Исходя из сформированного в первом вопросе лекции понятия коррупции, получается, что государство, данное негативное социальное явление, должно побороть в себе самом. Что бы ни понималось под противодействием со стороны государства, это должно осуществляться в комплексе с негосударственными меpaми по контролю, выявлению и нейтpaлизации коррупционных проявлений.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определил противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Понятие антикоррупционная деятельность» как деятельность государства по противодействию коррупции может пониматься в разных смыслах.
В качестве антикоррупционной деятельности, как правило, рассматривается совокупность действий, направленных на нейтрализацию коррупции, факторов, её детерминирующих, на нормализацию работы государственного аппарата . В стратегическом контексте антикоррупционная функция государства представляет собой непосредственное вытеснение из жизни общества явлений коррупции на всех уровнях его организации с помощью специфических мер[1] [2] [3].
В изученной нами литературе рассматриваются следующие основные направления антикоррупционной деятельности: борьба с внешними проявлениями коррупции (правонарушениями и их субъектами) и предупреждение коррупции, включая формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства[4].
Таким образом, под антикоррупционной деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России предлагается понимать комплекс взаимосвязанных политических, социальных, экономических, организа- ционно-упpaвленческих и пpaвовых мер, принимаемых специальными субъектами и личным составом в целом, а также во взаимодействии с контрольнонадзорными инстанциями и институтами гpaжданского общества, в целях выявления, пресечения и предупреждения злоупотреблений упpaвлением общественной властью для получения противопpaвной личной или корпоративной выгоды.
Реализация антикоррупционных мер осуществляется разными субъектами.
Органы и учреждения УИС, в силу особенностей решаемых задач по исполнению уголовных наказаний, осуществляют поддержание коррупционной безопасности среди личного состава.
Непосредственно в учреждениях УИС реализуется функция профилактики (предупреждения) коррупционных правонарушений.
Кадровые подразделения органов и учреждений УИС на федеральном и территориальном уровнях во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. №№ 1065, 1066 выполняют функции профилактики коррупционных и иных правонарушений.
В этой связи в их полномочия включены следующие функции:
обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами, рассмотренными во втором вопросе лекции;
принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;
обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулирования конфликта интересов;
оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885, а также с необходимостью уведомления представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры РФ, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо предоставления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
обеспечения реализации федеральными государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
организация правового просвещения государственных служащих;
проведение служебных проверок;
обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещающими должности федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы;
подготовка проектов (разработка предложений) ведомственных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции;
взаимодействие с другими правоохранительными органами в сфере антикоррупционной деятельности.
Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
Данный коллегиальный орган содействует руководству органов УИС в сфере противодействия коррупции:
а) в обеспечении соблюдения работниками УИС ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также исполнения ими обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами в сфере противодействия коррупции
б) в осуществлении в территориальном органе ФСИН России мер по предупреждению коррупции.
Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на заседаниях рассматривают вопросы и принимают рекомендации для принятия управленческих решений по вопросам:
а) представления государственным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах или расходах;
б) несоблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
поступления обращения гражданина, замещавшего в территориальном органе ФСИН России должность, включенную в Перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;
г) поступления заявления сотрудника о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
д) представления руководителя органа УИС или любого члена комиссии, касающегося обеспечения соблюдения сотрудником требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в органе УИС мер по предупреждению коррупции.
Совсем иной характер имеет компетенция другого субъекта антикоррупционной деятельности подразделений службы собственной безопасности УИС. Задачи, решаемые подразделениями собственной безопасности УИС, ставят их в особое положение. Они призваны обеспечивать неукоснительное соблюдение законности среди сотрудников и работников органов и учреждений УИС, очищать службу от тех, кто встал на путь мздоимства, предательства, «сращивания» с криминальными структурами, кто своими действиями дискредитирует в глазах населения пенитенциарную службу.
При этом важнейшее значение имеет профессиональная грамотность и чистота намерений сотрудников службы собственной безопасности, отсутствие признаков их профессиональной деформации, поскольку желание показать результативность в работе в сочетании с «непрозрачностью» источников информации дают реальную возможность фальсификации оперативных материалов. Это проявление личной заинтересованности недобросовестного сотрудника службы собственной безопасности в ущерб честным сотрудникам УИС является проявлением наиболее подлой, грязной и, как правило, безнаказанной коррумпированности.
Важнейшие направления деятельности подразделений собственной безопасности - это предупреждение и пресечение правонарушений (в том числе и коррупционной направленности), совершаемых сотрудниками органов и учреждений УИС, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Основными задачами, стоящими перед подразделениями собственной безопасности в сфере борьбы с коррупцией, являются:
разработка и реализация мер в сфере борьбы с коррупцией в установленной области деятельности;
участие в выявлении, предупреждении и пресечении коррупционных преступлений и иных правонарушений со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов и учреждений УИС;
рассмотрение заявлений, сообщений и иной информации о нарушении законности и о преступлениях, подготавливаемых, совершаемых или совершенных сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками органов и учреждений УИС, проведение по ним проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Одним из важнейших направлений оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности в области обеспечения кадровой политики УИС является профилактическая работа.
