Среда, 27.11.2024, 02:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Содержание правовых последствий отбывания наказания в виде лишения свободы

Прежде всего, надо остановиться на последствиях судимости, указанных непосредственно в ст. 86 УК РФ: судимость учитывается при рецидиве преступлений, а также при назначении наказания. Так, судимость за умышленные преступления является основанием для признания рецидива преступлений (ст. 18 УК РФ). Из содержания данной нормы следует, что рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление.

Термин «рецидив» буквально означает «возвращающийся». Рецидив - это возврат, повторение какого-либо явления после кажущегося его исчезновения[1]. Согласно Большому юридическому словарю, рецидив преступлений представляет собой вид множественности преступлений[2], а в словаре С. И. Ожегова он толкуется в качестве повторного проявления чего-либо[3]. В юридической литературе большинство авторов определяют рецидив как совершение лицом новых преступлений после осуждения[4]. Однако это лишь общее определение, тогда как рецидив, в зависимости от тех или иных условий, может подразделяться на подвиды. Анализ работ профессоров И. М. Гальперина, М. П. Журавлева, Т М. Кафарова и академика В. Н. Кудрявцева позволил профессору Н. С. Артемьеву систематизировать имеющиеся в юридической литературе точки зрения относительно видов рецидива и предложить следующую классификацию его видов: легальный (юридический), криминологический (фактический), общий и специальный, простой и сложный, реабилитированный, особо опасный, рецидив тяжких и менее тяжких преступлений, рецидив осужденных к лишению свободы (пенитенциарный) и к иным мерам наказания[5].

Безусловно, существуют и другие классификации видов рецидива, однако классификация, предложенная профессором Н. С. Артемьевым, на наш взгляд, охватывает большинство его видов, и его позиция нами полностью разделяется.

При характеристике уголовно-правовых последствий судимости мы ограничимся рассмотрением лишь легального (юридического) рецидива, под которым в науке уголовного права понимается совершение лицом преступлений в период, когда еще не погашена или не снята в установленном законом порядке судимость за предыдущее преступление1. Встречаются в юридической литературе и более развернутые определения легального рецидива. Так, А. К. Сумен- ков рассматривает легальный рецидив «как совершение повторно, умышленно и в течение определенного законом времени противоправного деяния, предусмотренного УК РФ, квалифицированным преступником или иным совершившим ранее преступление лицом равной или большей степени общественной опасности с первым»[6] [7].

По мнению М. В. Грамматчикова, анализируя судимость как основание для признания рецидива преступлений, во внимание нужно принимать следующие обстоятельства: 1) умышленная форма вины; 2) общественная опасность совершенных преступлений; 3) определенная кратность судимостей; 4) вид назначаемого наказа- ния[8].

Действительно, указанные обстоятельства необходимо учитывать при признании рецидива преступлений. Однако их перечень следует дополнить еще одним основанием, а именно реальностью процесса отбывания наказания в виде лишения свободы, а также скорректировать пункт второй данной классификации, исключив из него преступления небольшой тяжести. Только при наличии указанных обстоятельств судимость выступает в качестве основания для признания рецидива преступлений, что влияет на следующие обстоятельства:

а) признание рецидива опасным или особо опасным. Рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза или более было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы (п. «а» ч. 2 ст. 18 УК РФ), а также при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы (п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ). Рецидив преступлений признается особо опасным при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы (п. «а» ч. 3 ст. 18 УК РФ), а также при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление (п. «б» ч. 3 ст. 18 УК РФ);

б) назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения. Так, в ст. 58 УК РФ указано, что при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, отбывание наказания назначается в исправительной колонии строгого режима (п. «в» ч. 1), при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительной колонии особого режима (п. «г» ч. 1), а в отдельных случаях для данной категории лиц может быть назначено отбытие части срока наказания в тюрьме (ч. 2 ст. 58 УК РФ). Кроме того, на основании анализа ст. 58 УК РФ любой из видов рецидива, указанных в ст. 18 УК РФ, служит основанием назначения наказания только в виде лишения свободы[9];

наличие обстоятельства, отягчающего наказание (п. «а» ст. 63 УК РФ), а также предполагающего особый порядок назначения наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ). При назначении наказания при рецидиве, опасном рецидиве, особо опасном рецидиве преступлений учитываются характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступления, обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений (ч. 1 ст. 68 УК РФ).

