 42 Административного регламента Росалкогольрегу- лирования, п. 21 Административного регламента Минпромторга РФ).

В случае установления некомплектности поданных заявителем документов, если недостающие документы не находятся в распоряжении Министерства РФ, п. 33-34 Административного регламента Минздравсоцразвития РФ предусмотрена его компетенция по запросу необходимых для предоставления государственной услуги документов в государственном органе, органе местного самоуправления, иных организациях, а также у заявителя - если п. 16 Административного регламента Минздравсоцразвития РФ предусматривает необходимость предоставления указанных документов заявителем.

Росалкогольрегулирование в случае непредоставления документов, указанных в п. 19 Административного регламента (выписка из Реестра НМПТ РФ, копия документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе; копия документа о государственной регистрации заявителя; выписка из ЕГРЮЛ) запрашивает и получает информацию из Реестра НМПТ РФ путем обращения к информационным ресурсам Роспатента и информацию из ЕГРЮЛ, информационным ресурсам Федеральной налоговой службы, либо получает информацию посредством межведомственного электронного взаимодействия (абз. 2 п. 20 Административного регламента Росалкогольрегулиро- вания).

Абзацем 6 п. 19 Административного регламента Минпромторга РФ предусмотрена возможность получения выписки из Реестра НМПТ РФ и реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП в установленном порядке путем обращения Департамента лесной и легкой промышленности, являющегося согласно п. 10 данного регламента структурным подразделением Минпромторга РФ, ответственным за предоставление данной государственной услуги, к информационным ресурсам Роспатента и Федеральной налоговой службы либо посредством межведомственного электронного взаимодействия.

В отличие от указанных трех регламентов п. 9 Административного регламента Минсельхоза РФ закрепляет, что взаимодействие уполномоченного органа с иными органами и организациями при рассмотрении предоставленных заявителем документов и выдаче заключения не осуществляется. Поэтому выдача заключения Минсельхозом в ответ на обращение Роспатента не может быть произведена.

Большая часть документов согласно строго регламентированным перечням может быть получена только у заявителя, поэтому при непредоставлении в Роспатент заявителем заключения уполномоченного органа, в силу отмеченных обстоятельств Роспатент не сможет самостоятельно (без участия заявителя) получить данное заключение.

Необходимо принять во внимание, что некоторые документы могут быть запрошены в других органах в случае непредоставления заявителем, а именно:

информация об участии товара в выставках.

В случае непредоставления заявителем информации об участии продукта в выставках может быть запрошена Федеральным институтом промышленной собственности в Комитете по выставочно-ярмарочной деятельности, находящегося в структуре Торгово-промышленной палаты России и располагающего информацией обо всех организуемых выставочных мероприятиях (ст. 12 ФЗ РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах»11). Однако направление запроса и ожидание ответа уполномоченным органом увеличит срок принятия решения о выдаче заключения заявителю;

протокол физико-химических исследований продукции и экспертное заключение профильного научно-исследовательского или научно-образовательного учреждения о наличии в продукции особых свойств могут быть получены в соответствующих учреждениях посредством направления заказа на выполнение работ и предоставления информации о товаре, месте его происхождения, образца товара;

бальнеологическое заключение по составу и лечебным свойствам минеральной воды или экспертное заключение по составу и качеству минеральной воды.

Проведение научных исследований по установлению лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий и разработка бальнеологических заключений возложены на Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, Государственный научно-исследовательский институт курортологии Минздрава России, а также на Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации Черноморского зонального управления специализированных санаториев Минздрава России (п. 1 Приказа Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. № 445 «Об установлении лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий»[11] [12]);

справочно-информационные материалы:

Согласно части 2 ст. 10 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»[13] ведение Государственного каталога Музейного фонда РФ (далее - Каталог) осуществляется Минкультуры на основе учетной документации музеев, в оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы (п. 3 Положения о Государственном каталоге Музейного фонда РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 фев-

 

раля 1998 г. № 179[14]). Каталог является учетным документом, содержащим основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда РФ и представляет собой электронную базу данных[15]. Ответственным за ведение Каталога является Департамент культурного наследия (п. 6 Административного регламента Мин- промторга РФ). Таким образом, справочная информация может быть запрошена централизованно в Министерстве культуры РФ.

