Конфликт интересов имеет протяженность во времени. Он должен быть предупрежден или урегулирован в отношении личной заинтересованности всегда, т.е. появившейся перед, во время и после выполнения должностных обязанностей. Это так называемые "три времени" конфликта интересов.
Риск конфликта интересов a priori является гораздо меньшим в соответствии с личной заинтересованностью перед или после осуществления должностных обязанностей, связанных с принятием решения. Границы риска в принципе очевидны. Поведение должностного лица в процессе выполнения им своих служебных обязанностей может сопровождаться личной заинтересованностью в получении личной выгоды в результате их выполнения или принятия "заинтересованного" решения.
Время реального замещения должностей и выполнения служебных обязанностей - это период, когда ситуации конфликта интересов могут возникать наиболее часто. Но это не означает, что личную выгоду должностного лица в этих ситуациях можно выявить сразу и немедленно.
Личная выгода может проявиться и потом. Поэтому нет необходимости в констатации обязательного совпадения ненадлежащего, необъективного и пристрастного исполнения должностных обязанностей и одновременного получения личной выгоды. Такое совпадение возможно, но может быть растянуто во времени.
В связи с этим возможен вариант "прекращения дела за давностью интересов", когда конфликт интересов уже не является конфликтом. Это возможно тогда, когда факты личной заинтересованности и ненадлежащего, необъективного и пристрастного выполнения должностных обязанностей хотя и имели место, но потеряли значение, особенно в ситуации, когда служебная деятельность не продолжена.
Часть 3 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусматривает срок давности два года между увольнением с гражданской службы и замещением должностей, выполнением работы на условиях гражданско-правового договора в организациях, в которых государственный служащий непосредственно выполнял отдельные функции государственного управления (административные, надзорные, контрольные и др.). За пределами двухлетнего периода о ситуации конфликта интересов можно уже не говорить, потому что ситуации конфликта интересов уже возникнуть просто не могут, а подобные ситуации, возникшие в период служебной деятельности, следует считать потерявшими значение.
Таким образом, в качестве конфликта интересов может быть квалифицирована любая ситуация, в которой потенциальная возможность получения лицом, замещающим должность, какого-либо дохода прямо или косвенно может повлиять и тем более повлияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом в Законе ничего не говорится о степени влияния личной заинтересованности, о размере возможного дохода, о характере и содержании ненадлежащего, необъективного и пристрастного исполнения должностных полномочий, что является чрезвычайно важным для квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов. Все это свидетельствует о вероятности и широком понимании законодателем понятия "конфликт интересов", что не позволяет однозначно очертить всю совокупность возможных ситуаций конфликта интересов и отграничить их от других служебных ситуаций (правомерных и неправомерных), как, например, дисциплинарные проступки, коррупционные правонарушения, преступления.
В итоге рассматриваемое определение понятия "конфликт интересов" нельзя признать четкой юридической формулой, способной обеспечить предотвращение конфликтов интересов и их надлежащее урегулирование в случаях их возникновения.
Проблемное нормативно-правовое определение понятия "конфликт интересов" может явиться источником конфликтного потенциала в системе государственного управления. Указанная проблема должна быть устранена в будущем путем дальнейшего совершенствования определения понятия "конфликт интересов".
Основное значение понятия "конфликт интересов" - обмен властных полномочий на доходы в виде денег, ценностей, имущества или услуг имущественного характера иных имущественных прав для себя или третьих лиц. Это основной элемент всего смысла этого понятия в отношениях противодействия коррупции.
В отношениях противодействия коррупции на первый план выходит реализация в служебных отношениях именно корыстного материального интереса. Другие признаки конфликта интересов в этих отношениях не имеют принципиального значения. Таким образом, понятия конфликта интересов на государственной или муниципальной службе в служебных отношениях и отношениях противодействия коррупции, хотя и имеют основные общие признаки, но в принципе могут различаться.
В данном случае понятие "конфликт интересов" рассматривается в контексте отношений противодействия коррупции в полном соответствии со ст. 10 Закона N 273-ФЗ.
Для квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов в отношениях противодействия коррупции необходимо установить наличие:
1) личной заинтересованности (прямой или косвенной) в виде возможности получения доходов для себя или третьих лиц;
2) связи указанных возможных доходов с исполнением должностных обязанностей;
3) влияния или возможности влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.
В контексте установленного определения понятия "конфликт интересов" не требуется обязательного наличия:
- прямой личной заинтересованности;
- реального влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей;
- реального получения доходов.
|