Кроме того, характеризуя указанную норму, необходимо отметить, что рассматриваемая статья по сравнению со своей предыдущей редакцией претерпела существенные изменения. Так, в ранее действовавшей редакции ч. 2 ст. 68 УК РФ отмечалось, что срок наказания при рецидиве преступлений не может быть ниже половины максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, при опасном рецидиве преступлений - не менее %, а при особо опасном рецидиве преступлений - не менее % максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. В настоящее время указанная норма представляет собой следующее. Срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее % части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, вступившего в действие с 11 декабря 2003 г.[10]).

Таким образом, если раньше в уголовном законе были четко указаны формализованные пределы назначения наказания при каждом из видов рецидива, что, на наш взгляд, могло служить определенным сдерживающим фактором для лиц, имеющих некоторое количество непогашенных (неснятых) судимостей, достаточное для признания в их действиях опасного либо особо опасного рецидива, то сегодня совершенно очевидно, что данный барьер фактически перестал существовать. При этом логика законодателя, по нашему мнению, не совсем понятна. Учитывая существующую в уголовном законодательстве тенденцию к снижению сроков наказания за преступления небольшой или средней тяжести и, соответственно, увеличению за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также с учетом того, что при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за умышленные преступления небольшой тяжести (п. «а» ч. 4 ст. 18 УК РФ), можно утверждать, что наблюдается обратная ситуация относительно снижения сроков наказания для лиц, совершающих наиболее опасные для общества преступления. Мы считаем, что в данном случае снижение срока наказания до % возможно только при совершении лицом преступлений средней тяжести, то есть при рецидиве преступлений. Во всех остальных случаях сроки наказания необходимо корректировать. Однако, принимая во внимание позицию законодателя, восстановить их до прежнего уровня вряд ли возможно. Отсюда ч. 2 ст. 68 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «Срок наказания при рецидиве преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, при опасном рецидиве преступлений - не менее одной второй, а при особо опасном рецидиве преступлений - не менее двух третей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части».

Кроме того, судимость может выступать и в качестве признака основного состава преступления. Такие составы предусмотрены ст. 313, 314 УК РФ, а в отдельных случаях - ст. 321 УК РФ, где субъектом преступления является осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы или уклоняющийся от отбывания такового. При этом судимость выступает в качестве обязательного признака состава преступления, что профессору С. И. Зельдову послужило основанием для усмотрения здесь рецидива преступлений, который ограничен временем реального отбытия уголовного наказания1.

Рассматривая судимость в контексте рецидива преступлений, нельзя не отметить, что исходя из содержания ч. 4 ст. 18 УК РФ при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за умышленные преступления небольшой тяжести, а также судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, хотя в судебной практике по-прежнему встречаются случаи признания судимости в качестве основания рецидива преступлений у несовершеннолетних.

Стоит отметить, что до внесения изменений в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ[11] [12] положения о том, что при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за умышленные преступления небольшой тяжести, не было, что, на наш взгляд, носит двойственный характер. С одной стороны, усиливать ответственность, а значит, увеличивать сроки наказания за данную категорию преступлений нецелесообразно, с другой - задачи общей и частной превенции в рассматриваемом случае вряд ли будут решаться в полном объеме. Но если взять судимость несовершеннолетних, то внести указанные изменения, на наш взгляд, необходимо было давно. При этом ставился вопрос не об изменении указанной нормы, а об отказе учитывать судимость при назначении наказания несовершеннолетнему, то есть при неоднократности преступлений, а также когда судимость указывалась в качестве самостоятельного признака преступления. Сегодня данная проблема разрешилась путем упразднения института неоднократности преступлений.

