На структурные подразделения ФСИН России возложены различные задачи по реализации уголовно-исполнительной политики в соответствии с их компетенцией. В настоящее время, как было указано выше, антикоррупционной деятельности в ведомстве уделяется значительное внимание в связи с взятым курсом на искоренение коррупции в органах исполнительной власти. Практически на все подразделения службы возложены задачи в сфере реализации действующего антикоррупционного законодательства.
Структура ФСИН России представляет собой совокупность подразделений, осуществляющих свои полномочия в соответствии с возложенными на них задачами.
Охарактеризуем более подробно деятельность подразделений ФСИН России в сфере реализации норм антикоррупционного законодательства.
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Управление собственной безопасности - самостоятельное структурное подразделение ФСИН России, непосредственно подчиняющееся директору ведомства и выполняющее функции по борьбе с коррупцией, осуществляющее мероприятия по обеспечению безопасности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и нормальному функционированию учреждений, исполняющих наказания. Управление собственной безопасности образовано в структуре службы в 2009 г. в соответствии с приказом директора ФСИН России от 06.11.2009 г. № 440 «Об организационных вопросах Федеральной службы исполнения наказаний»[1]. С 2010 г. во всех территориальных органах ФСИН России созданы подразделения собственной безопасности, на которые возложены функции по борьбе с коррупцией во исполнение приказа ФСИН России от 02.03.2010 г. № 72 «О внесении изменений в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний». Несмотря на то, что данное подразделение образовано сравнительно недавно, в борьбу с коррупцией в ведомстве оно внесло существенный вклад.
Анализ задач, возложенных на управление собственной безопасности, позволил отнести к антикоррупционным задачам следующие:
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками уголовно-исполнительной системы и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России. Данная задача является основной антикоррупционной составляющей в работе подразделений собственной безопасности. Ее решение реализовывается посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. В связи этим осуществляется обмен оперативно значимой информацией с правоохранительными органами, с которыми заключены соглашения о взаимодействии между отделами собственной безопасности (например, ОСБ МВД России, ОСБ УФСКН России, ОСБ СК России).
Предотвращение проникновения на службу и работу в уголовно-исполнительную систему лиц, преследующих противоправные цели. Посредством проведения различных проверок и изучения личности конкретного сотрудника, находящегося в поле зрения подразделений собственной безопасности, выявляются противоправные наклонности как действующих, так и принимаемых на службу сотрудников, способствующие росту коррумпированности уголовно-исполнительной системы. Когда собран необходимый материал, полученный по результатам оперативно-розыскных мероприятий и указывающий на признаки состава преступления, он передается в следственные органы для привлечения коррумпированного сотрудника к уголовной ответственности.
Выявление, предупреждение и пресечение в пределах своей компетенции деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленной на агентурное, физическое или техническое проникновение в уголовно-исполнительную систему с целью нанесения ущерба собственной безопасности. В настоящее время эта задача становится все актуальнее в сфере борьбы с коррупцией. В уголовно-исполнительной системе сотрудниками подразделений собственной безопасности уже не раз выявлялись факты хищения имущества ФСИН России.
Выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками уголовно-исполнительной системы и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России. Профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня коррупции в ведомстве, имеют большое значение. Несомненно, этим должны заниматься и органы, на которые возложены задачи по выявлению преступлений коррупционной направленности, а именно подразделения собственной безопасности.
Справедливой представляется точка зрения А. В. Кудрявцева, который считает, что необходимость решения данных задач во многом предопределяется степенью криминогенности пенитенциарной системы и криминальных структур, противодействующих ее нормальному функционированию[2]. Кроме того, эти задачи призваны обеспечить ФСИН России качественным личным составом.
Таким образом, антикоррупционные задачи, решение которых возложено на подразделения собственной безопасности, должны выполняться беспрекословно и независимо от кого-либо, способного повлиять на результат антикоррупционных проверок. Представляется, что в настоящее время подразделения собственной безопасности в своей деятельности не обладают необходимой независимостью, так как в территориальных органах формально подчиняются начальникам управлений. Полагаем, что данные подразделения должны напрямую подчиняться директору ФСИН России, что позволит им принимать объективные и независимые решения в ведомстве. Такая независимость необходима для того, чтобы никто не мог повлиять на результаты проверок и оперативно-розыскной деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ
Управление кадров - это структурное подразделение ФСИН России, курирующее вопросы кадровой, воспитательной и социальной работы, а также профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы, обеспечивающее организацию кадровой работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров.