Уполномоченным органом может быть отказано в выдаче заключения не только при непредставлении или предоставлении не в полном объеме документов, но и в случае, если не установлена зависимость особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и/или людских факторов; а также если свойства товара, в том числе физико-химические и/или органолептические, не соответствуют особым свойствам товара, указанным в Реестре НМПТ РФ для зарегистрированного НМПТ, право использования которого испрашивается заявителем и пр.

Так, одним из оснований для отказа в выдаче заключения является установление несоответствия минеральной воды, производимой заявителем, особым свойствам географического объекта, находящегося в границах Российской Федерации и/или наименование которого не соответствует наименованию места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды (абз. 2 п. 24 Административного регламента Минздравсоц- развития РФ). Но посредством проведения простого анализа предоставленных заявителем документов установление наличия или отсутствия соответствия особых свойств представляется затруднительным, для этого необходимо проведение лабораторных исследований свойств продукта, образцы которого могут быть получены непосредственно в заявленном месте его происхождения, Минздравсоцразвитием РФ или подведомственным учреждением.

С целью проверки заявленных сведений о свойствах товара Административный регламент Минздравсоцразвития РФ предусматривает лишь направление Минздравсоцразвитием РФ в подведомственное Министерству федеральное государственное учреждение письма, содержащего запрос о подтверждении сведений о соответствии указанных в предоставленных заявителем документах особых свойств минеральной воды природным условиям, характерным для географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной воды; и предоставляет письмо на визирование начальнику отдела (п. 38 Административного регламента Минздравсоцразви- тия РФ). Однако на основании каких данных осуществляется подтверждение запрошенных сведений подведомственным органом, нормативным актом не оговаривается.

Принимая во внимание рассмотренные выше положения Административного регламента Мин- здравсоцразвития РФ (п. 16, 24, 33-34, 36, 38), приходится констатировать, что на сегодняшний день уполномоченный орган преимущественно делает вывод о наличии, к примеру, месторождения минеральных вод на основании документов, предоставленных Заявителем и выданных частными организациями, государственными органами, - забор проб минеральной воды Минздравсоцраз- витием РФ не осуществляется, лабораторные исследования не проводятся, а определение особых свойств минеральной воды и их обусловленность характерными для географического объекта факторами осуществляется на основании документальных данных, также предоставленных заявителем.

Следовательно, в регламенте Минздравсоцраз- вития РФ необходимо предусмотреть положение, уполномочивающее данный орган или подведомственную ему организацию по собственной инициа-

 

тиве, по просьбе заявителя и заявлениям третьих лиц проводить сбор и анализ доказательств достоверности указанных в заявке на НМПТ свойств товара и сведений об их связи с заявленным местом происхождения, что одновременно упростило бы процесс сбора и подачи материалов на получение заключения для заявителя.

Контроль полноты и качества предоставления государственной услуги Минсельхозом РФ (п. 46-47 Административного регламента Минсельхоза РФ), Минпромторгом РФ (п. 52-53 Административного регламента Минпромторга РФ), Алкогольрегулированием (п. 51 Административного регламента Росалкогольреглирования), Мин- здравсоцразвитием (п. 49 Административного регламента Минздравсоцразвития РФ) включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, а также проверок по конкретным обращениям заявителя, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Министерства при предоставлении государственной услуги. В зависимости от состава рассматриваемых вопросов могут проводиться комплексные и тематические проверки.

Для проведения проверки полноты и качества предоставления государственной услуги Минсельхозом РФ может быть сформирована комиссия, в состав которой включаются государственные гражданские служащие Минсельхоза РФ (п. 47 Административного регламента Минсельхоза РФ). Результаты проверки оформляются в акте, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению. В регламенте не указаны требования к квалификации привлекаемых служащих, в то время как в зависимости от рассматриваемого объекта наличие специальных знаний у лиц, осуществляющих проверку сведений об объекте, по мнению автора, является необходимым. В противном случае проведение данной процедуры представляется бессмысленным. Кроме того, проверка должна в обязательном порядке осуществляться и при рассмотрении запроса на выдачу заключения.