Помимо указанных случаев влияния рецидива на назначение наказания факт наличия непогашенной или неснятой судимости непосредственно сам способен оказывать влияние на назначение наказания, а также на вид исправительного учреждения. Так, в ч. 1 ст. 58 УК РФ отмечается, что с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить наказание лицам, совершившим преступление небольшой или средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, а значит, не имеющим в своих действиях рецидива преступлений, но судимых, отбывать наказание в исправительных колониях общего режима. Мотивом принятия такого решения как раз и служит непогашенная (неснятая) судимость за предыдущее преступление, что нашло подтверждение в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами вида исправительного учреждения», где в п. 5 в качестве обстоятельств, характеризующих личность виновного, которые в силу п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ должны учитываться судом при решении вопроса о назначении ему отбывания наказания в колонии-поселении или исправительной колонии общего режима, могут выступать обстоятельства, касающиеся наличия судимости и характера ранее совершенных преступлений[13]. Кроме того, в тех случаях, когда лицо, отбывая наказание, совершит новое преступление, правила назначения наказания по совокупности приговоров ужесточаются. При таком варианте невозможно поглощение наказания, а только его полное или частичное сложение, максимальные размеры которого при лишении свободы увеличиваются до 30 лет (ст. 70 УК РФ).

Действующим УК РФ не исключается применение отсрочки отбывания наказания к женщине, имеющей судимость, если она беременна или имеет малолетних детей. Однако наличие судимости с признаками, указанными в ч. 1 ст. 82 УК РФ, должно являться препятствием для применения к ней отсрочки отбывания наказания при осуждении ее за новое преступление иной категории.

Судимость исключает освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), а также освобождение в связи с изменением обстановки (ст. 801 УК РФ). В указанных статьях содержится признак, состоящий в том, что лицо должно впервые совершить преступление небольшой или средней тяжести, а наличие судимости исключает такую возможность.

Судимость за особо тяжкое преступление не позволяет осужденному претендовать на условно-досрочное освобождение ранее, чем после отбытия значительной части срока наказания (не менее % срока наказания), назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РФ. Испытательный срок при условно-досрочном освобождении является сроком судимости.

Судимость имеет значение при исчислении сроков давности обвинительного приговора суда. Так, лицо освобождается от отбывания наказания, если обвинительный приговор не был приведен в исполнение в следующие сроки со дня вступления его в законную силу: два года - за преступление небольшой тяжести; шесть лет - средней тяжести; десять лет - за тяжкое преступление и пятнадцать лет - за особо тяжкое преступление (п. «а»-«г» ст. 83 УК РФ).

Как правило, лица, более двух раз осуждавшиеся к лишению свободы, под действие актов амнистии и помилования не подпадают. Обычно не подпадают под действие актов амнистии граждане, осужденные в прошлом за ряд тяжких преступлений и вновь осужденных за умышленное преступление1. Помилование в большинстве случаев не применяется в отношении осужденных, совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения, а также ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом амнистии[14] [15].

Таковы основные уголовно-правовые последствия судимости, определив которые необходимо обратить внимание и на блок уголовно-исполнительных последствий, вытекающих из анализа норм уголовно-исполнительного законодательства.

Особенностью рассматриваемых ограничений, по мнению большинства авторов, исследовавших данный вопрос, является то, что они распространяются на лиц, имеющих неснятую (непогашенную) судимость и совершивших новое преступление, за которое осуждаются к реальному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии того или иного вида режима. Также необходимо отметить, что детальный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет утверждать, что многие критерии, лежащие в основе уголовно-правовых последствий, применимы и в уголовно-исполнительной сфере. Сразу поясним, что мы будем рассматривать уголовно-исполнительные последствия, непосредственно вытекающие из межотраслевого института судимости или являющиеся его следствием, не затрагивая уголовно-исполнительных последствий отбывания наказания в социологическом либо криминологическом аспекте.

