В системе внутригосударственного налогового права принцип равенства и всеобщности налогообложения позиционируется в качестве одного из ключевых. Такое положение вещей характерно и для внутригосударственного налогового права России, учитывая, что ст. 3 Налогового кодекса РФ непосредственно закрепляет данный принцип в тексте Кодекса, а Конституционный Суд РФ указывает на его конституционно-правовую значимость и связь со многими базовыми положениями российской Конституции.
Однако применительно к системе международного налогового права основные идеи правового регулирования, положенные в его основу, не претендуют на то, чтобы обеспечить глобальное равенство и всеобщность налогообложения в масштабах всего мира. В свете этого более реалистичной задачей становится продвижение идей равенства посредством борьбы с наиболее грубыми формами отступления от его канонов, выражающимися в различных примерах дискриминации налогоплательщиков в трансграничных ситуациях (по тем или иным произвольно выбранным критериям).
Следует уточнить, что, несмотря на множество имеющихся в науке и судебной практике различных определений, мы исходим из понимания налоговой дискриминации, ориентированного на потребности практики. В частности, мы понимаем под налоговой дискриминацией необоснованное отступление от принципа равенства в налоговом праве, влекущее ограничение фундаментальных экономических свобод дискриминируемого лица и (или) применение в отношении его несоразмерных его экономическому положению и более обременительных форм и правил налогообложения.
В свете данного определения можно наметить несколько направлений, в рамках которых функционирование принципа запрета налоговой дискриминации в международном налоговом праве представляется наиболее значимым (и в перспективе наиболее эффективным).
|