С начала 30-х гг. XX века внимание к вопросам двойного налогообложения в СССР вновь ослабевает. В этот период усиливаются административные начала в экономике, в то время как частное предпринимательство в силу известных причин полностью было поставлено вне закона. Таким образом, при полной монополии государства на внешнюю торговлю и при жестко ограниченном доступе иностранного капитала вопросы международного налогообложения утрачивают свое значение. Как правило, они лишь упоминаются в текстах торговых договоров или консульских конвенций наряду с другими вопросами. В качестве примера можно назвать Договор о торговле и мореплавании между СССР и Турецкой Республикой (Анкара, 8 октября 1937 г.). Аналогичные Договоры заключаются с Грецией (1929 г.), Королевством Югославия (1940 г.), Данией (1946 г.). После Второй мировой войны подписываются также торговые договоры со странами Восточной Европы: Польшей (1945 г.), Румынией (1947 г.), Венгрией (1947 г.), Чехословакией (1947 г.). Чуть позднее, в 50-е гг. подписываются торговые соглашения с Францией (1951 г.), Канадой (1956 г.), Пакистаном (1956 г.), Японией (1957 г.), Монголией (1957 г.), Германией (1958 г.), Ираком (1958 г.) и т.д. Отдельные налоговые нормы встречаются также в соглашениях о консульских сношениях, в соглашениях о режиме судоходства по некоторым рекам (например, по договору с Австрией и договору с КНР в 1957 г.), в соглашениях о воздушном сообщении с Данией (1956 г.), Индией (1958 г.), Францией (1958 г.), Марокко (1962 г.), Кубой (1962 г.).
Однако вплоть до 70-х гг. XX века СССР практически не заключал налоговых договоров. В этом отношении договор с Германией от 12 октября 1925 г. (к тому времени уже утративший силу) оставался уникальным прецедентом из прошлого. К числу немногочисленных исключений из отмеченного правила можно отнести следующие случаи: 1) подписание многосторонней Конвенции о налоговом режиме иностранных автомашин (Женева, 30 марта 1931 г.) (Convention on the taxation of foreign motor vehicles, Geneva), к которой СССР присоединился в 1935 г. <1>; 2) а также имевшие место на рубеже 70-х гг. XX века отдельные факты обмена письмами уполномоченных органов Министерств иностранных дел по вопросам налогообложения роялти (Франция, 1967 г. <2>, Финляндия, 1970 г. <3>), а также предприятий морского и воздушного транспорта (Швейцария <4>, 1968 г.) <5>.
--------------------------------
<1> СССР депонировал ратификационную грамоту о присоединении 23 июля 1935 г. Присоединение СССР к этой Конвенции вступило в силу 23 января 1936 г.
<2> Обмен письмами между чрезвычайным и полномочным послом СССР во Франции и Генеральным секретарем МИД Франции о взаимном освобождении от налогов на доходы от продажи или передачи лицензий на использование патентов на изобретения, а также других объектов промышленной собственности (Париж, 14 марта 1967 г.).
<3> Обмен письмами между Министром при канцелярии государственного совета Финляндии и Министром внешней торговли СССР о взаимном освобождении от налогов на доходы от продажи или передачи лицензий на использование патентов на изобретения, а также других объектов промышленной собственности (Хельсинки, 13 октября 1970 г.).
<4> Обмен нотами между МИД СССР и Посольством Швейцарии в СССР о взаимном освобождении от налогов предприятий морского и воздушного транспорта СССР и Швейцарии от 18 января 1968 г. (утратил силу на основании п. 3 "b" ст. 27 Соглашения от 15 ноября 1995 г.).
<5> Имеются и иные (менее известные) примеры аналогичного свойства, которые можно воспринимать как исключения, не опровергающие вывод об отсутствии специального регулирования трансграничных налоговых отношений в целом на уровне международных договоров.
215. В 60-х годах XX века ученые-юристы СССР вновь обращаются к проблемам международного финансового и, в частности, международного налогового права <1>. Проходят несколько международных конференций по этому вопросу <2> среди социалистических стран, впоследствии изменения происходят и в объективном праве.
--------------------------------
<1> См., например: Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. N 2. С. 60 - 68.
