Наиболее интересным представляется опыт противодействия коррупции на государственной службе в Сингапуре и Китае, поскольку данным странам удалось существенно снизить уровень коррупции за несколько лет, применяя наиболее жесткие меры реагирования.
СИНГАПУР
В 1952 г. британским колониальным правительством было создано специальное постоянно действующее Бюро по расследованию коррупции (CPIB - Corrupt Practices Investigation
Bureau), директор которого напрямую подчиняется премьер-министру страны, а высшие должностные лица не вправе оказывать влияние на реализацию им соответствующих полномочий. Бюро несет ответственность за поддержание принципа неподкупности и честности на государственной службе и поощрения свободных от коррупции сделок в частном секторе.
В его обязанности входят проверка случаев злоупотребления в кругу государственных служащих и извещение о них надлежащим органам для принятия мер. Представителями бюро широко используются профилактические меры, которые заключаются в своевременном выявлении потенциально возможных фактов коррупции в государственных органах, а также недостатков в системе их управления и рекомендациях руководителям принять соответствующие меры по их устранению.
Функции Бюро по расследованию коррупции:
анализировать жалобы на факты коррупции;
исследовать злоупотребления служебным положением и проступки государственных служащих, содержащих признаки коррупции;
предотвращать коррупцию, анализируя методы и процедуры в государственной службе[1].
Сотрудники данной организации имеют право проверять банковские счета, наличие имущества у государственных служащих, их супругов, детей, других родственников и в необходимых случаях друзей. Если имеется информация о том, что государственный служащий и его семья живут не по средствам, то незамедлительно начинается расследование. Дача ложных показаний является преступлением, карающимся тюремным заключением и штрафом.
В отношении коррупционных преступлений, совершаемых государственными служащими, в Уголовном кодексе Сингапура предусмотрена целая глава[2].
Характерной особенностью государственной службы рассматриваемой страны является лишение неприкосновенности должностных лиц и презумпция виновности служащего, подозреваемого в коррупционном правонарушении. Любое вознаграждение, полученное государственным служащим от заинтересованного лица, считается коррупционным действием, пока не доказано обратное. При этом обязанность доказывания своей невиновности возложена на служащего. Также негативные последствия совершенных коррупционных правонарушений служащим отражаются на членах его семьи, так как они теряют возможность трудоустроиться на престижную работу.
В случае совершения коррупционного преступления государственный служащий, наравне с лишением свободы, обязан вернуть извлеченную преступным путем выгоду в полном объеме в государственный бюджет.
Государственные служащие могут быть достаточно состоятельными, но они обязаны указать источники приобретения материальных ценностей, как и каждые полгода предоставлять сведения о своих доходах и доходах членов семей.
Предупреждением коррупционных преступлений и правонарушений является высокая заработная плата (на уровне топ-менеджеров частных корпораций) государственных служащих. При этом она зависит от сумм налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором.
Честность должностных лиц - фундаментальная предпосылка для эффективной государственной службы. Законодательством Сингапура установлены меры, которые гарантируют честность при приеме и продвижении по службе, обеспечивают адекватное вознаграждение и устанавливают правила поведения для должностных лиц государственной службы. Открытость, равные возможности и прозрачность при приеме на службу - главные критерии квалифицированной и независимой государственной службы.
Весьма важную роль в борьбе с коррупцией на государственной службе играют независимые и объективные средства массовой информации, которые освещают все факты коррупции государственных служащих.
КИТАЙ
Китай является еще одной страной Азиатско-Тихоокеанского региона, имеющей эффективный опыт борьбы с коррупцией. В этом государстве самые строгие меры наказания за коррупционные преступления.
В декабре 2007 г. в стране был создан национальный всекитайский орган - Государственное управление по предупреждению коррупции (ГУПК), главой которого была назначена министр контроля Ма Вэнь. Указанное ведомство обладает широкими полномочиями не только по выявлению коррупции, но и по разработке целого комплекса антикоррупционных мер[3].
Ведомство непосредственно подчинено Госсовету КНР, его сотрудники занимаются выявлением государственных служащих, склонных к совершению коррупционных действий, разрабатывают комплекс мер по предотвращению коррупции в правительстве и партии.
