Интенсивное внимание противодействию коррупции на государственной службе уделяется в Соединенных Штатах Америки. Например, 17 октября 1990 г. был принят приказ президента «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата»[1], в соответствии с которым в отношении государственных служащих предусмотрены запреты, связанные с антикоррупционным поведением:
служащие не имеют права принимать подарки от третьих лиц или группы лиц, заинтересованных в совершении каких-либо официальных действий;
обязаны сообщать в соответствующие инстанции о любых замеченных случаях расхищения государственного имущества, злоупотребления служебными полномочиями;
не имеют права принимать участие в финансово-экономических операциях, при осуществлении которых планируется использование информации ограниченного пользования в рамках функционирования государственного аппарата или использование такого рода информации в своих целях.
Контроль за соблюдением этих запретов осуществляют лица, специально назначаемые из представителей государственного управления или департамента, либо коллегиальные субъекты (комиссии), уполномоченные направлять запросы для получения дополнительной информации, приглашать на беседу государственных служащих, проводить служебное расследование.
При обнаружении нарушений, допущенных государственным служащим, применяются меры дисциплинарного воздействия (принуждения):
предложение уйти (прекратить) от конфликтных финансово-экономических контактов;
частичная или полная дисквалификация;
перевод на нижестоящую должность.
При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности[2]. Закон предусматривает уголовную ответственность за коррупцию на государственной службе и должностной подкуп руководителей частных корпораций, незаконные банковские сделки, служебный подлог, подкуп представителей суда и свидетелей, а также иные преступления должностного характера.
В соответствии со ст. 201 раздела 18 Свода законов США предметом взятки является любая материальная или нематериальная ценность[3]. Следует подчеркнуть, что данным положением законодательство США отличается от законодательства России, где даваемая в нематериальном виде взятка не наказуема.
Наказуемыми в США признаются факт получения денег должностным лицом (государственным служащим) от третьих лиц, а также выплата подобных вознаграждений физическими лицами и юридическими лицами, то есть законодатель в указанном случае не предполагает установление причинно-следственной связи между фактом передачи денег и совершением служащим или должностным лицом действий (бездействий) в рамках предоставленных служебных полномочий.
За данные нарушения установлено наказание в виде лишения свободы до 5 лет или мера материального характера - штраф, который соотносим с размером полученной суммы, или оба наказания.
Департамент юстиции (Department of Justice), возглавляемый Генеральным прокурором США (The Attorney General), является ответственным за ведение расследования и представление обвинения при судебном рассмотрении фактов коррупционных преступлений на федеральной государственной службе. Расследование преступлений коррупционной направленности осуществляется Федеральным бюро расследований (Federal Bureau of Investigation), которое организационно ему подчиненно. Обвинение в суде реализуют подчиненные Генеральному прокурору США управления прокуроров Соединенных Штатов (United States Attorneys’ Offices) девяноста четырех округов (districts) и специальное объединение обвинителей в Вашингтоне, округ Колумбия (specialised prosecutorial units in Washington, D.C.).
Наравне с ФБР расследование коррупционных правонарушений возложено на отдел по уголовным преступлениям (Criminal Division) Департамента юстиции США, в составе которого создано отделение по обеспечению честности публичной власти (The Public Integrity Section), отделение по мошенничеству (The Fraud Section), отделение по организованной преступности и рэкету (The Organized Crime Racketeering Section).
Обязанность по обнаружению фактов коррупции внутри агентств возложена на специальных должностных лиц или на подразделения генеральных инспекторов (Inspectors General), службы внутреннего надзора (Internal Revenue Service), функционирующие в каждом агентстве. В соответствии с Актом о Генеральном инспекторе (The Inspector General Act) 1978 г. инспекторы оказывают помощь законодателям в исполнении надзора за органами исполнительной власти. Инспекторы независимы, обладают широкими полномочиями в рамках расследования по собственной инициативе, получения информации из разных источников о работе агентства. Служащие должны сотрудничать с инспектором. При дисциплинарном производстве, в отличие от уголовного, они не имеют права отказаться от дачи показаний. Два раза в год инспекторы сообщают Конгрессу и общественности о результатах работы агентств и департаментов, служащими которых они являются. Структурно Управление Генерального инспектора предусмотрено в Департаменте юстиции и ФБР. Таким образом, под надзором Конгресса находятся и правоохранительные органы.
В рамках профилактики коррупции первостепенное значение отводится принципу прозрачности и доступности деятельности представителей публичной власти (то есть государственных и муниципальных органов). Подчеркнем, что в США отсутствуют государственные средства массовой информации. Журналисты наделены правом доступа к информации о деятельности государственных органов страны на основании специального правового акта о свободе информации (Freedom of Information Act). Недоверие к государственному аппарату, которое уже стало неотъемлемой частью политической культуры, обусловливает возможные негативные последствия для служащего, подозреваемого в коррупционных отношениях, вплоть до потери политической карьеры.