<2> См., например, информацию по этому вопросу в следующей статье: Веральский М. Проблемы международного финансового права // Советское государство и право. 1967. N 1. С. 63 - 68.
Так, с начала 70-х гг. XX века по мере развития воздушного, железнодорожного, автомобильного, морского сообщения и иных средств транспорта актуальным становится вопрос о налогообложении этой деятельности. Учитывая эти вновь обозначившиеся потребности, СССР начинает заключать специальные налоговые соглашения в сфере международных перевозок. Дополнительно к вышеупомянутому Соглашению со Швейцарией было заключено 16 подобных соглашений (см. Приложение N 1), а именно со следующими странами:
- Францией (от 4 марта 1970 г.);
- Швецией (от 8 февраля 1971 г. и от 5 апреля 1973 г.);
- Норвегией (от 11 февраля 1971 г.);
- Италией (от 16 сентября 1971 г., причем действие этого первого Соглашения предусматривалось с 1 января 1967 г., и соглашение от 20 ноября 1975 г.);
- Финляндией (от 5 мая 1972 г.);
- Великобританией (от 3 мая 1974 г.);
- Ираком (от 26 сентября 1974 г.);
- Нидерландами (от 11 ноября 1974 г.);
- Японией (от 31 июля 1975 г.);
- Грецией (от 27 января 1976 г.);
- Аргентиной (от 30 марта 1979 г.);
- ФРГ (от 21 февраля 1980 г.);
- Ирландией (от 17 декабря 1986 г.);
- Алжиром (от 11 июня 1988 г.).
216. В большей степени релевантно для России в настоящее время соглашение СССР с Ираком, поскольку полноценный и всеохватывающий налоговый договор с этим государством до сих пор не подписан. Заметим, перечисленные налоговые соглашения отличаются по своему предмету с точки зрения разновидностей международных перевозок, на которые они распространяются (морские и воздушные перевозки или дорожный транспорт), они также не вполне совпадают и по перечню налогов, которые подвергаются регулированию (например, в Договоре с Финляндией устраняется двойное обложение в том числе по взносам на социальное страхование), не единообразно в указанных соглашениях определяется резидентство налогоплательщика (по критерию инкорпорации либо по критерию места эффективного управления). Однако все эти соглашения имеют и одну общую черту: их объединяет то, что они предусматривают простое и безусловное освобождение той или иной соответствующей экономической деятельности от налогообложения в другом договаривающемся государстве.
217. Летом 1973 г. во время визита Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в США среди прочих документов подписывается первый двусторонний налоговый договор, содержащий положения, в некоторой степени сходные с современными договорами. Это Конвенция между СССР и США по вопросам налогообложения, подписанная 20 июня 1973 г. <1>. Договор был, в частности, подписан Министром внешней торговли СССР (от лица Президиума Верховного Совета СССР) и Министром финансов США (от лица Президента США). Вместе с тем данный договор не соответствовал по своей структуре какой-либо модели и содержал много специфических положений. В частности:
--------------------------------
<1> В настоящее время она утратила силу (16 декабря 1993 г.) в соответствии с п. 3 ст. 27 нового налогового договора между Россией и США, подписанного 17 июня 1992 г.
1) статья III определяла обширный перечень доходов из источников, которые должны были облагаться только в государстве постоянного пребывания (государстве резидентства) их получателя, а именно перечень доходов включал: роялти, доходы от продажи или иного распоряжения собственностью, полученной в результате наследования или дарения, проценты;
2) напротив, договор не включал подробных положений, касающихся понятия постоянного представительства, налогообложения дивидендов, противодействия уклонению от налогообложения; эти вопросы фактически не имели большой актуальности в контексте социалистической экономики. Вместе с тем критерии, используемые для определения представительства, фактически дополнительно применялись в упомянутой ст. III для установления оснований налогообложения в государстве резидентства <1>;
--------------------------------
<1> Например, согласно ст. III "d" осуществлялось налогообложение лица в стране его постоянного места пребывания в отношении доходов, получаемых от предоставления инженерных, архитектурных, проектных и других технических услуг в государстве источника в течение срока, не превышающего 36 месяцев на одном объекте. Понятно, что данная статья, по существу, воспроизводила правило о возникновении постоянного представительства в виде строительной площадки.