В состав данного управления входят отдел организации работы по противодействию коррупции и инспекции по личному составу (подразделения по противодействию коррупции).
В соответствии с Регламентом взаимодействия управления кадров ФСИН России, кадровых подразделений и инспекций по личному составу территориальных органов ФСИН России с подразделениями собственной безопасности уголовно-исполнительной системы, утвержденным ФСИН России 14.03.2013 г., на подразделения по противодействию коррупции возложены следующие функции:
профилактика коррупционных и иных правонарушений работниками уголовно-исполнительной системы;
осуществление деятельности по соблюдению работниками уголовно-исполнительной системы запретов, ограничений, обязанностей и правил служебного поведения, направленных на предотвращение конфликта интересов;
проверка соблюдения гражданами, замещавшими должности начальствующего состава, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода со службы;
проведение мероприятий по предотвращению приема на службу (работу) в уголовно-исполнительную систему лиц, не соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
разработка мер по укреплению законности, профилактике правонарушений и нарушений служебной дисциплины среди сотрудников;
контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;
обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;
обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;
оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с соблюдением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих;
обеспечение реализации федеральными государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
организация правового просвещения федеральных государственных служащих;
проведение служебных проверок;
обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;
подготовка в соответствии с компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
Следует отметить, что важным направлением антикоррупционной деятельности является качественный подбор кадров. На сегодняшний день всем кандидатам, поступающим на службу в уголовно-исполнительную систему, предлагается пройти психофизиологическое исследование с использованием полиграфа на основании действующего законодательства[3]. Проведение данного исследования оформляется заключением, результаты которого носят рекомендательный характер. Тем не менее, если кандидат отказывается от проведения психофизиологического исследования с использованием полиграфа, кадровые подразделения оставляют за собой право на решение вопроса о приеме такого кандидата на службу в уголовно-исполнительную систему.
Как считает А. А. Шамсунов, когда речь идет о формировании кадрового состава, имеются в виду, прежде всего, прием на службу, профессиональное развитие, карьерный рост, обновление кадрового состава органов и учреждений, исполняющих наказания[4].
Сотрудники кадровых подразделений организуют мероприятия по повышению престижа профессии, осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной службе, а именно своевременно собирают сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников и членов их семей, а также кандидатов, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему. Однако никаких проверок предоставленных сведений сотрудники кадровых подразделений не проводят, они отвечают только за организацию их сбора.
На кадровые подразделения возложены задачи по обеспечению воспитания и обучения сотрудников ведомства. Например, с целью профилактики преступности в уголовно-исполнительной системе сотрудники аппарата управления во всех подразделениях проводят лекционные занятия по антикоррупционной тематике. В программу учебного курса по профессиональной подготовке сотрудников введен курс изучения правовых актов по борьбе с коррупцией, а также обучения антикоррупционному поведению и принятию грамотных и взвешенных решений в нестандартных ситуациях.
Следует отметить, что в рамках антикоррупционной деятельности взаимодействие подразделений по противодействию коррупции и собственной безопасности осуществляется, в частности, при проведении проверки:
достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы;
достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы;
соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, требований к служебному поведению.
Сама процедура закреплена в регламенте взаимодействия указанных подразделений, утвержденном ФСИН России 14.03.2013 г.
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Оперативное управление - это самостоятельное структурное подразделение ФСИН России, осуществляющее в пределах своей компетенции задачи и функции ведомства по обеспечению личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыску в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействию в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Из большого количества задач, возложенных на оперативные подразделения, к антикоррупционным следует отнести следующие:
Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности. Сюда входит и формирование антикоррупционной политики в ведомстве, что осуществляется путем оперативной работы с осужденными, а именно предупреждением, выявлением и привлечением к ответственности осужденных, пытающихся вступить с сотрудниками уголовно-исполнительной системы в неформальные отношения и при помощи вознаграждения получить запрещенные к использованию предметы, средства и вещества.