Итак, существенный блок уголовно-исполнительных последствий составляют ограничения, непосредственно связанные как с институтом судимости, так и с фактом осуждения лица при том или ином виде рецидива. В качестве примера могут быть приведены следующие положения уголовно-исполнительного законодательства, в частности касающиеся раздельного содержания осужденных. В соответствии с ч. 5 ст. 74 УИК РФ в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если ранее осужденный отбывал лишение свободы. При этом ч. 2 ст. 80 УИК РФ указывает, что лица, осужденные при опасном рецидиве преступлений, содержатся изолированно от других категорий осужденных. В ст. 77 УИК РФ отмечается, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. То есть лицам, уже имевшим судимость, такая возможность предоставлена быть не может.

Раздельно содержатся в следственных изоляторах лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу (ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[16]).

Кроме того, на основании ст. 96 УИК РФ при определенных условиях осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных колониях, а также оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительных учреждений, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы. Однако определенные категории осужденных не допускаются к передвижению без конвоя или сопровождения. В их числе лица, осужденные за совершение особо тяжких преступлений, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также лица, осужденные при особо опасном рецидиве.

На основании ч. 1 ст. 97 УИК РФ осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, могут быть разрешены как краткосрочные, так и длительные выезды за пределы исправительных учреждений. На основании ч. 3 ст. 97 УИК РФ такие выезды не разрешаются лицам, осужденным при особо опасном рецидиве преступлений. Кроме того, они не подлежат переводу в колонию- поселение (ч. 3 ст. 78 УИК РФ).

Помимо указанных случаев факт повторного осуждения к лишению свободы при наличии неснятой (непогашенной) судимости может самостоятельно учитываться в следующих случаях. В соответствии с ч. 1 ст. 122 и ч. 1 ст. 124 УИК РФ лица, поступающие в исправительную колонию строгого или особого режима, как правило, находятся в обычных условиях содержания, но если они были осуждены за умышленное преступление, совершенное в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы, то начинают отбывать наказание в строгих условиях, то есть в запираемых помещениях.

В воспитательных колониях несовершеннолетние осужденные начинают отбывать наказание в обычных условиях, и их перевод в облегченные условия возможен по отбытии ими трех месяцев. Но несовершеннолетние осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы, а также осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, помещаются в строгие условия отбывания наказания (ч. 2 ст. 132 УИК РФ), и перевод из них в обычные возможен по отбытии ими шести месяцев (п. «б» ч. 4 ст. 132 УИК РФ), за исключением несовершеннолетних женского пола, перевод которых осуществляется на общих основаниях, то есть по отбытии трех месяцев (п. «а» ч. 4 ст. 132 УИК РФ).

Кроме того, уголовно-исполнительные последствия формально имеют место и при исполнении других видов уголовных наказаний. Так, осужденные к наказанию в виде ареста, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость, отбывают наказание отдельно от иных осужденных к этому наказанию (ч. 1 ст. 69 УИК РФ).

По нашему мнению, к уголовно-исполнительным последствиям судимости можно также отнести последствия, которые наступают в момент отбывания наказания, а реализуются после отбытия наказания. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 104 УИК РФ в общий трудовой стаж лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не включается период их систематического уклонения от выполнения работы во время отбывания наказания. Аналогично решается вопрос в отношении военнослужащих, время отбывания ареста которыми не засчитывается в общий срок их выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Анализ уголовно-правовых или уголовно-исполнительных последствий судимости показывает, что указанные ограничения вытекают исключительно из содержания уголовного или уголовно-исполнительного законодательства, чего нельзя сказать об общеправовых последствиях осуждения. Акцентируя внимание на последних, необходимо отметить, что они отличаются тем, что нашли свое закрепление не в конкретной отрасли законодательства, как в случае с уголовно-правовыми или уголовно-исполнительными последствиями, а в нескольких отраслях, таких как гражданское, трудовое, административное, семейное право. Кроме того, существенный блок данных ограничений находит свое отражение в подзаконных нормативных актах, в том числе в ведомственных приказах и инструкциях.