3) весьма развернуто была изложена ст. VI Договора, посвященная налогообложению заработной платы, выплат в пользу лиц, участвующих в осуществлении программ межгосударственного сотрудничества, преподавателей и научных сотрудников, учащихся, практикантов и специалистов <1>.
--------------------------------
<1> См. более подробно об этом договоре: Ровинский Е.А., Черепахин А.М. Международно-правовое регулирование двойного налогообложения // Советское государство и право. 1975. N 6. С. 91 - 96.
218. Однако наиболее важными налоговыми договорами с участием СССР были заключенные в 1977 и 1978 гг. многосторонние налоговые соглашения между государствами - членами СЭВ, имеются в виду:
- Соглашение между НРБ (Болгарией), ВНР (Венгрией), ГДР, МНР (Монголией), ПНР (Польшей), СРР (Румынией), СССР и ЧССР (Чехословакией) об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (Мишкольц, 27 мая 1977 г.) <1>;
--------------------------------
<1> Ратифицировано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1977 г. N 6140-IX "О ратификации соглашения между странами - членами СЭВ об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц".
- Соглашение между НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (Улан-Батор, 19 мая 1978 г.).
В части первого Соглашения 1977 г. все основные правила налогообложения доходов и имущества сосредотачиваются в ст. III Соглашения; они сводятся к следующему:
1) доходы физического лица от работы по найму и службы подвергаются налогообложению на основе критерия источника (в государстве источника дохода);
2) роялти подвергаются налогообложению в стране постоянного местопребывания физического лица (при этом согласно ст. I Соглашения в спорных случаях страна постоянного местопребывания определяется по критерию гражданства);
3) имущество (как движимое, так и недвижимое) облагается в государстве его местонахождения.
В Соглашении 1978 г. в отношении налогообложения доходов юридических лиц, напротив, доминирует резидентский критерий. Основные правила сводятся к следующему:
1) обычно доходы юридических лиц каждой договаривающейся стороны, получаемые на территории других договаривающихся сторон как непосредственно, так и через филиалы, отделения, агентства, конторы и тому подобные организации, освобождаются от налогов на территории этих других договаривающихся сторон (ст. III). При этом в спорных случаях резидентство юридического лица определяется по критерию инкорпорации (ст. I);
2) наиболее важным исключением из принципа налогообложения по критерию резидентства является ст. IV (1). Она устанавливает, что взимание налогов с недвижимого имущества юридических лиц, а также с доходов от его использования, продажи и другого распоряжения этим имуществом производится по законодательству той договаривающейся стороны, в которой находится это имущество.
В целом рассмотренные Соглашения представляются чрезвычайно упрощенными по своему содержанию и рассчитанными на применение в условиях социалистической системы, когда ограничивается свободная экономическая деятельность и существует монополия государства на внешнюю торговлю. Во многом этим объясняется отсутствие в этих Договорах многих важных с позиций сегодняшнего дня разделов; например, даже не упоминается возможность получения доходов в виде дивидендов. Соответственно в условиях рыночной экономики эти Соглашения дают большой простор для применения различных средств налоговой оптимизации и обхода налогов. В настоящее время со всеми государствами - членами указанных многосторонних конвенций Россией подписаны новые налоговые соглашения, в связи с этим Россия уже не применяет данные Соглашения ни с одним из государств с середины 90-х годов XX века (см. Приложение N 2). Однако некоторые бывшие республики СССР в порядке правопреемства по международным обязательствам имеют основания для применения указанных Договоров, если, конечно, государства - участники соглашений не согласуют иное или не заключат новое соглашение.