Фактически создана специализированная антикоррупционная служба с огромными полномочиями: ГУПК самостоятельно берет под наблюдение подозреваемых чиновников, проводит расследования и задержания. С этой целью во всех провинциях страны созданы региональные структуры данной службы, которые занимаются борьбой с коррупцией на местном уровне[4].
Порядок приема на службу и решения всех вопросов, связанных с прохождением государственной службы, в Китае регулируется Временным положением о государственных служащих[5].
В стране существует особый порядок отбора и зачисления кандидатов на государственную службу, чтобы уже на данной стадии выявить лиц, склонных к коррупционным правонарушениям.
Процедура поступления на службу детально регламентирована:
публикуется информация о наборе на вакантные должности;
проводится апробация компетентности кандидатов на службу;
организуется открытый экзамен для лиц, прошедших проверку компетентности;
в отношении лиц, сдавших экзамены, осуществляется проверка по идеологическим, политическим и морально-этическим качествам, способности к службе;
по итогам испытаний и проверки составляются списки предполагаемых лиц для зачисления сотрудников в отделы кадров народных правительств городов с районным делением и выше для ознакомления и принятия решения1.
Особенность данной процедуры заключается в том, что наравне с общими требованиями (уровень образования, возраст, здоровье) в обязательном порядке учитываются морально-этические качества и политико-идеологические убеждения служащего.
Впервые принятым на государственную службу сотрудникам устанавливается испытательный срок, равный одному году, по истечении которого принимается решение об официальном назначении на должность или о лишении статуса государственного служащего, если кандидат не отвечает предъявляемым требованиям. Кроме этого, государственные служащие, претендующие на руководящую должность, обязаны иметь двухлетний опыт работы на должностях неуправленческого звена.
В отношении служащих ежегодно проводятся проверки. На время их проведения административные государственные органы формируют специальные аттестационные комиссии на непостоянной основе или группы по проверке, которые уполномочены изучать моральные качества государственных служащих, их дисциплинированность, заслуги и успехи в работе. Если в отношении служащего, назначенного на руководящую должность, проводится проверка, то одним из критериев оценки его деятельности может служить демократическое обсуждение или мнение народа.
По результатам ежегодных проверок могут применяться меры поощрения или наказания государственных служащих, их обучение и переподготовка, увольнение в отставку, а также упорядочение их должностей, разрядов и заработной платы. Кроме того, за добросовестное исполнение служебных обязанностей и успехи в работе государственные служащие поощряются с обязательным материальным вознаграждением.
Для государственных служащих Китая предусмотрены определенные антикоррупционные запреты. Они должны жестко соблюдать дисциплину и не допускать следующих действий:
пренебрегать служебным долгом, причинять вред работе;
противодействовать решениям и приказам вышестоящих инстанций;
обманывать руководство и массы;
заниматься расточительством государственных средств;
заниматься казнокрадством, хищениями, подкупами, брать взятки или использовать служебное положение в своих корыстных интересах и частных интересах других лиц;
злоупотреблять служебными полномочиями, посягать на интересы масс, причинять вред отношениям между правительством и гражданами;
нарушать общественную мораль;
участвовать самому или поощрять разврат, наркоманию, суеверия, азартные игры и др.;
заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль1.
Все государственные служащие, как вновь принимаемые, так и перемещаемые по должности, проходят обучение и подготовку, в том числе с антикоррупционной направленностью. Одним из оснований для назначения на должность и повышения по службе являются оценки и характеристики, полученные в период обучения и подготовки.
Также одним из эффективных способов борьбы с коррупцией на государственной службе Китая является ротация кадров во всех органах власти. Она проводится как внутри государственных административных органов, так и с работниками других учреждений, предприятий и организаций. Ротация предусматривает передвижение на другие должности, перемещение по должности, назначение на замену должности и откомандирование для закалки1. Административные государственные органы обязаны ежегодно в определенной пропорции совершать ротацию государственных служащих и иметь необходимое для этого количество вакантных мест. Назначаемые на должности в административных государственных органах должны пройти жесткую проверку, отвечать предъявляемым профессиональным и идейно-политическим требованиям. Также предусмотрено обучение служащих в институтах администрации или другом образовательном учреждении по профилю занимаемой должности, после чего они официально приступают к службе.
Откомандирование для закалки означает отбор административными государственными органами своих служащих для направления их на определенное время в низовые практические организации и учреждения для замещения определенных должностей, при этом государственные служащие подчиняются кадровой администрации своих учреждений.