Указанные факты послужили некоторым авторам основанием для того, чтобы высказать предположения о необходимости издания в законодательном порядке нормативного акта, в котором в систематизированном виде был бы представлен весь комплекс последствий общеправового характера, вытекающий из института судимости1. Безусловно, принятие такого акта позволило бы привести в систему имеющиеся правоограничения. Однако проблемы, связанные с определением места данного документа в системе отраслевого законодательства и его юридической формы, не позволили реализовать его на практике.

Таким образом, можно выделить следующие общеправовые последствия осуждения:

Граждане Российской Федерации, которые когда-либо привлекались к уголовной ответственности, повлекшей судимость, не могут выполнять определенные трудовые функции:

исполнять полномочия судьи в Российской Федерации. В ч. 1 ст. 14 «Прекращение полномочий судьи» Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» закреплено, что «вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера» является основанием прекращения полномочии судьи[17] [18];

проходить службу в органах прокуратуры Российской Федерации. Так, в требованиях, предъявляемых к лицам, которые назначаются на должность прокурора или следователя, указано, что если лицо имело или имеет судимость, то оно не может занимать указанную должность (ч. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2201-1) «О прокуратуре Российской Федерации»1;

быть приняты на службу в полицию (ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 18 апреля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»)[19] [20]. Данный запрет распространяется и на сотрудников ФСИН России[21], а также должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС России[22]. Аналогичным образом обстоит дело и с прохождением службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: в ч. 2 ст. 18 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ закреплено, что гражданин не может проходить службу в органах госнаркоконтроля, если имеет судимость в настоящее время или в прошлом[23];

проходить службу в таможенных органах Российской Федерации[24];

призываться на военную службу по мобилизации (касается граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления[25]);

призываться на военную службу в соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона «О военной обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ1. Кроме того, судимость является основанием, препятствующим прохождению военной службы по контракту[26] [27];

быть включенными в списки присяжных заседателей при наличии неснятой (непогашенной) судимости в установленном законом порядке[28];

назначаться на должность судебного пристава при наличии судимости в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»[29];

быть третейским судьей, имея неснятую (непогашенную) судимость[30];

претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности при наличии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления[31];

быть принятыми на службу в ведомственную охрану МЧС России, Министерства обороны Российской Федерации или Российского агентства по государственным резервам при наличии неснятой или непогашенной судимости[32]. Требование отсутствия судимости за умышленные преступления также предусмотрено и для работников вневедомственной охраны МВД России[33];

быть принятыми на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях лишения права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу, то есть при наличии судимости1;

быть членами Общественной палаты Российской Федерации при наличии непогашенной или неснятой судимости[34] [35];

быть допущенными к педагогической деятельности при наличии неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. устанавливает данное положение в гл. 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников» в ч. 2 ст. 331 «Право на занятие педагогической деятельностью»[36];

входить в совет директоров (наблюдательный совет), в коллегиальный исполнительный орган, а также быть руководителями подразделений инвестиционного фонда, обеспечивающими ведение реестра акционеров, бухгалтерского учета и отчетности инвестиционного фонда (если указанные функции не осуществляются иным лицом) при наличии судимости за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной службы и службы в органах местного самоуправления[37];

быть назначеными на должность арбитражного управляющего при наличии судимости[38];

допускаться к работе с наркотическими и психотропными веществами при наличии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации1;

приниматься на должности авиационного персонала при наличии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Кроме того, на работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления[39] [40];

быть аттестованными на должность профессионального бухгалтера как не соответствующие профессиональным требованиям при наличии судимости за преступления в сфере экономики [41].

Судимость в определенных случаях служит основанием для отказа в выдаче лицензии и разрешения на занятие определенной деятельностью:

наличие судимости может служить отказом в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, если руководитель указанной организации не соответствует определенным квалификационным требованиям (например, имеет судимость за совершение преступлений в сфере экономики или против государственной власти)[42];

аналогичное требование распространяется и на должностных лиц - профессиональных участников торгов рынка ценных бумаг (руководитель исполнительного органа, руководитель отдельного подразделения, руководитель службы внутреннего контроля или контролер)[43];

требование отсутствия судимостей за хозяйственные, должностные, иные тяжкие преступления предусмотрено в качестве основания для удостоверения факта профессиональной пригодности руководителей (председателя и главного бухгалтера) клирингового учреждения при выдаче лицензии на осуществление деятельности1;

согласно п. 17 Временного положения об управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, о деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов и ее лицензировании[44] [45], основанием для отказа в выдаче заявителю лицензии является непогашенная судимость заявителя за корыстные преступления;

лицензия не выдается гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, желающим организовать частную детективную и охранную деятельность[46];

лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам России, имеющим судимость за совершение умышленного преступления[47].