219. В течение последнего десятилетия существования СССР подписал и ратифицировал 18 двусторонних налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения, в частности, со следующими странами:
- Норвегией в отношении доходов и имущества (5 февраля 1980 г.);
- Австрией в отношении доходов и имущества (10 апреля 1981 г.);
- Швецией в отношении доходов и имущества (13 октября 1981 г.);
- ФРГ в отношении доходов и имущества (24 ноября 1981 г.);
- Кипром в отношении доходов и имущества (29 октября 1982 г.);
- Италией в отношении доходов (26 февраля 1985 г.);
- Испанией в отношении доходов и имущества (1 марта 1985 г.);
- Канадой в отношении доходов (13 июня 1985 г.);
- Великобританией в отношении доходов и прироста стоимости имущества (31 июля 1985 г.);
- Францией в отношении доходов (4 октября 1985 г.);
- Японией в отношении доходов (18 января 1986 г.);
- Швейцарией по налоговым вопросам (5 сентября 1986 г.);
- Данией в отношении доходов и имущества (21 октября 1986 г.);
- Нидерландами в отношении доходов и имущества (21 ноября 1986 г.);
- Малайзией в отношении доходов (31 июля 1987 г.);
- Финляндией в отношении подоходных налогов (6 октября 1987 г.);
- Бельгией в отношении доходов и имущества (17 декабря 1987 г.);
- Индией в отношении доходов (20 ноября 1988 г.).
В настоящее время из всех перечисленных соглашений Россия продолжает применять лишь Соглашения с Японией и Малайзией, все остальные заменены новыми соглашениями, заключенными непосредственно Российской Федерацией в 90-е гг. после распада СССР. Анализ указанных налоговых договоров, заключенных СССР в 80-е гг., показывает, что все соглашения в целом отражают базовые черты Модельной конвенции ОЭСР/ООН, однако многие из них заметно различаются друг от друга по тем или иным важным аспектам. Показательны различия ставок налога у источника по пассивным доходам:
1) Австрия, Кипр, Великобритания, Финляндия - 0% в отношении дивидендов, процентов, роялти;
2) Швеция, Дания, Нидерланды, Норвегия - не более 15% в отношении дивидендов (для Норвегии - не более 20%); 0% - в отношении процентов и роялти;
3) ФРГ - не более 15% в отношении дивидендов, не более 5% - в отношении процентов, 0% - для роялти;
4) Испания - не более 18% в отношении дивидендов, 0% - для процентов, не более 5% - для роялти;
5) Канада, Бельгия, Индия - не более 15% для дивидендов, 15% - для процентов, 10% - в отношении роялти для Канады, 0% - для Бельгии, 15/20% - для Индии.
Срок существования постоянного представительства при осуществлении строительной деятельности также существенно различается:
- 36 месяцев - по договорам с Италией и Финляндией;
- 24 месяца - по договорам с Францией, Данией, Бельгией, Великобританией;
- 12 месяцев - по договорам с Швейцарией и Нидерландами;
- 6 месяцев - по договору с Индией.
Можно предположить, что такой разброс вариантов формулировок в положениях различных налоговых договоров не столько отражал специфику отношений СССР с названными государствами, сколько свидетельствовал об отсутствии строгой переговорной позиции страны при заключении налоговых договоров. Это тем более уместно предположить, если учесть, что нет очевидных данных, подтверждающих, что соответствующие вариации в данных налоговых договорах были продиктованы спецификой торгового оборота СССР применительно к каждой из упомянутых юрисдикций.
Кроме того, среди важных особенностей данных договоров можно выделить также то, что они не предусматривали налогового зачета или освобождения для налоговых резидентов СССР в случае двойного налогообложения. Этот вопрос либо обходили молчанием, либо предусматривалась отсылка к внутреннему законодательству СССР. Наконец, во всех соглашениях, пожалуй, наиболее подробному регулированию подвергалась зарплата и иные подобные доходы физических лиц в трансграничных ситуациях <1>. В условиях ограничения предпринимательской активности в СССР эта позиция действительно представлялась одной из наиболее практически значимых.
--------------------------------
<1> Среди иных характерных черт перечисленных договоров можно также обратить внимание на то, что многие из них были заключены со ссылкой на такой политический документ, как Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 г.
220. Распад СССР и коренное изменение экономической системы страны потребовали кардинальной ревизии сети имеющихся налоговых договоров. Прежние соглашения во многом утратили свою экономическую основу - экономику социалистического типа, основанную на господстве государственной формы собственности и монополии на внешнюю торговлю.
