Среда, 27.11.2024, 02:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие, признаки и формы (проявления) коррупции в УИС

Понимая, что ключевым в исследуемой теме «Проблемы правового регулирования в сфере государственного противодействия коррупции» является термин «государственное противодействие коррупции», представляется необходимым в данном паpaгpaфе сначала определиться с понятием «коррупция», а в последующем - с деятельностью государства по противодействию ей.

У общества есть достаточно чёткое понимание сущности коррупции, однако, учёные (например, Дульнев М.В., МУ МВД России) и правоприменители считают, что законом оно определено неоднозначно, как правило, путём перечисления коррупционных деяний, за которые предусмотрена ответственность. Так, законодатель сделал, например в ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Даже поверхностная выборка цитат показывает верность ситуации:

«Мы обязаны дать точную квалификацию самого понятия "коррупция" и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях» (В. Путин, январь 2004);

«Проблема в том, что у нас до сих пор нет юридического понятия "коррупция"» (Г. Райков, декабрь 2006);

«Сначала нужно принять федеральный закон, который бы определил понятие "коррупция" и пути борьбы с ней» (Д. Медведев, январь 2008).

В статьях 15 - 27 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции, принятой резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года, и в других международных документах (например: статья 8 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности[1]), коррупция определяется таким же образом. Лишь в справочных документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение «коррупции» - как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

В Римском праве под corrumpire понималось как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например, в отношении судьи. Само слово произошло от латинских «correi» (несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета) и «гитреге» (ломать, повреждать, нарушать, отменять). Так появился термин, предполагающий участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц».

Словосочетание «злоупотребление государственной властью», используемое справочных документах ООН, некоторым обpaзом вводит в заблуждение, так как сокpaщает поле деятельности paссматриваемого явления. На самом деле государственная власть - это система управления обществом, а социальная опасность от коррупции - это ущерб, наносимый, в первую очередь, обществу. Таким образом, коррупция - это злоупотребление управлением общественной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

Из данного определения видно, что коррупция:

всегда связана с государственной службой, государственной властью, поэтому в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер;

выходит за пределы только взяточничества;

включает в себя замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка (явление, названное «непотизм»);

подразумевает разные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;

всегда носит антиобщественный характер.

В отличие от простого взяточничества в основе коррупции не всегда лежит двусторонняя сделка (во взятку всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто подкуплен).

Суть коррупции составляет то, что государственный служащий превращает свои должностные полномочия в средство удовлетворения как корыстной, так и иной личной заинтересованности, вопреки интересам службы, что несёт реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления.

Некоторые авторы считают необходимым разграничивать коррупцию и, так называемое, оппортунистическое экономическое поведение по отношению к своим обязанностям перед государством, поскольку оно свойственно не только государственным служащим, но и большинству населения или его значительным социальным группам. Такая позиция нам представляется ошибочной, поскольку даже наличие иной личной заинтересованности в действиях должностного лица обpaзует коррупционную составляющую, то есть «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества (см. выше). А вот такой оппортунизм гpaждан, не являющихся должностными лицами к коррупции отнесён быть, конечно, не может, хоть и обpaзует в отдельных случаях состав преступлений, в частности, в сфере экономической деятельности.

Таким обpaзом, наиболее соответствующим современным требованиям, по нашему мнению, является следующее определение коррупции - использование государственными, муниципальными и иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, пpaв на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного хаpaктеpa), как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление последним таких преимуществ.

Формы (проявления) коррупции разнообразны.

Коррупция может пониматься в узком и широком смысле. В узком смысле - это, по нашему мнению, взяточничество. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства. Подкупающая сторона в данном случае выступает как «страдательная».

В.А. Номоконов даже считает, что «подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке. Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанные, не могут расцениваться как коррупция». На наш взгляд, эта позиция является искусственной, как минимум, не соответствует выше упомянутым нормативным документам ООН, а также суживающей фактическое поле противодействия коррупции.

В широком смысле под коррупцией понимается уже вся совокупность коррупционных правонарушений: от злоупотребления должностными

полномочиями и взяточничества до самостоятельного чиновничьего предпринимательства. В отличие от коррупции в узком смысле, где всегда есть подкупающая сторона, в широком понимании формально может её может не быть. Заказчиком должностного правонарушения здесь - это и сам исполнитель, извлекающий доход (предпринимательский или рентный) из монополии на принятие или согласование определенного решения.

Анализ нормативной, учебной и научной литературы позволил нам типологизировать коррупционные отношения. Представляется удобным назвать это формами злоупотреблений служебным положением, которые будут

отражать различные виды коррупции (см. таблицу 1).

Таблица 1

Типология коррупционных отношений

Критерии типологии коррупции

Виды коррупции

Кто злоупотребляет служебным положением

Государственная (коррупция госчиновников) Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто выступает инициатором коррупционных отношений

Вымогательство взяток по инициативе руководящего лица. Подкуп по инициативе просителя

Кто является взяткодателем

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина) Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

Денежные взятки

Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя

Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)

Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)

Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Степень централизации коррупционных отношений

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе)

Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими)

Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)

Уровень

распространения коррупционных отношений

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти) Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков) Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных связей

Эпизодическая коррупция

Систематическая (институциональная) коррупция

Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных

отношений)

 

Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, складывающегося из осуществления одного из следующих разнообразных действий:

- двухсторонней сделки, в ходе которой одна сторона - лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер), выступая «покупателем», получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и нормативно-правового закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т. п.);

вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;

инициативного, активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной «посадкой на взятку».

Важная специфическая особенность коррупции - своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица.

Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую, по мнению экспертов, три составляющие:

коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;

группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие кор- руптеров при принятии различных решений;

группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

Выводы:

Коррупция - это использование государственными, муниципальными и иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление последним таких преимуществ

Изучая понятие коррупции и деятельности по противодействию ей, юридические признаки коррупции необходимо уделить внимание не столько количественным показателям, а рассмотреть те качественные явления, которые присущи коррупции и процессам противодействия ей, выйти на эффективные механизмы правового регулирования.

 

[1] Российская газета. - 2004. - 03 февраля; Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях: Принята резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 года

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.08.2017)
Просмотров: 1225 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%