Особое внимание уделяется процедуре подбора кадров на государственную службу. Так, наличие личной заинтересованности при решении данных вопросов считается проявлением коррупции. Например, требование материальных благ или их получение при содействии при поступлении на государственную службу уголовно наказуемо. К виновному лицу может быть применено одно из таких наказаний, как лишение свободы на один год, штраф в размере требуемой либо полученной суммы или оба вида наказания. Не подпадает под данное правило деятельность специальных агентств, имеющих соответствующую лицензию на работу по подбору кандидатов на государственную службу[4].
Интересными представляются ограничения для государственных служащих в получении подарков. Так, государственный служащий и его супруга (супруг) в течение года могут принять подарки, стоимость которых в совокупности не превышает ста долларов. При более высокий стоимости подарка он должен быть сдан в течение 60 дней государственным служащим в соответствующее подразделение своего ведомства.
В отношении высших представителей государственной власти в США также имеются ограничения относительно подарков. В частности, сенатор и представители его аппарата не имеют право принимать подарки от частных лиц и организаций, если подобная ситуация может повлиять на одобрение Сенатом конкретных правовых актов. Однако при суммарной стоимости подарков, не превышающей ста долларов в течение календарного года, сенатор и его коллеги могут принять подарки. Также Закон об этике определяет ограничения на подарки в форме оплаты. Установлен лимит в три дня (и две ночи) для поездок внутри страны и в семь дней (и шесть ночей) для поездок за границу. Данные положения распространяются и на членов семей сенаторов.
В свою очередь, представитель палаты Конгресса США имеет право получить подарки стоимостью не более 250 долларов (каждые три года этот лимит пересматривается) в течение календарного года. Если рыночная цена подарка, в том числе и подарка, переданного супруге (супругу), превышает сто долларов, член палаты представителей должен его задекларировать. Исключения составляют подарки от родственников.
Особые условия установлены для получения подарков и наград от представителей других государств. Например, государственный служащий может принять подарок от представителя другого государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве знака вежливости или сувенира и не превышает минимальной стоимости. Если подарок выше минимальной стоимости, должностное лицо может его принять в случае, когда данный презент способствует развитию международных связей США в сфере науки или отказ может каким-либо негативным образом повлиять на международные отношения.
Все указанные запреты и ограничения не распространяются:
на меры поощрения, применение которых предусмотрено законодательно;
подарки, передаваемые в связи с родством или иными личными, профессиональными или деловыми взаимоотношениями;
подарки, подпадающие под понятие малозначительности блага, которые не создают серьезной опасности репутации служащего.
При этом государственные служащие получают высокую зарплату, способную конкурировать с частным сектором. Право государственного служащего на заработок по совместительству ограничивается, его размер не должен превышать 15% от оклада по должности. Указанное положение действует в отношении всех должностных лиц всех ветвей власти, исключение составляют члены Сената США, которые не могут иметь какой-либо дополнительный доход, выходящий за рамки служебных обязанностей.
В отношении уволившихся государственных служащих действует ограничение их деловой деятельности в течение двух лет после окончания государственной службы. Бывшим государственным служащим запрещено представительствовать при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, относимых к ведению органа, в котором они ранее служили. Двухлетний запрет распространяется и на уволившихся руководителей органов исполнительной власти.
Итак, в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы опыт США полезен при следующем применении:
признание коррупционным поведением приема на службу в уголовно-исполнительную систему сотрудников на различные должности посредством протекционизма и кронизма. К сотруднику, допустившему подобное поведение, должны применяться меры дисциплинарного воздействия. Данную позицию поддерживают 65,3% опрошенных нами сотрудников уголовно-исполнительной системы;
действие запретов на получение любых подарков, касающихся поощрения служебной деятельности, независимо от их стоимости, кроме официально врученных подарков за достигнутые высокие результаты служебной деятельности. Данное нововведение также, по мнению анкетированных, будет весьма актуальным (63,5%).
[1] См.: Executive Order 12731 of October 17, 1990 «Principles of Ethical Conduct for Government Officers and Employees» // Официальный сайт U.S. Department of State [Электронный ресурс]. URL: http://infousa.state.gov/ economy/ethics/order_12731.html (дата обращения: 23.04.2012).
[2] См.: Опыт борьбы с коррупцией других государств // Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» [Электронный ресурс]. URL:http://www. anticorrupcia.ru/blog/opyt_borby_s_korrupciej_drugikh_ gosudarstv/2011-04-2480 (дата обращения: 25.04.2012).
[3] См.: [Электронный ресурс]. URL: http://constitutions.ru (дата обращения: 15.02.2015).
[4] См.: Крючкова Н. Л. Имплементация опыта США и разработка мер противодействия коррупции в России // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2010. № 1. С. 52.
|