Вместе с тем в Соглашении между правительствами государств - участников СНГ о согласованных принципах налоговой политики (Москва, 13 марта 1992 г.) в ст. 4 было закреплено, что в соответствии с Соглашением о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. стороны обеспечат выполнение ранее заключенных СССР соглашений с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения. Новые соглашения по этим вопросам между собой и с другими государствами каждая из сторон заключает и выполняет самостоятельно. В развитие этого Соглашения Протоколом об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Ташкент, 15 мая 1992 г.) было утверждено типовое налоговое соглашение для использования его как между странами СНГ, так и между государствами СНГ и третьими государствами. При этом данное типовое соглашение стран СНГ фактически совпадало по содержанию с типовым налоговым соглашением Российской Федерации, которое было утверждено примерно двумя неделями позднее Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 352 "О заключении межправительственных Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" <1>. Это типовое соглашение действовало вплоть до принятия новой модели в 2010 г. <2>.
--------------------------------
<1> В дальнейшем небольшие изменения вносились Постановлениями Правительства РФ от 2 июля 1997 г. N 792 и от 22 декабря 2003 г. N 780.
<2> См.: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество".
Таким образом, можно говорить об определенной преемственности международной налоговой политики Российской Федерации по отношению к СССР. Эта преемственность, с одной стороны, давала возможность России "наследовать" сеть налоговых договоров СССР, что было особенно важно в переходный период, т.е. в период отсутствия значительного числа собственных вновь заключенных договоров. С другой стороны, международная сеть налоговых договоров России подобно прежним соглашениям СССР продолжала (в контексте налогово-правовых критериев оценки ситуации) развиваться несколько хаотично без четко обозначенных приоритетов и плановых установок в становлении собственной международной налогово-правовой политики, адекватной современной роли государства в глобальной системе распределения рынка капитала и технологий.
Приложение N 1
Соглашения СССР в сфере налогообложения
международных перевозок
1) Обмен нотами между МИД СССР и посольством Швейцарии в СССР о взаимном освобождении от налогов предприятий морского и воздушного транспорта СССР и Швейцарии от 18 января 1968 г. (утратил силу на основании п. 3 "b" ст. 27 Соглашения от 15 ноября 1995 г.);
2) Соглашение об устранении двойного налогообложения в области воздушного и морского транспорта между СССР и Францией (Москва, 4 марта 1970 г.) (утратило силу в соответствии с Конвенцией от 26 ноября 1996 г. (п. 3 ст. 28));
3) Протокол о взаимном освобождении авиапредприятий и их служащих от уплаты налогов в связи с соглашением между правительством СССР и правительством Швеции о воздушном сообщении от 31 марта 1956 г. (Стокгольм, 8 февраля 1971 г.) (Протокол утратил силу 3 августа 1995 г. в силу п. 2 ст. 28 Конвенции от 15 июня 1993 г.);
4) Протокол о взаимном освобождении судоходных предприятий от уплаты налогов (Стокгольм, 5 апреля 1973 г.) (Протокол утратил силу 3 августа 1995 г. в силу п. 2 ст. 28 Конвенции от 15 июня 1993 г.);
5) Протокол о взаимном освобождении авиапредприятий и их служащих от уплаты налогов в связи с соглашением между правительством СССР и правительством Норвегии о воздушном сообщении от 31 марта 1956 г. (Осло, 11 февраля 1971 г.);
6) Соглашение между правительством СССР и правительством Итальянской Республики об освобождении от двойного налогообложения в области эксплуатации воздушного сообщения (Рим, 16 сентября 1971 г.) (действие Соглашения начинается с 1 января 1967 г. в соответствии со ст. 5);
7) Соглашение между правительством СССР и правительством Финляндской Республики о взаимном освобождении авиапредприятий и их персонала от налогообложения и взносов на социальное страхование (Хельсинки, 5 мая 1972 г.) (Соглашение утратило силу 14 декабря 2002 г. в отношениях между Россией и Финляндией в соответствии с п. 3 ст. 27 Соглашения от 4 мая 1996 г.);
8) Соглашение между правительством СССР и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения авиатранспортных предприятий и их служащих (Лондон, 3 мая 1974 г.) (Соглашение прекратило свое действие в соответствии с п. 2 ст. 28 Конвенции от 15 февраля 1994 г.);