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[48] основанием для отклонения заявлений о приеме в гражданство и восстановлении в гражданстве Российской Федерации является неснятая или непогашенная судимость за совершенное умышленное преступление на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с Федеральным законом.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранным гражданам (лицам без гражданства), имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, может быть ограничен въезд на территорию Российской Федерации, а в случае наличия у них судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление въезд указанным лицам будет запрещен1.

Лицо, имеющее судимость, в определенных случаях может быть ограничено в избирательных правах. В частности, если оно желает быть избранным в органы государственной власти, то должно указать в установленном порядке о наличии неснятой (непогашенной) судимости[49] [50]. Если сведения о наличии судимости будут искажены, то гражданину может быть отказано в регистрации в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти[51].

Не могут выступать в качестве усыновителей лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан[52]. Данная норма находит отражение и в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275)[53].

Гражданин, имеющий судимость, может быть лишен права на перемену фамилии, имени и отчества[54]. Настоящее правило действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»[55].

Если должностное лицо или гражданин находятся под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, а также при наличии у них неснятой судимости за эти преступления, то это основание служит отказом в допуске их к государственной тайне1.

Согласно ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»[56] [57], после освобождения из мест лишения свободы лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по решению суда может быть установлено наблюдение за ходом их социальной реабилитации, предусматривающее ряд правоограничений и контроль со стороны органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 183 УИК РФ в отношении освобожденных от отбывания наказания устанавливается контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами[58].

Отметим, что в 2011 г. государство предприняло ряд шагов в этом направлении. Так, 1 июля 2011 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N° 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». До этого момента на протяжении последних 10 лет социальный контроль, как правовой институт, в России отсутствовал.

В соответствии с данным нормативным правовым актом под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за выполнением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также обязанностей.

Под лицами, подпадающими под административный надзор, понимаются совершеннолетние освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

тяжкого или особо тяжкого преступления;

преступления при рецидиве преступлений;

умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Кроме того, административный надзор устанавливается в случае, если:

лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Стоит отметить, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия вышеуказанных оснований.

Основными правоограничениями освобожденного, образующими содержание административного надзора, являются:

запрещение пребывания в определенных местах;

запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Указанные ограничения устанавливаются на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Анализ рассматриваемого института свидетельствует, что он во многом тождественен аналогичному институту, существовавшему в советский период[59]. Однако существенным моментом действующей процедуры является обязательность судебного решения для ее установления (ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64- ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). В данном случае устраняется возможность нарушения законности со стороны администрации исправительных учреждений и органов внутренних дел, которые выступают лишь в качестве инициаторов установления административного надзора.

Представляется правильным и введение уголовной ответственности за уклонение от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ), наряду с административной ответственностью за нарушение установленного порядка административного надзора (ст. 19.24 КоАП РФ). Отметим, что данное разграничение видов ответственности позволяет устранить существовавшие нарушения законности в применении административного надзора в советский период. При этом создается дифференцированная система ответственности лиц, отбывших лишение свободы, учитывающая характер нарушения порядка административного надзора.

Очевидно, что механизм реализации административного надзора будет изменяться. Так, в настоящее время происходит согласование процедур взаимодействия ОВД и иных субъектов, вовлекаемых в данную деятельность, в том числе и ФСИН России. Требуется создание или приведение в соответствие с федеральным законодательством ведомственной нормативной правовой базы ОВД, ФСИН России и других государственных органов.