Основными задачами подразделений собственной безопасности при проведении мероприятий профилактического характера являются[5]:
выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений личным составом органов и учреждений УИС, разработка и осуществление мероприятий, направленных на их устранение;
установление, в том числе с использованием источников оперативной информации, сотрудников УИС, замышляющих и подготавливающих преступления, склонение их к добровольному отказу от противоправной деятельности и принятие иных мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;
проверка кандидатов на службу и выдвигаемых на замещение руководящих должностей;
выявление и пресечение фактов проникновения в УИС лиц, преследующих противоправные цели.
Профилактическая деятельность осуществляется подразделениями собственной безопасности органов УИС во взаимодействии с кадровыми аппаратами, а также с руководителями служб и подразделений пенитенциарных органов и учреждений в пределах установленной компетенции в рамках общей и индивидуальной профилактики преступлений.
Важнейшую роль в предупреждении коррупционного поведения сотрудников играет позиция руководителя органа или учреждения УИС. Чёткость контроля, взвешенность, объективность и обоснованность управленческих решений должны быть основополагающим началом в работе с личным составом по всей иерархии управления.
Вместе с тем, в отдельных случаях имеют место факты утаивания кор- рупционно значимой информации от доведения её до службы собственной безопасности, укрытия от учета правонарушений со стороны подчинённых.
С другой стороны, не должно считаться отрицательным фактором выявление руководителем органа или учреждения УИС коррупционных нарушений среди личного состава. Те правонарушения, которые выявлены непосредственно силами самого коллектива, не должны влиять отрицательно на общую оценку его оперативно-служебной деятельности. Для осуществления эффективной профилактики коррупционных проявлений нужно включать в систему оценки деятельности критерии учёта того, кем произошло выявление или пресечение.
Таким образом, в области кадровой работы основными направлениями деятельности по обеспечению коррупционной безопасности в органах и учреждениях УИС должны являться:
совершенствование действующего механизма комплектования УИС
повышение качества подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений по вопросам оперативно-боевой подготовки, правовых знаний, бдительности, личной безопасности, развитие у них необходимых морально-психологических качеств;
обеспечение необходимого контроля за надежностью хранения материалов личных дел сотрудников и ограничения доступа к ним;
организация учета в информационных системах сведений о сотрудниках, уволенных из уголовно-исполнительной системы по компрометирующим обстоятельствам;
обеспечение контроля за соблюдением сотрудниками запрета заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, кроме занятия научной, преподавательской, творческой деятельностью и других случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами;
изучение с использованием возможностей психологических и социологических служб морально-психологического климата в коллективах, оказание необходимой консультативной помощи при возникновении у сотрудников стрессовых состояний, которые могут повлиять на уровень их личной безопасности, а также собственной безопасности органа или учреждения УИС в целом;
осуществление мер, направленных на повышение правовой, материальной и социальной защищенности, улучшение условий службы, отдыха и быта сотрудников;
системный контроль со стороны руководителя органа УИС за деятельностью службы собственной безопасности с целью повышения объективности принимаемых решений по проверочным мероприятиям, недопущения коррупционных проявлений, своевременного выявления конфликта интересов.
Особенности антикоррупционной деятельности других подразделений органов и учреждений УИС заключаются в том, что они не принимают прямого участия в борьбе с данным негативным социально-правовым явлением. Однако в процессе служебной деятельности они воздействуют на существующие причины и условия, порождающие и способствующие совершению коррупционных правонарушений. Именно в коллективах органов и учреждений УИС, где сформирована атмосфера нетерпимости к фактам коррупционных проявлений, сотрудники с девиантным поведением не «переступают» грани допустимого. В такой обстановке эффективно проходят процессы выявления и пресечения коррупционных намерений. Это создает необходимые предпосылки для успешной борьбы с ними.
Современные нормативные требования к поступкам государственных служащих требуют не только не совершать правонарушений коррупционного характера, но и занимать активную позицию по отношению к другим. Само поведение служащего должно носить антикоррупционный характер.
[1] К данному вопросу имеется приложение со слайд-презентацией.
[2] См.: Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции./ под общ.редакцией А.В. Кудашкина.- М.: Академия ГП России, 2011, 381 с. - с. 110
[3] См.: Малько А.В., Петров М.П. Антикоррупционная функция современного Российского государства: проблемы формирования // Право и государство: теория и практика. 2005. № 7. С. 56 - 57.
[4] См., например: Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография. М.: За права военнослужащих, 2009.
31
[5] См.: Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции. Там же, с. 112
|