9) Соглашение между правительством СССР и правительством Иракской Республики о взаимном освобождении от налогообложения советского и иракского авиапредприятий и их персонала (Москва, 26 сентября 1974 г.);
10) Обмен нотами между МИД СССР и посольством Королевства Нидерландов в СССР по вопросу об освобождении от обложения сборами и налогами легковых автомобилей от 11 ноября 1974 г.;
11) Соглашение в форме обмена письмами между чрезвычайным и полномочным послом Японии в СССР и министром гражданской авиации СССР о взаимном освобождении от налогообложения на доходы и прибыль, получаемые от эксплуатации морских и/или воздушных судов в международных перевозках от 31 июля 1975 г.;
12) Соглашение между правительством СССР и правительством Итальянской Республики об освобождении от двойного налогообложения в области морского судоходства (Москва, 20 ноября 1975 г.);
13) Соглашение между правительством СССР и правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения доходов от морских и воздушных перевозок (Москва, 27 января 1976 г.);
14) Соглашение между правительством СССР и правительством Аргентинской Республики об устранении двойного налогообложения в области международных морских и воздушных перевозок (Буэнос-Айрес, 30 марта 1979 г.);
15) Соглашение между правительством СССР и правительством ФРГ о взаимном освобождении от налогообложения дорожных транспортных средств, участвующих в международном сообщении (Москва, 21 февраля 1980 г.);
16) Соглашение между правительством СССР и правительством Ирландии об устранении двойного налогообложения авиатранспортных предприятий и их служащих (Дублин, 17 декабря 1986 г.);
17) Соглашение между правительством СССР и правительством Алжирской Народной Демократической Республики об устранении двойного налогообложения доходов, полученных от эксплуатации международных воздушных линий (Алжир, 11 июня 1988 г.).
Приложение N 2
Информация о многосторонних налоговых соглашениях СССР
I. Соглашение между НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (Мишкольц, 27 мая 1977 г.).
Ратифицировано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1977 г. N 6140-IX "О ратификации соглашения между странами - членами СЭВ об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц. Соглашение утратило силу в отношениях между Россией и следующими государствами:
1) Польша - 22 февраля 1993 г. (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 г., п. 3 ст. 26);
2) Румыния - 11 августа 1995 г. (Конвенция между Правительством РФ и Правительством Румынии от 27 сентября 1993 г., п. 3 ст. 29);
3) Словакия - 1 мая 1997 г. (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 24 июня 1994 г., п. 3 ст. 28);
4) Монголия - 22 мая 1997 г. (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии от 5 апреля 1995 г., п. 3 ст. 29);
5) Чехия - 18 июля 1997 г. (Конвенция между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17 ноября 1995 г., п. 3 ст. 28).
Положения Соглашения не применяются в отношениях между Россией и следующими государствами:
6) Венгрия - с 1 января 1994 г. (письмо Госналогслужбы РФ от 17 августа 1993 г. N ЮУ-4-06/120н);
7) Болгария - с 1 января 1996 г. (письмо Госналогслужбы РФ от 21 марта 1996 г. N НП-4-06/23н).
II. Соглашение между НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СССР и ЧССР об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (Улан-Батор, 19 мая 1978 г.).
Соглашение утратило силу в отношениях между Россией и следующими государствами:
1) Польша - 22 февраля 1993 г. (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 г., п. 3 ст. 26);
2) Румыния - 11 августа 1995 г. (Конвенция между Правительством РФ и Правительством Румынии от 27 сентября 1993 г., п. 3 ст. 29);
3) Словакия - 1 мая 1997 г. (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 24 июня 1994 г., п. 3 ст. 28);
4) Монголия - 22 мая 1997 г. (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии от 5 апреля 1995 г., п. 3 ст. 29);
5) Чехия - 18 июля 1997 г. (Конвенция между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17 ноября 1995 г., п. 3 ст. 28).
Положения Соглашения не применяются в отношениях между Россией и следующими государствами:
6) Венгрия - с 1 января 1994 г. (письмо Госналогслужбы РФ от 17 августа 1993 г. N ЮУ-4-06/120н);
7) Болгария - с 1 января 1996 г. (письмо Госналогслужбы РФ от 21 марта 1996 г. N НП-4-06/23н).
