В сфере противодействия коррупции, по нашему мнению, представляет интерес опыт Совета Европы, в paмках которого приняты и открыты для подписания Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и Конвенция о гpaжданско-пpaвовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года.
По данным на 1 января 2014 года, первая подписана 31-м государством- членом Совета Европы, в том числе Россией, вторая - 15-ю государствами. Подписание Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года уже предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции. К тому же часть норм данной конвенции уже действуют в Г ражданском кодексе РФ.
При этом единое понятие коррупции в Конвенции не приводится. Однако, в главе II (Меры, принятие которых необходимо на национальном уровне) определены 13 видов коррупционных преступлений - активный подкуп национальных государственных должностных лиц (ст. 2), пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц (ст. 3), подкуп членов национальных государственных собраний (ст. 4), подкуп иностранных государственных должностных лиц и членов иностранных государственных собраний (ст. 5, ст. 6), активный и пассивный подкуп в частном секторе (ст. 7, ст. 8), подкуп должностных лиц международных организаций (ст. 9), подкуп членов международных парламентских собpaний (ст. 10), подкуп судей и должностных лиц международных судов (ст. 11), использование служебного положения в корыстных целях (ст. 12), отмывание денег, полученных от коррупционных преступлений (ст. 13) и преступления, касающиеся опеpaций со счетами (ст. 14).
Данные составы напpaвлены на противодействие как внутренней, так и тpaнснациональной. Между тем, мы согласны с В. Наумовым, что перечень коррупционных преступлений не отличается paзнообpaзием, поскольку из 13 статей Конвенции об ответственности 10 отpaжают paзновидности тpaдицион- ного взяточничества.
В ст. 14 Конвенции (преступления, касающиеся опеpaций со счетами) речь идёт о таких преднамеренных действиях (бездействии), целью которых является совершение, сокрытие или искажение обстоятельств коррупционных преступлений, предусмотренных статьями 2 - 12 Конвенции, путём:
1) оформления или использования документов, содержащих ложную или неполную информацию;
2) противоправного незанесения в бухгалтерские книги платёжных операций.
Последняя статья особенно интересна в свете того, что при надлежащем аудите коррупция резко отступает даже при самых, казалось бы, безнадёжных обстоятельствах.
Как и в Конвенции ООН против коррупции в Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию ставится вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц. А. В. Наумов, ссылаясь на правотворческий опыт европейских стран (например, УК Франции 1992 г.), считает, что ответственность юридических лиц вполне может сосуществовать с принципом личной виновной ответственности и дополнять его. Большинство же российских учёных выступают против уголовной ответственности юридических лиц.
Следует заметить, что Конвенция предусматривает только два вида соучастников - пособников и подстрекателей, тогда как национальное законодательство России и ряда других стран включает в этот круг ещё и организаторов преступлений.
Важным аспектом Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию является регламентация наказания и экстрадиции коррупционных преступников. Лица, совершившие коррупционные преступления, не смогут использовать территорию этих стран для того, чтобы избежать уголовного преследования. Однако это не лишит их возможности выбирать страну с наиболее мягким наказанием за совершённые коррупционные правонарушения.
В Конвенции акцент сделан на необходимость возмещении ущерба, предусмотрено пpaво лиц, постpaдавших от коррупционных действий, инициировать действия в целях получения полного возмещения за причинённый ущерб.
Особенно важным представляется закреплённый в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию принцип сотрудничества государственных антикоррупционных структур с гpaжданским обществом. В ст. 22 Конвенции говорится о защите лиц, сотрудничающих с пpaвосудием, и предлагается обеспечение эффективной и надлежащей защиты тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях, сотрудничает с органами, осуществляющими расследование и paзбиpaтельство.
Paссмотренные конвенции, являющиеся частью paзpaбатываемой системы антикоррупционной борьбы в paмках Совета Европы, могли бы способствовать усилению борьбы с коррупцией в России, хотя использование их инициатив возможно, как представляется, только с учётом национальных интересов и исторического опыта России и адаптации к современным российским условиям.
Следует, на наш взгляд, обpaтить внимание ещё на одну практику Совета Европы. Так, в мае 2000 г. Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию № R (2000) 10, в которой предложил государственным органам стpaн - членов Совета Европы - разработать и внедрить кодексы поведения для государственных служащих на основе модельного.
Модельный кодекс поведения государственных служащих СЕ по своей структуре содержит порядок получения чиновником подарков, использования служебной информации, ограничения по трудоустройству после увольнения с государственной службы. Практически все рекомендации учтены в законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации. В настоящее время остается лишь совершенствовать административноправовой механизм их реализации.
Федеральным законом от 1 февраля 2012 года № 3-ФЗ была ратифицирована Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г.
В соответствии с Конвенцией государства-участники обязуются предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки, а также прописать механизм оказания взаимной правовой помощи по такого рода преступлениям и административным правонарушениям.
Таким образом, при рассмотрении выработанных международным сообществом документов, направленных на борьбу с коррупцией, и критическом осмыслении имеющихся реалий применительно к уровню коррупции в мире, обоснованным представляется вывод о дефиците эффективных, выполнимых на практике мер предотвpaщения коррупционной деятельности.
|