Минпромторг РФ осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в предоставленных заявителем документах сведений (п. 52 Административного регламента Минпро- мторга РФ). Однако не проводит сбор и анализ доказательств в целях проверки достоверности предоставленных заявителем сведений, что свидетельствует, по мнению автора, о неполноценности процедуры выдачи заключения, исполняемой данным государственным органом. В случаях, когда имеются обоснованные сомнения в их достоверности, могут быть привлечены специалисты в области народных художественных промыслов: искусствоведы, художники декоративноприкладного искусства и организации в данной области. Установить частоту фактического привлечения специалистов представляется затруднительным.

Анализ Административного регламента Рос- алкогольрегулирования показал, что на этапе выдачи заключения, прилагаемого к заявке на НМПТ, Росалкогольрегулирование, как и Минздравсоц- развития, проводит только документальную проверку, в том числе на соответствие продукции заявленным сведениям; соответствие производимой заявителем продукции особым свойствам географического объекта, находящегося в границах Российской Федерации, и (или) наименования продукции НМПТ (п. 41 Административного регламента Росалкогольрегулирования). Проверка товара на соответствие продукции заявленным сведениям осуществляется, исходя из предоставленных заявителем данных физико-химических исследований продукции, а также результата исследования профильного научно-исследовательского или научно-образовательного учреждения о наличии в продукции особых свойств.

Проверка соответствия фактических свойств товара особым свойствам, содержащимся в описании, проводится Росалкогольрегулированием не в процессе выдачи заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию НМПТ и/ или предоставление права его использования, а в плановом или внеплановом порядке, в том числе при обработке поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений по соответствующему приказу в рамках осуществления контроля за сохранением особых свойств алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в отношении которой зарегистрировано наименование места происхождения товара. Так, осуществляется проверка юридических лиц - субъектов данного вида деятельности, включая помимо прочего отбор проб и проведение испытаний алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в отношении которой зарегистрировано НМПТ, с целью подтверждения соответствия особых свойств, внесенных в Реестр НМПТ РФ [пп. 15 (3-7] п. 80 Административного регламента Росалкогольрегули- рования). По результатам проверки оформляется соответствующий Акт (п. 11 Административного регламента Росалкогольрегулирования).

При выявлении нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота алкогольной продукции, действия субъекта предпринимательской деятельности подлежат санкционированию.

Таким образом, по мнению автора, с целью обеспечения достоверности сведений Реестра НМПТ РФ и исключения злоупотреблений в сфере регистрации НМПТ, не соответствующих характеру данного объекта интеллектуальной собственности или содержащих ложные сведения, необходимо осуществлять проверку соответствия особых свойств фактическим свойствам отобранной уполномоченным органом продукции, прежде всего, на стадии рассмотрения Роспатентом заявки на регистрацию НМПТ. Для этого необходимо наделить уполномоченные органы правом проводить физико-химические исследования путем привлечения собственных лабораторий (при их наличии) либо подведомственных учреждений.

Как показано выше, уполномоченными органами, за исключением Минздравсоцразвития РФ, соответствующие заключения выдаются на основании сведений, предоставленных заявителем, без проведения исследования данных, полученных из других источников. Такая система не гарантирует достоверность данных, содержащихся в заключении уполномоченного органа, фактическое соответствие качества и свойств товара, маркируемого НМПТ, заявленным в описании, а также истинность факта происхождения товара с территории указываемого заявителем географического объекта и, как следствие, достоверность сведений, содержащихся в Реестре НМПТ РФ.