Приложение N 3
Двусторонние налоговые соглашения, заключенные СССР
1) Конвенция между СССР и США по вопросам налогообложения, подписанная 20 июня 1973 г. (утратила силу - п. 3 ст. 27 Договора от 17 июня 1992 г.);
2) Соглашение между СССР и Королевством Норвегии об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 15 февраля 1980 г.);
3) Соглашение между СССР и Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения доходов и имущества (Вена, 10 апреля 1981 г.) (Соглашение прекращает действовать в отношениях между Россией и Австрией в соответствии с п. 3 ст. 28 Конвенции от 13 апреля 2000 г.);
4) Соглашение между правительством СССР и правительством Королевства Швеция об устранении двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 13 октября 1981 г.) (Соглашение утратило силу в отношениях между Россией и Швецией 3 августа 1995 г. на основании п. 2 ст. 28 Конвенции от 15 июня 1993 г.);
5) Соглашение СССР и ФРГ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Бонн, 24 ноября 1981 г.) (Соглашение утратило силу в отношениях между Россией и Германией 30 декабря 1996 г. на основании п. 3 ст. 28 Соглашения от 29 мая 1996 г.);
6) Соглашение между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 29 октября 1982 г.) (Соглашение прекратило свое действие в отношениях между Россией и Кипром в соответствии с п. 3 ст. 30 Соглашения от 5 декабря 1998 г.);
7) Конвенция между правительством СССР и правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения доходов (Рим, 26 февраля 1985 г.) (Конвенция прекратила свое действие в отношениях между Россией и Италией в соответствии с п. 3 ст. 29 Конвенции от 9 апреля 1996 г.);
8) Конвенция между правительством СССР и правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Мадрид, 1 марта 1985 г.) (Конвенция прекратила свое действие в отношениях между Испанией и Россией в соответствии с п. 3 ст. 28 Конвенции от 16 декабря 1998 г.);
9) Соглашение между правительством СССР и правительством Канады об избежании двойного налогообложения доходов (Москва, 13 июня 1985 г.) (Соглашение утратило силу 5 мая 1997 г. на основании Соглашения от 5 октября 1995 г.);
10) Конвенция между правительством СССР и правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Лондон, 31 июля 1985 г.) (Конвенция действует в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 28 Конвенции от 15 февраля 1994 г.);
11) Соглашение между правительством СССР и правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов (Париж, 4 октября 1985 г.) (Соглашение действовало до вступления в силу Конвенции от 26 ноября 1996 г. (п. 3 ст. 28));
12) Соглашение между правительством СССР и правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Токио, 18 января 1986 г.);
13) Соглашение между СССР и Швейцарской конфедерацией по налоговым вопросам (Москва, 5 сентября 1986 г.) (Соглашение утратило силу с 18 апреля 1997 г. на основании п. 3 "a" ст. 27 Соглашения от 15 ноября 1995 г.);
14) Соглашение между правительством СССР и правительством Королевства Дания об устранении двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 21 октября 1986 г.) (Соглашение утратило силу в отношениях между Россией и Данией 27 апреля 1997 г. на основании п. 3 ст. 28 Конвенции от 8 февраля 1996 г.);
15) Соглашение между правительством СССР и правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 21 ноября 1986 г.) (Конвенции утратила силу в отношениях между Россией и Нидерландами на основании п. 2 ст. 30 Соглашения от 16 декабря 1996 г.);
16) Соглашение между правительством СССР и правительством Малайзии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 31 июля 1987 г.);
17) Соглашение между правительством СССР и правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов (Москва, 6 октября 1987 г.) (Соглашение и Протокол утратили силу 14 декабря 2002 г. в отношениях между Россией и Финляндией в соответствии с п. 3 ст. 27 Соглашения от 4 мая 1996 г.);
18) Соглашение между правительством СССР и правительством Королевства Бельгия об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Брюссель, 17 декабря 1987 г.) (Соглашение прекратило свое действие в отношениях между Россией и Бельгией в соответствии с п. 3 ст. 29 Конвенции от 16 июня 1995 г.);
19) Соглашение между правительством СССР и правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения доходов (Нью-Дели, 20 ноября 1988 г.) (Соглашение прекратило действие в отношениях между Россией и Индией с 11 апреля 1998 г. в соответствии с п. 4 ст. 28 Соглашения от 25 мата 1997 г.).
|