Обоснованной представляется точка зрения А. В. Кудрявцева, который отмечает, что наряду с мерами общепрофилактического характера в деятельности по противодействию коррупции весьма значимую роль играют оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными подразделениями, уполномоченными на то федеральным законодательством. Это обусловлено тем, что коррупционные преступления носят законспирированный, неочевидный характер и поэтому относятся к числу высоколатентных и трудновыявляемых[5].
Организационно-методическое руководство оперативными аппаратами исправительных учреждений и территориальных органов ФСИН России.
В своей деятельности сотрудники оперативных подразделений руководствуются законодательством об оперативно-розыскной деятельности[6]. Посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий выявляются и отслеживаются причины появления коррупции в том или ином виде деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Следует согласиться с мнением А. В. Агаркова и С. В. Образцова, которые считают, что действующее законодательство, регулирующее деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, и накопленный положительный опыт оказывают существенное влияние на совершенствование практики деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, что в конечном итоге отражается на результатах исполнения наказаний и влияет на процесс сдерживания преступности в обществе[7]. Вследствие этого при осуществлении своих функций сотрудники оперативных подразделений принимают непосредственное участие в формировании антикоррупционной политики.
Кроме указанных организационных вопросов, существуют проблемы кадрового обеспечения оперативных подразделений. Так, О. А. Вагин и А. П. Исиченко отмечают, что в основном в оперативных подразделениях проходят службу неопытные молодые сотрудники, присутствует большая текучесть оперативного состава, что приводит к снижению уровня профессионализма сотрудников оперативно-розыскных подразделений[8]. Исходя из этого требуются дополнительное стимулирование сотрудников оперативных подразделений путем улучшения условий службы, увеличения денежного довольствия, а также постоянное совершенствование профессиональных навыков посредством дополнительного обучения.
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ
Исследование задач, возложенных на управление делами, свидетельствует о том, что деятельность данного подразделения также имеет антикоррупционную направленность, например, организация рассмотрения поступающих во ФСИН России обращений, заявлений, жалоб граждан и организаций, обеспечение контроля за своевременностью их рассмотрения. Предложения, жалобы и заявления граждан в письменной форме по вопросам, касающимся деятельности учреждений и органов ФСИН России или сотрудников, регистрируются в подразделениях делопроизводства в специальных журналах. Если такие обращения носят коррупционный характер, как, например, сообщения о фактах неслужебных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с родственниками осужденных и лиц, заключенных под стражу, в том числе информация с официальных сайтов ФСИН России и территориальных органов, то после регистрации они рассматриваются руководством ведомства и отделом собственной безопасности.
Представляется, что поступившие материалы о фактах совершения коррупционных действий после их регистрации целесообразно направлять непосредственно для рассмотрения только в подразделения собственной безопасности ввиду того, что при совместном рассмотрении с руководством ФСИН России и территориальных органов может быть оказано давление на сотрудников подразделений собственной безопасности, что, несомненно, скажется на выводах.
На сайте ФСИН России и территориальных органов существует раздел «Противодействие коррупции», а также интернет-приемная, где можно оставить обращение. Информация принимается в круглосуточном режиме с обязательной регистрацией сообщений.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСПЕКТОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Среди основных задач управления можно выделить следующие задачи антикоррупционного характера:
Контроль за выполнением структурными подразделениями ФСИН России поставленных задач, организация оказания им практической помощи. Выполняя данную задачу, организационно-инспекторские подразделения осуществляют контроль и за выполнением антикоррупционных задач подразделениями уголовно-исполнительной системы. В основном это реализуется посредством отчетов и справок об исполнении антикоррупционных поручений, поэтому контроль сводится к проверке предоставленных материалов.
Организация изучения, обобщения и распространения положительного опыта оперативно-служебной деятельности, в том числе положительного антикоррупционного опыта. Данная задача реализуется путем направления в органы и учреждения уголовно-исполнительной системы информационных материалов для ознакомления личного состава. В материалы входит и информация по борьбе с коррупцией в ведомстве (случаи выявления коррупционных правонарушений и преступлений, совершенных сотрудниками).
Организация и проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также внеплановых, контрольных ревизий и проверок по поручению директора ФСИН России. В связи с исполнением данной задачи сотрудниками организационно-инспекторских подразделений выявляются факты незаконного использования бюджетных средств со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы. Наиболее распространенное коррупционно-преступное деяние - присвоение или растрата.