Как было установлено, государственными органами, уполномоченными выдавать заключения, прилагаемые к заявке на НМПТ, не проводится проверка заявленных сведений фактическим свойствам товара, поскольку непосредственно ими не осуществляется отбор экземпляров товара или забор проб продукта, а также экспертиза, лабораторное исследование товара. Взаимодействие Минсельхоза РФ с другими органами и организациями при выдаче заключения не предусмотрено, в то время как другие уполномоченные органы согласно их регламентам могут взаимодействовать с учреждениями для получения установленных сведений. Однако преимущественно взаимодействие сводится к получению в Роспатенте сведений из Реестра НМПТ РФ и ФНС - сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

По мнению автора, оптимальным решением для обеспечения объективного рассмотрения материалов на выдачу заключения может в числе прочего стать создание в структуре уполномоченных органов временных (созываемых на период рассмотрения заявки на выдачу заключения) специализированных советов или комиссий применительно каждому виду или группе товаров по вопросам НМПТ, выдающих соответствующие заключения, в состав которых входили бы компетентные специалисты различных областей, как это предусмотрено в регламентом Минпромторга РФ. Привлечение специалистов должно осуществляться при рассмотрении каждого заявления на выдачу заключения уполномоченного органа. Также необходимо уполномоченный орган (указанные выше специализированные комиссии или советы) наделить правом непосредственно или через подведомственное учреждение проводить отбор экземпляров товара и их лабораторный и экспертный анализ для определения соответствия свойств товара указанным в описании.

Контроль представляется необходимым как на стадии рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права использования зарегистрированным НМПТ, так и в период его использования и продления срока действия свидетельства на право использования НМПТ.

Анализ регламентов помимо прочего позволил выявить следующее.

Действующий порядок выдачи заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию НМПТ и/или предоставление права его использования, не позволяет получить заключение Роспатентом во исполнение абз. 4 п. 5 ст. 1522 ГК РФ. В связи с этим необходимо дополнить п. 5 ст. 1522 ГК РФ новым абзацем, обязывающим уполномоченный орган осуществлять выдачу заключения в ответ на обращение Роспатента по предоставлению последним заявочных материалов и выписки из Реестра НМПТ РФ.

Варьирование перечня прилагаемых к запросу на выдачу заключения документов не предусмотрено, в то время как перечни не являются универсальными и в отдельных случаях подлежат сокращению и/или уточнению с учетом регламентированного абз. 4 п. 5 ст. 1522 ГК РФ обращения Роспатента в уполномоченный орган за заключением напрямую, когда документы, необходимые для получения заключения, не могут быть предоставлены Роспатентом без привлечения к этому заявителя. Например, этикетка минеральной воды, копии документов, в соответствии с которыми осуществляется производство товара, описание технологического процесса производства товара. Однако часть документов может быть получена уполномоченным органом в соответствующих учреждениях (ТПП РФ, научно-исследовательские учреждения, Министерство культуры РФ).

Регламентация взаимодействия уполномоченных органов с другими организациями и государственными учреждениями в целях получения необходимых сведений является недостаточной.

Отсутствует полноценная система проверки достоверности предоставляемых заявителем сведений, касающихся товара с особыми свойствами, что не позволяет гарантировать истинность сведений, включаемых в заключение уполномоченного органа и Госреестр НМПТ РФ. Автор считает, что основным недостатком всей процедуры выдачи заключений является то, что проверка предоставленных заявителем сведений носит исключительно документальный характер.

С целью исключения ложности сведений об особых свойствах товара, маркируемого НМПТ и исключения злоупотреблений в отношении регистрации НМПТ и/или предоставления права использования зарегистрированного НМПТ, не соответствующего характеру данного средства индивидуализации, а также обеспечения объективного рассмотрения материалов на выдачу заключения и его документальное оформление предлагается:

предусмотреть создание в структуре уполномоченных органов временных (созываемых на период рассмотрения запроса (заявки/ заявления) на выдачу заключения) специализированных советов или комиссий применительно к каждому виду или группе товаров в связи с регистрацией НМПТ, в состав которых входили бы компетентные специалисты различных областей, как это предусмотрено в соответствии с регламентом Минпро- мторга РФ;

предусмотреть полномочия уполномоченных органов непосредственно или через подведомственное учреждение по собственной инициативе, просьбе заявителя или по заявлениям третьих лиц проводить отбор экземпляров товара, исследование свойств и характеристик товара, его экспертный анализ для определения соответствия свойств производимого продукта свойствам, заявленным в описании, устанавливать связь особых свойств товара с природными и/или людскими факторами конкретного места происхождения товара;

