Среда, 27.11.2024, 02:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Ведомственные антикоррупционные правовые акты в деятельности уголовно-исполнительной системы

Борьба с коррупцией является одним из основных направлений политики российского государства, поэтому органы исполнительной власти всех уровней уделяют повышенное внимание выявлению и предупреждению преступлений коррупционной направленности. Федеральная служба исполнения наказаний не является исключением. Наряду с фиксацией преступлений данного вида осуществляется целенаправленное предупредительное воздействие на причины и условия, способствующие [1] распространению коррупции, принимаются меры по недопущению данных фактов.

За последние годы в России, как было указано выше, заложены основы антикоррупционного законодательства. В создании нормативных правовых актов по борьбе с коррупцией участвует и Федеральная служба исполнения наказаний.

В соответствии с Приказом ФСИН России от 19.05.2006 г. № 245 (ред. от 13.10.2009 г.) «Об утверждении регламента Федеральной службы исполнения наказаний»[2] [3] ведомство принимает нормативные правовые акты по вопросам исполнения уголовных наказаний и деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Противодействие коррупции - одно из приоритетных направлений в работе ФСИН России, в том числе и ее территориальных органов. На руководителей структурных подразделений возложена персональная ответственность за реализацию ведомственных плановых антикоррупционных мер по различным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы. Этому способствуют принятые антикоррупционные нормативные правовые акты.

Одним из таких правовых актов является Приказ ФСИН России от 29.05.2010 г. № 256 «Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений»2, принятый в соответствии с ч. 5 ст. 9 федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии с данным приказом государственные служащие обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Например, 6 июля 2012 г. в ОСБ УФСИН России по Владимирской области обратился старший оперуполномоченный оперативного отдела ИК-3 с заявлением о том, что один из граждан предлагал ему взятку в сумме 30 тыс. руб. за помощь в решении вопроса об условно-досрочном освобождении одного из осужденных. Для пресечения противоправной деятельности были проведены оперативно-розыскные мероприятия. В этот же день в областном центре взяткодатель был взят с поличным. Сотрудник за проявленную принципиальную позицию поощрен правами начальника учреждения[4] [5].

В отношении государственных служащих, уведомивших уполномоченные органы о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений, могут применяться меры по защите. Как считает А. М. Ломов, данное нововведение следует считать весьма актуальным для преодоления практики терпимого отношения к коррупционным проявлениям среди сотрудников любого, в том числе правоохранительного, ведомства2. Государственный служащий оформляет уведомление в письменной форме и прилагает материалы, подтверждающие обстоятельства обращения. Уведомление подается в управление собственной безопасности ФСИН России, где регистрируется в журнале регистрации, и государственному служащему под роспись выдается соответствующий талон.

В тот же день (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней) уведомление передается на рассмотрение директору ФСИН России или лицу, исполняющему его обязанности, с целью последующей организации проверки содержащихся в нем сведений. Проверку проводит управление собственной безопасности ФСИН России, руководствуясь уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Приказом Минюста России от 11.07.2006 г. № 250 (ред. от 15.08.216 г.) «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»[6].

Как показывает практика, служебные проверки при рассмотрении заявлений о коррупционных проявлениях иногда проводятся формально, с нарушением сроков и необъективно. Например, при изучении коллективного обращения сотрудников УФСИН России по Республике Бурятия о злоупотреблениях начальника этого управления, а также коллективных обращений работников ОИУ-25 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю по поводу злоупотреблений их руководителей проверочные материалы своевременно не истребованы, оценка их полноте и объективности не дана[7].

В случае подтверждения данных, указанных в уведомлении, материалы проверки должны быть переданы в соответствующий орган по подследственности, а также уведомление с приложением материалов проверки предоставляется директору ФСИН России. Однако порядок принятия решений директором ФСИН России по результатам проверки в приказе не прописан. Требуется закрепление в нем действий директора службы при получении материалов проверки, содержащих сведения о коррупционных правонарушениях сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Кроме утвержденного порядка уведомления федеральными государственными служащими ФСИН России о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных право-

нарушений необходимо зафиксировать и порядок уведомления о любых ставших известными фактах совершения коррупционных правонарушений сотрудниками ведомства. Это обусловит получение большей информации о коррупционных проявлениях. По результатам проведенного среди сотрудников уголовно-исполнительной системы анкетирования 71,2% респондентов считают предлагаемую меру эффективной.

ФСИН России при применении положений приказа № 256 необходимо обеспечивать указанный порядок проведении проверки о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений и сохранения тайны уведомления государственного служащего на срок проведения проверки.

В развитие федерального антикоррупционного законодательства принят Приказ ФСИН России от 31.07.2009 г. № 372 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»1. Государственные служащие, состоящие на должностях, содержащихся в данном перечне, обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В приказе определен ограниченный круг лиц, которые должны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По мнению А. П. Але- гина, при комплектовании коррупционно уязвимых должностей следует отдавать предпочтение перспективным сотрудникам того подразделения или учреждения ФСИН России, должность в котором подлежит замещению. Этот подход не только позво- [8] лит стимулировать добросовестное отношение сотрудников к службе, но и во многом послужит препятствием к назначению на такие должности коррупционеров1.

