Подзаконные антикоррупционные правовые акты также составляют правовую основу борьбы с коррупцией в уголовно-исполнительной системе. Как было указано выше, к данной группе авторы монографии относят акты Президента и Правительства Российской Федерации.
Антикоррупционные положения содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. № 1065 (ред. от 15.07.2015 г.) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»[1].
Указом определено, что руководителям федеральных государственных органов до 1 ноября 2009 г. необходимо создать в пределах установленной численности этих органов подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, возложив на них функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Во исполнение данного требования в уголовно-исполнительной системе в настоящее время выявлением и профилактикой коррупционных правонарушений и преступлений занимаются подразделения собственной безопасности ФСИН России, отделы организации работы по противодействию коррупции.
Также указом утверждается Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Положение определяет порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение любой должности федеральной государственной службы, и государственными служащими, замещающими любую должность федеральной государственной службы, соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Проверки проводятся соответствующим органом. В уголовно-исполнительной системе - это кадровые подразделения во взаимодействии с подразделениями собственной безопасности, которые уполномочены на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Проверка осуществляется на основании достаточной информации, представленной в письменном виде в установленном порядке от правоохранительных и налоговых органов, постоянно действующих руководящих органов политических партий, Общественной палаты Российской Федерации и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений.
Срок проведения проверки не должен превышать 60 дней и может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении. На период проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности федеральной государственной службы с сохранением денежного содержания. Важно, что при установлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Если по результатам проверки будет установлено, что предоставленные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были недостоверными или неполными, то соответствующие материалы передаются в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которая в свою очередь проводит заседание и принимает решение. Во ФСИН России данными полномочиями в отношении сотрудников обладает аттестационная комиссия.
Деятельность уголовно-исполнительной системы по противодействию коррупции основана на строгом и неукоснительном соблюдении норм антикоррупционного законодательства и приведении ведомственных актов антикоррупционной направленности в соответствие с федеральными требованиями.
Не менее важным стало принятие Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2008г. № 815 (ред. от 14.02.2014г.) № 815 «О мерах по противодействию коррупции»1. В данном нормативном правовом акте уделяется внимание образованию новой государственной организации - Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - совет), председателем которого является Президент Российской Федерации.
В указе закреплены основные задачи совета и действия, которые он может предпринимать при решении задач по противодействию коррупции. Так, совет должен готовить предложения Президенту Российской Федерации по противодействию коррупции, координировать деятельность органов исполнительной власти всех уровней по реализации государственной политики в данной области, контролировать реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. Определен порядок работы совета.
Помимо этого, указом также образован президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции для решения текущих вопросов деятельности совета, председателем которого является руководитель Администрации Президента Российской Федерации. На президиум совета в основном возложены организационные вопросы. Этим же указом председателю президиума совета предписано подготовить проект Национального плана противодействия коррупции, в котором должны быть определены основные направления законодательного обеспечения антикоррупционной политики. Не- [2] обходимо отметить, что члены совета принимают участие в его работе на общественных началах. Состав совета и президиума утвержден указом Президента Российской Федерации № 10601.
Представители ФСИН России в данный совет не входят, но предложения и выводы, принятые на совете и касающиеся деятельности ведомства, обязательны для исполнения. ФСИН России может образовать свой совет по противодействию коррупции и закрепить его существование приказом директора, в котором предусмотреть порядок образования и работы совета, круг вопросов, решаемых на его заседаниях, полномочия членов.
Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»2 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Принятие данного нормативного правового акта обусловлено необходимостью укрепления антикоррупционного законодательства и направлено на устранение коренных причин коррупции в обществе. В соответствии с п. 3 стратегия разработана:
а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;
б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;
в) с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами в данной области, которые ратифицировала Российская Федерация. [3] [4]
В развитие этого акта были приняты планы противодействия коррупции[5] [6].
Важным направлением, закрепленным в стратегии, является обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. По мнению А. М. Цирина, «практика борьбы с коррупцией показывает, что добиться существенных успехов невозможно без привлечения институтов гражданского общества, соответствующих специалистов»2. На основе этого, выражая принцип политического плюрализма, политические организации, образованные гражданами, смогут независимо от государственной власти объективно оценивать обстановку в сфере противодействия коррупции и выявлять коррупционеров среди чиновников. В связи с этим требуются разработка и принятие отдельного нормативного правового акта, в котором будет определен порядок участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции.
ФСИН России активно взаимодействует с общественными организациями и объединениями в целях обеспечения общественного контроля. Члены данных организаций и объединений осуществляют контроль в том числе и за проявлениями коррупции среди сотрудников ведомства. Руководство службы идет навстречу контролирующим организациям и объединениям, разрешает проводить опросы как среди осужденных, так и среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, не препятствует посещению учреждений исполнения наказаний. Несмотря на это, общественный контроль по противодействию коррупции в уголовно-исполнительной системе работает не очень эффективно, так как в статистических отчетах отсутствуют сведения о выявлении коррупционных правонарушений и преступлений общественными организациями и объединениями.
Не менее существенным направлением стало внедрение в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг. Большая роль в этом отведена созданию и функционированию единого портала государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной и муниципальной власти гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В дальнейшем необходимо эффективное внедрение аналогичных проектов в деятельность исполнительных органов государственной власти, в том числе и уголовно-исполнительной системы.
Следующим нормативным правовым актом в сфере противодействия коррупции является Указ Президента Российской Федерации 18.05.2009 г. № 557 (ред. от 08.03.2015 г.) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»1. Данный перечень утвержден согласно федеральному закону «О противодействии коррупции» и содержит в основном руководящие должности государственной службы.
Необходимо отметить, что государственные служащие, должности которых входят в перечень, обязаны представлять [7] сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Во ФСИН России во исполнение данного указа Президента Российской Федерации определен перечень должностей, замещая которые, сотрудники должны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Данный перечень учитывает все коррупционно опасные должности, в том числе рядового и младшего начальствующего состава1.
Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты, принятые во исполнение федерального законодательства, призваны конкретизировать установленные положения и обеспечить механизм их реализации.
[1] См.: Российская газета. 2009. № 177.
[2] См.: Российская газета. 2008. № 108.
[3] См.: Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 г. № 1060 (ред. от 01.09.2016 г.) «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета» // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4481.
[4] См.: Российская газета. 2010. № 79 (действует в части Национальной стратегии).
[5] См.: Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2012. № 12. Ст. 1391; Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // Там же. 2014. № 15. Ст. 1729.
[6] Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2011. № 2. С. 20.
[7] См.: Российская газета. 2009. № 89.
|