Круг лиц, охватываемых понятием "конфликт интересов", имеет ключевое значение. Если в первоначальной редакции Закона N 79-ФЗ (ст. 19) и Закона о противодействии коррупции (ст. 10) понятие "конфликт интересов" было непосредственно связано с отношениями государственной или муниципальной службы, а субъектами отношений конфликта интересов были исключительно государственные и муниципальные служащие, то новое определение данного понятия становится максимально широким. Это понятие распространено на все отношения, связанные с исполнением должностных (служебных) обязанностей (осуществлением полномочий) лицами, обязанными принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Новое определение понятия "конфликт интересов" далеко не безупречно. Оно не только не отвечает критерию краткости, но и вызывает целый ряд вопросов. И первый среди них - это вопрос о лицах, замещающих должности, замещение которых предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Закон N 285-ФЗ к числу этих лиц традиционно относит государственных и муниципальных служащих (ст. ст. 8, 9).
В отношении лиц, замещающих государственные должности, долгое время существовала правовая неопределенность.
В статье 12.1 Закона о противодействии коррупции, устанавливающей ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанность сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры по предотвращению такого конфликта, не содержалась.
Единственной обязанностью лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (государственную должность субъекта Российской Федерации), связанной с предотвращением конфликта интересов, являлась обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции в случае непринятия указанным должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, оно подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Таким образом, указанный Закон, не устанавливая обязанности лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (государственную должность субъекта Российской Федерации), принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является (кроме случая передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), предусматривал ответственность за несоблюдение данной обязанности, что было явным нонсенсом.
Законом N 285-ФЗ (ст. ст. 1 - 4, 6) в этот вопрос внесена полная ясность: лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Законом N 285-ФЗ также внесены изменения в части установления обязанности сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в федеральные законы, регулирующие особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве), постоянного представителя Российской Федерации при международной организации, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.
Как видно, принципиальная новелла определения понятия "конфликт интересов" в Законе N 285-ФЗ состоит в том, что данное понятие впервые охватывает достаточно широкий круг лиц - не только государственных и муниципальных служащих, но и лиц, замещающих государственные должности, работников государственных и негосударственных организаций.
Указанные подходы к определению понятия "конфликт интересов" предусмотрены Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 349.1, 349.2) для работников государственных корпораций и государственных компаний, работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
В части 2 ст. 349.1 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний" предусмотрено, что для целей настоящего Кодекса используется понятие "конфликт интересов", установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (часть третья в ред. Закона N 285-ФЗ).
Новое определение понятия "конфликт интересов" охватывает довольно широкий круг лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, но представляется, что этот круг не является четко определенным. Существенным препятствием для выявления круга таких лиц является раздробленность их определения в российском законодательстве. Вместо того, чтобы дать однозначное определение субъекта конфликта интересов, законодатель пошел по пути многочисленных ссылок на определения конкретных обязанных лиц, содержащиеся в отдельных Законах - в законодательстве о государственной и муниципальной службе, о государственном управлении (регулировании) в разнообразных государственных ведомствах, государственных корпорациях, компаниях и т.д.
Сам термин "лицо замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов" представляется довольно сложным и не совсем ясным. Громоздкость и запутанность определения круга лиц, замещающих должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, затрудняет понимание сущности конфликта интересов.
Является ли исчерпывающим перечень таких лиц? Есть веские основания полагать, что перечень этих лиц открытый, имея в виду положение об иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Неясно, например, можно ли относить к субъектам конфликта интересов лиц, не являющихся государственными служащими, муниципальными служащими, но предоставляющих государственные, муниципальные (публичные) услуги (аудиторы, нотариусы, оценщики, эксперты, арбитражные управляющие, третейские судьи и т.п.) во время выполнения ими этих публичных услуг.
Неясно также, являются ли субъектами конфликта интересов лица, которые постоянно или временно замещают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы в соответствии с законом.