Важный фактор в противодействии коррупции в системе государственной службы Китая - высокая заработная плата, которая начисляется в зависимости от уровня ответственности и сложности выполняемой работы по единой тарифной сетке, примерно соответствует зарплате сотрудников госпредприятий, периодически увеличивается, также предусмотрены надбавки и премии.
Наказания за совершение коррупционных преступлений предусмотрены Уголовным кодексом КНР, в котором гл. 8 «Коррупция и взяточничество» полностью посвящена санкциям за данные преступные деяния[6]. Так, в зависимости от тяжести последствий совершенного деяния к коррупционерам могут применяться различные тюремные сроки, вплоть до пожизненного лишения свободы, конфискация имущества и смертная казнь.
По мнению китайского исследователя Чжао Кэ, пропаганда борьбы с коррупцией исходит изнутри партии, от государственных служащих в общество, но центр этой пропаганды сосредотачивается на членах партии, руководителях и кадровых работниках. Путем углубления понимания этого явления, воспитания, усиления борьбы с коррупцией и повышения сознательности развитие коррупции было сдержано[7].
Анализ опыта противодействия коррупции в Синграпуре и Китае как представителей Азиато-Тихоокеанского региона позволил выявить положительные меры, заимствование которых возможно на государственной службе во ФСИН России. К ним относятся:
в случае создания специального независимого органа по борьбе с коррупцией учесть опыт создания и работы Бюро по расследованию случаев коррупции;
законодательно предусмотреть возможность увольнения без права повторного приема сотрудника, если он не отвечает предъявляемым требованиям, в период прохождения испытательного срока;
законодательно закрепить дополнительное требование о наличии двухлетнего опыта работы по определенному направлению деятельности при назначении сотрудника ФСИН России на руководящую должность;
разработка и внедрение обязательного антикоррупционного обучения как для вновь принятых на службу сотрудников уголовно-исполнительной системы, так и для действующих. Под данным обучением подразумевается обязательное изучение действующих правовых актов и ведомственных докумен
тов (например, получение знаний об ограничениях и запретах в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, обязанности об уведомлении руководства в случае предложения совершения коррупционных действий и т. д.). При анкетировании сотрудников уголовно-исполнительной системы установлено, что 79,1% респондентов считают такое обучение необходимым;
- закрепление в ведомственных нормативных правовых актах правил ротации руководителей служб, подразделений и учреждений ФСИН России. По мнению большинства анкетируемых (52,4%), данная мера актуальна в сфере борьбы с коррупцией. В настоящее время вопросы плановой ротации кадров в системе органов и учреждений ФСИН России приобретают особое значение, при этом важно подчеркнуть, что данный метод в рамках работы с кадрами в целях минимизации возможных коррупционных проявлений успешно зарекомендовал себя в развитых зарубежных странах. В органах МВД России уже законодательно закреплен данный институт. Согласно Федеральному закону от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[8] возможность ротации прописывается в служебном контракте и фактически реализуется только с согласия самого сотрудника. При подготовительных процедурах к данному перемещению в отношении сотрудников проводятся стандартные проверки, в том числе по линии службы собственной безопасности. Институт ротации доказал свою эффективность, поэтому для повышения престижа труда и развития нормативной базы в данной сфере требуется закрепить ротацию как обязательную процедуру при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
[1] См.: Corrupt Practices Investigation Bureau // Prime Minister’s Office Singapore, 2010. S. 3.
[2] См.: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.knowledgr.com (дата обращения: 08.08.2016).
[3] См.: Шмелева К. Л. КНР против коррупции: стратегия, практика, криминологическая оценка // Российский следователь. 2010. № 7. С. 34.
[4] См.: Габуев А. Коррупция в Китае набирает аппаратный вес // Коммерсантъ. 2007. № 164. С. 26.
[5] См.: Современное законодательство Китайской Народной Республики: Сборник нормативных актов / Под ред. Л. М. Гудошникова. М., 2004. С. 106.
[6] См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. А. И. Коробеева, пер. с кит. Д. В. Вичикова. СПб., 2001. С. 254.
[7] См.: Кэ Ч. Борьба с коррупцией в правоохранительных органах Китая // Прокурорская и следственная практика. 1999. № 3-4. С. 219.
[8] См.: СЗ РФ. 2011. № 49 (Ч. 1). Ст. 7020.
116
|