указанным выше специализированным советам или комиссиям осуществлять проверку соответствия заявленных особых свойств фактическим свойствам отобранных уполномоченным органом в месте происхождения товара экземпляров продукции. В том числе проводить физико-химические исследования путем привлечения собственных лабораторий либо подведомственных учреждений;

предусмотреть ответственность указанных выше специализированных советов или комиссий за недостоверность указываемых в заключении, прилагаемом к заявке на НМПТ, особых свойств товара.

С целью обеспечения применения положения абз. 5 п. 5 ст. 1522 ГК РФ, а именно осуществления уполномоченным органом контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого охраняется НМПТ, целесообразно возложить данную функцию на предложенные автором выше советы или комиссии уполномоченных органов.

В действующих административных регламентах уполномоченных органов данное положение не отражено и для приведения их в соответствие с указанной нормой ГК РФ необходимо внести в регламенты дополнения, касающиеся предмета регулирования и требований к порядку и срокам выполнения административных процедур по осуществлению контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано НМПТ.

 

[1] Абзац 4 п. 5 ст. 1522 Гражданского кодекса РФ: «Если указанное в абзацах первом, втором и третьем настоящего пункта заключение не представлено заявителем, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности запрашивает указанное заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе» [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

[2] Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. № 481 (ред. 4 сентября 2012 г.) «О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара» [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

[3] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 октября 2011 г. № 1211н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2011 г. № 22869) // Российская газета 2012. 8 февраля. № 26. [Электронный ресурс] URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/1257/ (дата обращения 30 сентября 2015 г.)

[4] Приказ Минпромторга России от 12 марта 2013 г. № 309 «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара» (Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2013 г. № 28613) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. 15 июля № 28 [Электронный ресурс] URL: www.minpromtorg.gov.ru (дата обращения 30 сентября 2015 г.).

[5] Приказ Минсельхоза России от 28 декабря 2011 г. № 496 (ред. от 30 июня 2014 г.) «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов» (Зарегистрировано в Минюсте России 9 апреля 2012 г. № 23762) Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

[6] Приказ Росалкогольрегулирования от 29 июля 2013 г. № 188 (ред. от 25 сентября 2015 г.) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче заключений, прилагаемых к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара» (Зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2013 г. № 30047) // Российская газета 2013. 18 октября. № 235.

[7] Паспорт для скважины на воду [Электронный ресурс]. URL: http://byrcompany.ru/pasport-na-skvajiny-na-vody.html (дата обращения 30 сентябрь 2015 г.).

[8] Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (ред. от 26 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] ЭПС «Система ГАРАНТ».

[9] Постановление Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2002 г. № 69 «О местах традиционного бытования народных художественных промыслов Нижегородской области» (ред. от 4 марта 2011 г.) [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

[10] Документ, выданный уполномоченной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющий состав, качество и тип минеральной воды, устанавливающий и подтверждающий лечебно-профилактические свойства (показания и противопоказания по медицинскому применению) конкретной минеральной воды // ГОСТ Р 54316-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22 апреля 2011 г. № 55-ст) (ред. от 22 мая 2013 г.) // ИУС «Национальные стандарты». 2014. № 7; 2014. № 4.

[11] Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (ред. от 24 ноября 2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2015 г.) [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

[12] Приказ Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. № 445 «Об установлении лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий» [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

[13] Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (ред. от 23 февраля 2011 г.) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

[14] Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. № 179 (ред. от 8 мая 2002 г.) «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

[15] Пункт 2 Административного регламента Министерства культуры РФ по исполнению государственной функции по ведению Государственного каталога Музейного фонда РФ, утвержденного Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 22 ноября 2007 г. № 1320, в ред. Приказа Минкультуры РФ от 24 декабря 2008 г. № 276 [Электронный ресурс]. ЭПС «Система ГАРАНТ».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (01.08.2017)
Просмотров: 215 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%