Обращает на себя внимание и перечень категорий освобожденных, в отношении которых может быть установлен надзор. Считаем необходимым, наряду с возможностью установления административного надзора за лицами, отбывшими наказания за преступления против несовершеннолетних (ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров (ст. 50 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «О наркотических средствах и психотропных веществах»), рассмотреть вопрос об его установлении в отношении лиц, отбывших наказание за преступления террористической и экстремистской направленности, совершавших преступления в организованных преступных группах (сообществах), в отношении лидеров отрицательной направленности в исправительных учреждениях и др.

Таким образом, рассмотрев комплекс ограничений общеправового, уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера, мы пришли к следующим выводам:

анализ содержания института судимости позволяет утверждать, что ее правовые последствия подразделяются на три классификационные группы: а) уголовно-правовые; б) уголовно-исполнительные; в) общеправовые. Причем наиболее объемной по количеству входящих в них элементов является третья группа;

принимая во внимание имеющиеся в литературе точки зрения и изменения в УК РФ от 8 декабря 2003 г., ограничения уголовно-правового характера, вызываемые судимостью, возможно классифицировать по следующим направлениям: а) судимость как основание для признания рецидива преступлений; б) судимость как обстоятельство, влияющее на назначение наказания; в) судимость как обстоятельство, исключающее освобождение лица от уголовной ответственности; г) судимость как обстоятельство, ограничивающее освобождение от наказания;

обращая внимание на необходимость дифференцированного подхода при назначении наказания при том или ином виде рецидива, полагаем, что ч. 2 ст. 68 УК РФ должна быть представлена в следующей редакции: «Срок наказания при рецидиве преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, при опасном рецидиве преступлений - не менее одной второй, а при особо опасном рецидиве преступлений - не менее двух третей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части»;

учитывая особенности назначения наказания несовершеннолетним осужденным и определения им условий отбывания наказания, считаем необходимым ч. 2 ст. 132 УИК РФ изложить в следующей редакции: «В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания, а также поступившие в воспитательную колонию, кроме лиц, осужденных за умышленные преступления, совершенные в процессе отбывания наказания, исключая несовершеннолетних, осужденных за преступления небольшой тяжести»;

с целью приведения в систему имеющихся ограничений общеправового характера предлагается закрепление последних в пределах «рамочного» законодательства, определяющего только общий круг правоограничений.

 

[1] См.: Словарь иностранных слов. М., 1964. С. 564.

[2] См.: Большой юридический словарь. С. 531.

[3] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 625.

[4] См.: Яковлев А. М. Борьба с рецидивной преступностью. М., 1964. С. 34-69.

[5] См.: Артемьев Н. С. Профилактика рецидивной преступности. Рязань, 1998. С. 5.

[6] См.: Яковлев А. М. Борьба с рецидивной преступностью. С. 8-33.

[7] Суменков А. К. Рецидив преступлений и проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 32.

[8] См.: Грамматчиков М. В. Судимость: исторический, уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты. С. 90.

[9] См.: О практике назначения судами видов исправительных учреждений: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 14 // Бюл. Верховного Суда Российской Федерации. № 1.2002. С. 2-3.

[10] См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.

[11] См.: Зельдов С. И. Уголовно-правовые последствия судимости. С. 8.

[12] См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.

[13] См.: Бюл. Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 1. С. 2.

[14] См. напр.: п. «в» и «г» ст. 10 Постановления Государственной Думы Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. «Об объявлении амнистии» // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5908.

[15] См.: О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 // Там же. 2001. № 53 (ч. 2). Ст. 5149.

[16] См.: СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

[17] См.: Кафаров Т. М. Проблема рецидива в советском уголовном праве. Баку, 1972. С. 255; Михлин А. С. Судимость - заключительный этап реализации уголовной ответственности // Реализация уголовной ответственности: уголовно-правовые и процессуальные проблемы. Куйбышев, 1987. С. 77.

[18] См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Росий- ской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.

[19] См.: СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

[20] См.: Там же. 2011. № 7. Ст. 900.

[21] См.: Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ в учреждениях и органах УИС : приказ Минюста России от 6 июля 2005 г. № 76 // Бюл. нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 27.