По результатам анкетирования сотрудников ФСИН России было выявлено, что 73,6% респондентов высказались за необходимость подачи сведений не только указанными в приказе лицами, но также и родителями сотрудников. Однако эти сведения, по мнению 69,4% опрошенных, не должны публиковаться в открытом для всех виде на интернет-ресурсах, а предоставляться только для изучения уполномоченным органам в целях выявления коррупционных действий.

В случае невозможности предоставления таких сведений государственный служащий должен обратиться с соответствующим заявлением в аттестационную комиссию.

Кроме этого, приказами ФСИН России от 05.07.2013 г. № 387[9] [10] и от 02.08.2016 № 618[11] закреплен порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение

 

должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности.

Определен срок предоставления таких сведений до 30 апреля года, следующего за отчетным (с 1 января по 31 декабря). Сведения о расходах предоставляются, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Также данным приказом предусмотрен порядок проверки таких сведений. Так, проверку может проводить подразделение ФСИН России или ее территориального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (кадровые подразделения и подразделения собственной безопасности), механизм взаимодействия установлен Регламентом взаимодействия управления кадров ФСИН России, кадровых подразделений и инспекций по личному составу территориальных органов ФСИН России с подразделениями собственной безопасности уголовно-исполнительной системы (утв. ФСИН России 14.03.2013 г.). Проверка проводится по ограниченному перечню оснований, а именно при достаточной информации, представленной во ФСИН России или ее территориальный орган в письменном виде в установленном порядке:

правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

гражданскими служащими подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

Общественной палатой Российской Федерации;

общероссийскими средствами массовой информации.

Несмотря на это, имеются серьезные трудности с проверкой достоверности и полноты сведений о доходах и расходах.

35

 

Исходя из анализа статистических данных[12], информация, являющаяся основанием для проверки достоверности и полноты таких сведений, из правоохранительных и налоговых органов, политических партий, общероссийских общественных объединений, общественных палат и средств массовой информации практически не поступает.

Существуют сложности при получении в процессе проверки необходимых сведений из налоговых органов, органов Росреестра, коммерческих банков, других организаций, так как действующим законодательством не установлена обязанность указанных органов и организаций предоставлять эту информацию. Исходя из анализа обзора о принимаемых УФСИН России по Вологодской области мерах по реализации антикоррупционного законодательства[13], в среднем на 20% запросов, направленных в рамках проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах в государственные органы, коммерческие банки и иные организации, поступает отказ.

Так, например, налоговые органы предоставляют информацию о наличии или отсутствии расхождений между сведениями, представленными сотрудниками, и сведениями, имеющимися в базе данных налоговых органов, однако в чем именно заключается несоответствие (меньше или больше указан полученный доход, получен ли доход от иного работодателя и пр.) налоговые органы не сообщают, ссылаясь на ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации[14] (налоговая тайна). Налоговые и регистрирующие органы представляют имеющиеся у них сведения только с письменного согласия проверяемого лица, ссылаясь на требования Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.)

«О персональных данных»[15]. Если согласие сотрудника, представившего сведения, достоверность и полнота которых ставится под сомнение, еще можно получить при проведении проверки, то получить такое согласие у супруга (супруги) сотрудника затруднительно. Кроме того, дача такого согласия является правом, а не обязанностью сотрудника, его супруга (супруги).

Данное нововведение, несомненно, положительно сказалось на развитии антикоррупционной политики, однако существующие трудности требуют изменения федерального законодательства в части, касающейся обязательного предоставления информации по запросам, что не будет создавать препятствий при проведении проверок.

ФСИН России в данном случае необходимо тщательно проверять предоставляемые сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и применять меры ответственности к государственным служащим, предоставившим недостоверные сведения.

Заслуживает внимания процедура рассмотрения вопросов, связанных с конфликтом интересов на службе в уголовно-исполнительной системе. В настоящее время принят приказ ФСИН России № 617, закрепляющий порядок уведомления федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов[16] [17]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 г. № 821 (ред. от 22.12.2015 г.) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»2 данные вопросы в отношении сотрудников рассматривают аттестационные комиссии.

В состав комиссии должны входить компетентные сотрудники уголовно-исполнительной системы, поэтому можно согласиться с мнением некоторых исследователей, что основные организационные схемы и структуры, призванные не допустить и разрешить конфликт интересов на государственной службе, связаны с формированием и работой комиссий[18] [19]. Иные нарушения (сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, анонимные обращения, проверки по фактам нарушения служебной дисциплины) со стороны сотрудников комиссия не рассматривает.

Как справедливо отмечают А. В. Кудашкин и Т. Л. Козлов, «разрешение конфликта интересов - это определенный алгоритм, процедуры, которые превентивно способствуют предотвращению коррупционных проявлений»2.

Комиссия оказывает содействие руководству ФСИН России в обеспечении соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных законодательством по противодействию коррупции, в осуществлении во ФСИН России, ее учреждениях и территориальных органах мер по предупреждению коррупции.