Взаимодействие со средствами массовой информации, своевременное и объективное информирование, формирование позитивного общественного мнения о деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Данная задача осуществляется на основе Концепции взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации[9]. Благодаря этому документу созданы условия для оперативного получения представителями средств массовой информации комментариев от руководителей и других представителей уголовно-исполнительной системы по ситуации в органах и учреждениях ФСИН России, в том числе по борьбе с коррупцией.
Как отмечает А. В. Кудрявцев, в современных условиях востребован качественно новый уровень информационного обеспечения государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Следует констатировать, что общество недостаточно информировано о правовых основах, задачах, принципах и реальных проблемах деятельности исправительных учреждений[10].
В связи с тем, что средства массовой информации являются основным источником информации в современном обществе, размещение ими данной информации позволит гражданам узнавать о «самоочищении» ведомства от коррупционеров. Однако следует отметить, что деятельность ФСИН России не всегда открыта для освещения в средствах массовой информации, поэтому не вся информация бывает достоверной и объективной. В связи с этим в сфере антикоррупционной политики ФСИН России следует давать более открытую информацию для граждан о способах совершения сотрудниками ведомства коррупционных деяний, а главное, о том, куда необходимо обращаться за помощью, если с близких и родственников осужденных требуют взятку за оказание каких-либо услуг.
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Правовое управление - это структурное подразделение ФСИН России, осуществляющее функции по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
К антикоррупционным задачам управления относятся:
Участие в установленном порядке в разработке и проведении правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы. В соответствии с утвержденной методикой проведения антикоррупционной экспертизы сотрудники правового управления исследуют правовые акты ФСИН России на наличие коррупционных положений и вносят предложения по их устранению. Например, в п. 5 ст. 11 УИК РФ закреплено, что осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Данное положение имеет коррупционный характер, так как нет исчерпывающего перечня случаев, когда осужденный может быть подвергнут принудительному приводу в случае неявки для дачи объяснений по вопросам исполнения требований приговора.
Подготовка по поручению директора ФСИН России проектов нормативных правовых актов и предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России; внесение предложений директору службы о необходимости разработки либо изменения нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России. Сотрудники правовых подразделений могут вносить свои предложения по улучшению антикоррупционного законодательства директору ведомства. Однако ни один антикоррупционный правовой акт ведомства пока не изменялся по инициативе правовых подразделений, следовательно, данная задача в сфере антикоррупционной политики решается неэффективно.
Информационно-правовое обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ведение единого банка данных правовых документов по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России. Эта задача реализуется с целью свободного доступа к правовым актам ведомства. Мероприятия по реализации антикоррупционного законодательства при выполнении данной задачи очевидны, так как любой сотрудник может ознакомиться с антикоррупционными положениями ФСИН России.
Как отмечают С. А. Шатов и В. М. Сапогов, в целях улучшения правового обеспечения требуется осуществление мони-
торинга проектов нормативных правовых актов в сфере уголовно-исполнительной политики государства, направленного на исключение возможности использования этих актов (либо их отдельных положений) в коррупционных целях. В настоящее время необходимо усовершенствовать процедуру принятия нормативных актов, предусмотрев обязательную антикоррупционную составляющую правовой экспертизы их проектов[11].
Таким образом, вопросы, касающиеся совершенствования правового обеспечения, должны быть приоритетными, так как посредством решения данной задачи будет выработан механизм эффективной антикоррупционной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ
НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ
ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА
Управление организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, - структурное подразделение ФСИН России, которое создано в целях реализации задач по организации и контролю исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний в отношении осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательным и исправительным работам, ограничению свободы.
К антикоррупционным задачам данного подразделения можно отнести следующие:
Организация ведомственного контроля за соблюдением законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.
Контроль за соблюдением законности в уголовно-исполнительных инспекциях, прав осужденных, установленного порядка исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества.
Данные задачи носят косвенный антикоррупционный характер, но их нельзя не отметить. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, является неотъемлемой частью уголовно-исполнительной политики и имеет большое значение для реализации приговора суда в соответствии с законом. Случаи попустительства в отношении осужденных со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций наносят большой урон системе исполнения наказаний в связи с тем, что в результате не достигается цель наказания, не связанного с изоляцией от общества.
УПРАВЛЕНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Управление тылового обеспечения - структурное подразделение, обеспечивающее реализацию полномочий ФСИН России в части организации тылового обеспечения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе поставок вооружения, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения, имущества и материальных средств.
Среди основных задач управления выделим антикоррупционные:
1) Координация и контроль деятельности территориальных органов ФСИН России, направленной на реализацию в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, полномочий ФСИН России по исполнению функции государственного заказчика в части закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг, входящих в компетенцию управления. При выполнении данной задачи сотрудники тыловых подразделений обязаны контролировать все проводимые аукционы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, то есть проверять документацию организаций, заявляемых на участие в аукционах, их компетенцию и возможности. Сотрудники тыловых подразделений выявляют случаи, при которых аукционы для нужд ФСИН России выигрывают организации,
не способные выполнить необходимую работу по заявленной документации, но в то же время получающие денежные средства за якобы выполненную работу и находящиеся в преступном сговоре с инициаторами аукциона.
Контроль за соблюдением законности в части обеспечения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы материально-техническими ресурсами по установленным нормам довольствия на мирное и военное время по номенклатуре управления.
Организация и контроль обеспечения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы транспортными средствами, запасными частями, горюче-смазочными материалами, котельно-печным топливом, продовольствием, вещевым имуществом, оборудованием.
При осуществлении данных задач сотрудники тыловых подразделений выявляют случаи недобросовестного оказания услуг для нужд ФСИН России, которые связаны с проведением различных коррупционных схем.
Для совершенствования антикоррупционной деятельности тыловых подразделений целесообразно постоянно осуществлять мониторинг аукционов и анализ государственных контрактов, заключаемых для нужд ФСИН России; проводить проверки по результатам выполненных работ и услуг с оценкой затраченных средств; вести учет дорогостоящего оборудования и техники, проверять их наличие как документально, так и удостоверяясь в их местонахождении и работоспособности.
Разделяем по данному вопросу точку зрения А. А. Грачевой и В. В. Прудникова, которые считают, что на рациональное использование бюджетных средств влияют грамотная экономико-аналитическая деятельность тыловых служб, правильное определение потребности в средствах, своевременное заключение договоров-контрактов и контроль за их исполнением[12].
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Финансово-экономическое управление - самостоятельное структурное подразделение ФСИН России, курирующее финансово-хозяйственную деятельность уголовно-исполнительной системы.
Среди основных задач управления антикоррупционными являются:
Обеспечение финансовыми ресурсами деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Организация работы по рациональному и эффективному расходованию финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на оплату труда, приобретение специальной техники, вооружения, средств связи, охраны и сигнализации, оргтехники, продовольствия, вещевого имущества, медикаментов для работников уголовно-исполнительной системы, федеральных гражданских служащих ФСИН России, осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Инспектирование финансово-экономической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Проведение мероприятий, направленных на предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Антикоррупционная деятельность финансово-экономических подразделений при выполнении перечисленных задач в основном сводится к контролю за расходованием и оприходованием бюджетных средств. Организуются и проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, по результатам которых нередко выявляются коррупционные правонарушения и преступления.
Финансово-экономическим подразделениям ФСИН России даны широкие полномочия по распределению и расходованию бюджетных средств, поэтому необходим постоянный контроль за потоками денежных средств и их направлением на необхо-
68
димые нужды в соответствии с выделяемой категорией расходования.
Следует согласиться с мнением Ю. Ю. Кузнецова, что финансовое обеспечение уголовно-исполнительной системы - одна из обеспечивающих функций государственного управления в сфере исполнения уголовных наказаний, которая представляет собой систему управления потоками денежных средств, направляемых на создание условий их стабильного функционирова- ния[13]. Финансовое обеспечение - важный аспект в организации всей деятельности ФСИН России, поэтому контролирующие и распорядительные функции финансово-экономических подразделений должны осуществляться на высоком уровне. При проведении финансовых проверок наиболее часто выявляемым коррупционно опасным преступлением является служебный подлог.
Считаем, что в целях усовершенствования такого рода контроля требуется регулярно отслеживать движение бюджетных средств, проводить анализ эффективности их расходования и на основе этой информации организовывать внезапные проверки.