[22] См.: Об утверждении Положения о службе в ОВД РФ : постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. С. 70.

[23] См.: О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ : указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 // СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2197.

[24] См.: О службе в таможенных органах Российской Федерации : федеральный закон от 18 июня 1997 г. № 114-ФЗ // Там же. 1997. № 30. Ст. 3586.

[25] См.: О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ : федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ. Ст. 17. Ч. 4 // Там же. № 9. Ст. 1014.

[26] См.: СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

[27] См.: Вопросы прохождения военной службы : указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. 1237 // Там же. 1999. № 38. Ст. 4534.

[28] См.: О судоустройстве : закон РСФСР от 8 июля 1981 г. Ст. 80 // Ведомости Совета народных депутатов РСФСР 1981. № 28. Ст. 976.

[29] См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[30] См.: О третейских судах в Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ. Ст. 8 // Там же. 2002. № 30. Ст. 3019.

[31] См.: Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ. Ст. 14. Ч. 1 // Там же. № 23. Ст. 2102.

[32] См.: О ведомственной охране : федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ. Ст. 7 // Там же. 1999. № 16. Ст. 1935.

[33] См.: Наставление по организации службы военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны : приказ МВД России от 22 марта 1993 г. № 121. П. 1.6 // Рос. вести. 1993. № 72.

[34] См.: Об основах государственной службы Российской Федерации : федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 119-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990; О модельном законе «Об основах государственной службы» : постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. № 11-5 // Инф. бюл. Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 1998. № 18.

[35] См.: Об Общественной палате Российской Федерации : федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ. Ст. 7. Ч. 2. П. 3 // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

[36] См.: Там же. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

[37] См.: Об инвестиционных фондах : федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. Ст. 8 // Там же. 2001. № 49. Ст. 4562; Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов : постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 мая 1998 г. № 10 // Вестн. Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1998. № 3.

[38] См.: О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ. Ст. 19. Ч. 3 // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222.

[39] См.: Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами : постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 892. П. 4 // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4009.

[40] См.: Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1999 г. № 60-ФЗ. Ст. 52. Ч. 3, 4 // Там же. 1997. № 12. Ст. 1383.

[41] См.: Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров // Бухгалтерский учет. 1996. № 5.

[42] См.: О банках и банковской деятельности : федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ. Ст. 16 // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; О временной администрации по управлению кредитной организацией : положение ЦБР от 9 ноября 2005 г. № 279-П // Вестн. Банка России. 2005. № 67.

[43] См.: Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг : постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июля 1998 г. № 24 // Вестн. Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1998. № 5.

[44] См.: Пункт 1.1.9 Временного положения о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям.

[45] См.: Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 10 октября 1995 г. № 11 (с изм. от 17 октября 1997 г.).

[46] См.: О частной детективной и охранной деятельности в РФ : Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // Рос. газ. 1992. 30 апр.

[47] См.: Об оружии : федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ. Ст. 13. Ч. 2 // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

[48] См.: Там же. 2002. № 22. Ст. 2031.

[49] См.: СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

[50] О выборах Президента Российской Федерации : федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ. Ст. 34 // Там же. 2003. № 2. Ст. 171; О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ. Ст. 38 // Там же. 2005. № 21. Ст. 1919.

[51] См., напр.: Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ : федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. Ст. 37 // Там же. 2002. № 24. Ст. 2253.

[52] См.: Семейный кодекс РФ. Ст. 127. Ч. 1 // Там же. 1996. № 1. Ст. 16.

[53] См.: Там же. 2000. № 15. Ст. 1590.

[54] См.: Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР // Бюл. нормативных актов министерств и ведомств СССР 1991. № 11.

[55] См.: СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.

[56] См.: О государственной тайне : закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220-8235.

[57] См.: Там же. 1998. № 2. Ст. 219; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167.

[58] См.: Об административном надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // Там же. 2011. №15. Ст. 2037.

[59] См.: Положение об административном надзоре органов милиции за освобожденными из мест лишения свободы : указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1983 г.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.08.2017)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%