Могут ли быть субъектами конфликта интересов должностные лица юридических лиц, физические лица в случае получения от них, скажем, государственными должностными лицами или с участием этих лиц другими лицами неправомерных доходов? Есть и другие, на наш взгляд, неясности в определении круга субъектов конфликта интересов.
Очевидно, было бы проще предусмотреть более общее и потому более полное определение лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Полагаем, что для обозначения круга лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, можно использовать более универсальное понятие "лицо, наделенное (публичными) государственными, муниципальными полномочиями". Такое обозначение субъекта ответственности за допущение ситуаций конфликта интересов является широким, достаточно определенным и конкретным.
Это понятие соответствует международным конвенциям о противодействии коррупции <1>. Понятие "должностное лицо, наделенное публичными полномочиями" подразумевает любое лицо, занимающее должность в системе законодательной, исполнительной власти или административную должности, включая главу государства и главу правительства (администрации), министров и сотрудников их аппаратов; судебную должность, в том числе прокурорскую и следственную; выполняет публичную функцию, в том числе в государственном ведомстве <2>, организации <3>; ведет какую-либо деятельность в государственных интересах, полномочия по которой ему передаются государством (например, выполнение задания в связи с государственными закупками); оказывает государственную услугу в соответствии с законодательством и др.
--------------------------------
<1> Напомним, что международно-правовые конвенции относят к субъектам коррупции, а тем самым и к лицам, обязанным принимать меры по предотвращению конфликта интересов, любое лицо, реализующее какую-либо публичную функцию или публичную услугу. См.: Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS N 174). Заключена под эгидой Совета Европы в г. Страсбурге 4 ноября 1999 г. Вступила в силу 1 ноября 2003 г., Россия не участвует; Конвенция против транснациональной организованной преступности, принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия подписала Конвенцию 12 декабря 2000 г. (распоряжение Президента РФ от 9 декабря 2000 г. N 556-рп), ратифицировала с заявлениями (Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 25 июня 2004 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. N 2. С. 3 - 33; Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Россия подписала Конвенцию 9 декабря 2003 г. (распоряжение Президента РФ от 6 декабря 2003 г. N 581-рп), ратифицировала с заявлениями (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 8 июня 2006 г. // Бюллетень международных договоров. 2006. N 10. С. 7 - 54; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173). Заключена под эгидой Совета Европы в г. Страсбурге 27 января 1999 г. Российская Федерация подписала Конвенцию 27 января 1999 г. (распоряжение Президента РФ от 25 января 1999 г. N 18-рп), ратифицировала Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. // Совет Европы и Россия. 2002. N 2.
<2> К государственным ведомствам следует относить любой орган, образованный в соответствии с законодательством с целью выполнения конкретных функций, задач в общественных интересах.
<3> К числу государственных организаций относятся все организации, в которых государству принадлежит контрольный пакет, а также те, на которые государство может прямо или косвенно оказывать доминирующее влияние.
При определении того, является ли конкретное лицо лицом, наделенным государственными, муниципальными (публичными) полномочиями, не имеет значения:
- было ли данное лицо назначено или избрано;
- находилось ли оно на должности постоянно или временно;
- занимает ли оно эту должность за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица.
Полагаем, что приведенное определение понятия круга лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, является более конкретным и включает в себя всех таких лиц, указанных в российском законодательстве и в международных конвенциях.
Заслуживает обсуждения предложение о распространении положений законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов также на официальных представителей политических партий и на кандидатов на государственные (политические) должности (лиц, состоящих в резерве кадров, находящихся под непосредственным патронажем Президента Российской Федерации ("первая сотня", "президентская тысяча"), а также на любое лицо, рассчитывающее стать должностным лицом (лицо, состоящее в федеральном резерве управленческих кадров, в кадровом резерве субъекта Российской Федерации). Включение названных лиц в число обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов соответствовало бы международным конвенциям, даже если эти конвенции и не подписаны Российской Федерацией.
|