Таким образом, проведенный анализ задач, возложенных на подразделения ФСИН России в рамках антикоррупционной деятельности, позволяет сделать вывод о том, что они все выступают субъектами антикоррупционной деятельности в том или ином объеме реализуемых функций.
Особая роль в реализации антикоррупционного законодательства принадлежит руководителям разного уровня. Так, указом Президента Российской Федерации «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» отдельным
руководителям федеральных государственных органов предписано создать в пределах установленной численности этих органов подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них соответствующие функции. Вместе с тем следует отметить, что субъектами, отвечающими за профилактику коррупции в подразделениях, являются не только подразделения кадров и собственной безопасности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. N° 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[14] принимать меры по предупреждению коррупции также призваны государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим (то есть руководители подразделений). Кроме того, начальник подразделения отвечает за воспитание, дисциплину, морально-психологические качества подчиненного личного состава, знает особенности деятельности подчиненных, коррупционные риски. Именно начальник подразделения должен своевременно выявлять не только признаки коррупционных правонарушений, но и предпосылки к их совершению, а также коррупционные проявления, не являющиеся коррупционными правонарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что антикоррупционная деятельность реализуется в той или иной степени различными подразделениями органов и учреждений ФСИН России. Совершенствованию данной деятельности в рамках применения антикоррупционного законодательства будет способствовать четкое разграничение полномочий, функций и задач в каждом подразделении, реализующем антикоррупционные нормы.
Специальными субъектами в части разрешения конфликта интересов и иных вопросов по соблюдению установленных запретов и ограничений на службе являются аттестационные ко-
миссии. Необходима четкая регламентация деятельности данных комиссий для обеспечения единообразного подхода при возникновении типичных ситуаций на государственной службе. А в дальнейшем, при внесении соответствующих изменений в Положение о службе в органах внутренних дел целесообразно предусмотреть создание комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.
Деятельность уголовно-исполнительной системы в сфере реализации антикоррупционного законодательства необходимо рассматривать как комплекс правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции в ведомстве.
[1] См.: Бюллетень Минюста России. 2010. № 3.
[2] См.: Кудрявцев А. В. Оперативные подразделения собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: задачи и спецификация деятельности // Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 4. С. 35.
[3] См.: Приказ Минюста России от 25.05.2011 г. № 165 «Об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе» // Российская газета. 2011. 24 июня.
[4] См.: Шамсунов А. А. Концептуальный подход к правовым основам кадрового обеспечения органов и учреждений ФСИН России // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 1. С. 55.
[5] См.: Кудрявцев А. В. Деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в противодействии коррупции как элемент механизма государственного принуждения // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 1. С. 19.
[6] См., напр.: Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
[7] См.: Агарков А. В., Образцов С. В. Задачи и функции оперативных подразделений УИС: новации в нормативно-правовой базе // Вестник Владимирского юридического института. 2010. № 4. С. 5.
[8] См.: Вагин О. А., Исиченко А. П. Проблемы социальной и правовой защиты сотрудников оперативных подразделений ФСИН России // Проблемы оперативно-розыскной деятельности и безопасности в уголовно-исполнительной системе: Сборник статей / Под ред. К. К. Горяинова. М., 2007. С. 24.
[9] См.: Распоряжение ФСИН России от 01.02.2011 г. № 10-р «Об утверждении Концепции взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации» (официально опубликована не была) [Электронный ресурс]. URL: http://56.фсин.рф/gumals/conceptphp (дата обращения: 20.06.2015).
[10] См.: Кудрявцев А. В. К вопросу о нейтрализации криминального противодействия в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 1. С. 16.
[11] См.: Шатов С. А., Сапогов В. М. Законность в уголовно-исполнительной системе и проблема коррупции // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2008. № 1. С. 59.
[12] См.: Грачева А. А., Прудников В. В. Проблемные аспекты финансово-экономической деятельности тыловых подразделений учреждений ФСИН России в условиях реформирования УИС [Электронный ресурс]. URL: http:// www.akfsin.ptlan.com/ Gracheva2. pdf (дата обращения: 17.10.2012).
[13] См.: Кузнецов Ю. Ю. Организационно-правовые основы финансового обеспечения уголовно-исполнительной системы России: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010. С. 30.
[14] См.: СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
70
|