Заседание комиссии проводится в присутствии сотрудника, в отношении которого рассматривается вопрос, он может давать пояснения по своему желанию. Сотрудник может не участвовать в заседании, если имеется его письменная просьба об этом. Если сотрудник или его представитель не явились без уважительных причин на заседание комиссии, то оно переносится, если это происходит повторно, заседание проводится без их участия.

По итогам рассмотрения вопроса комиссия принимает решение, в котором содержатся сведения о подтверждении факта нарушения или его опровержении, о разрешении или запрете

 

назначения на должность. При этом в случае подтверждения факта нарушения в решении рекомендуется привлечь сотрудника к ответственности.

В Приказе ФСИНРоссии от 11.01.2012 г. № 5 «Обутверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы»1 установлены основные принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, среди которых имеются и предписывающие положения, касающиеся антикоррупционного поведения, а именно:

не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы;

не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера.

Установлено, что руководитель призван принимать меры по предупреждению коррупции. [20]

 

С учетом новых требований, а также в целях совершенствования деятельности ФСИН России и осуществления мер по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2009 г. N° 1229 (ред. от 10.09.2014 г.) «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий» (утратил силу) введена должность начальника управления собственной безопасности в центральном аппарате ФСИН России. В соответствии с приказом ФСИН России от 06.11.2009 г. № 440 «Об организационных вопросах Федеральной службы исполнения наказаний»1 во ФСИН России образовано управление собственной безопасности, которое в настоящее время является частью центрального аппарата ФСИН России[21] [22]. К основным задачам управления относятся:

обеспечение государственной защиты работников уголовно-исполнительной системы и федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России, а также членов их семей;

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками уголовно-исполнительной системы и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России;

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками уголовно-исполнительной системы и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России;

предотвращение проникновения на службу и работу в уголовно-исполнительной систему лиц, преследующих противоправные цели;

выявление в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы причин и условий невыполнения требований собственной безопасности, нарушения режима секретности, способных привести к утечке информации, возникновению угроз безопасности работников и объектов пенитенциарной системы, расшифровке и срыву проводимых оперативно-розыскных мероприятий;

выявление, предупреждение и пресечение в пределах своей компетенции деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленной на агентурное, физическое или техническое проникновение в уголовно-исполнительной систему с целью нанесения ущерба собственной безопасности;

выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками уголовно-исполнительной системы и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России[23].

Сотрудники подразделений собственной безопасности ФСИН России играют ключевую роль в выявлении коррупционных правонарушений в ведомстве.

Таким образом, в уголовно-исполнительной системе активно осуществляется деятельность по реализации антикоррупционного законодательства. При этом следует указать на необходимость дальнейшего совершенствования ее организационных основ.

 

[1] См.: Приказ ФСИН России от 31.08.2009 г. № 372 (ред. от 28.01.2015 г.) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. 2009. № 181.

[2] См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 26.

[3] См.: Российская газета. 2010. № 158.

[4] См.: Начальник отдела собственной безопасности УФСИН России по Владимирской области провел брифинг для средств массовой информации [Электронный ресурс]. URL: httpV/фсин.рф (дата обращения: 02.02.2013).

[5] См.: Ломов А. М. Антикоррупционный потенциал законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в системе государственной службы // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 21. С. 86.

[6] См.: Российская газета. 2006. № 171.

[7] См.: Информационно-справочные материалы к выездному заседанию Комитета Государственной Думы по безопасности и Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции в Федеральной службе исполнения наказаний [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet2-16. km.duma.gov.ru (дата обращения: 20.10.2011).

[8] См.: Российская газета. 2009. № 181. 25 сент.

[9] См.: Алегин А. П. О мерах профилактики коррупционных преступлений сотрудников УИС в сфере экономики // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 4. С. 33.

[10] См.: Приказ ФСИН России от 05.07.2013 г № 387 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности, и Положения об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. 2013. № 199.

[11] См.: Приказ ФСИН России от 02.08.2016 № 618 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [Электронный ресурс]. URL. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.08.2016).

[12] См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России: Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2013.

[13] См.: Обзор о принимаемых УФСИН России по Вологодской области мерах по реализации антикоррупционного законодательства за 2013 год [Электронный ресурс]. URL: httpV/фсин.рф (дата обращения: 03.03.2014).

[14] См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

[15] См.: Там же. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3451.

[16] См.: Приказ ФСИН России от 01.08.2016 г. № 617 «Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» [Электронный ресурс]. URL. http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 18.08.2016).

[17] См.: СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.

[18] См., напр.: Александров В. И., Барабашев А. Г., Стружак Е. П. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность. 2010. № 2. С. 99.

[19] Кудашкин А. В., Козлов Т Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2010. № 10. С. 46.

[20] См.: Ведомости УИС. 2012. № 4.

39

[21] См.: Бюллетень Минюста России. 2010. № 3.

[22] См.: Указ Президента Российской Федерации от 03.10.2016 г. № 519 «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний» // СЗ РФ. 2016. № 41. Ст. 5805.

[23] См.: Основные задачи управления собственной безопасности [Электронный ресурс]. URL: М1р://фсин.рф (дата обращения: 03.09.2011).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (03.08.2017)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%