Под источником права в теории права понимается форма выражения и закрепления правовой нормы. В классическом понимании говорят о четырех видах источников права:
правовом обычае;
юридическом прецеденте, который бывает двух видов: административный и судебный;
международном договоре;
нормативно-правовом акте.
С учетом того, что Россия относится к государствам с романо-германской правовой системой, доминирующим источником права в нашей стране является нормативный правовой акт, остальные три источника встречаются в порядке исключения в отдельных отраслях права.
Что же касается наследственного права, то оно в полном объеме регулируется при помощи нормативных правовых актов, совокупность которых получила наименование системы законодательства о наследовании. Законодательство о наследовании находится в исключительном ведении Российской Федерации, субъекты Российской Федерации лишены права самостоятельно формировать нормы наследственного права.
Система законодательства о наследовании.
Федеральные законы:
разд. V ч. III ГК РФ, вступившего в силу 1 марта 2002 г. Указанный нормативный документ в настоящее время является основой правового регулирования вопросов наследования;
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. регулируют вопросы деятельности нотариусов по оформлению завещаний, наследственных прав и охраны наследства;
раздел о государственной пошлине Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размер государственной пошлины, взыскиваемой за выдачу свидетельства о праве на наследство;
Основы гражданского законодательства СССР 1961 г.;
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.;
Основы гражданского законодательства СССР 1991 г.
Все три вышеобозначенных нормативных акта применяются в том случае, когда завещание было составлено наследодателем в указанные периоды, что соответствует принципу действия закона во времени;
Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г.;
Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г.;
Жилищный кодекс Российской Федерации 2004 г.
Три вышеуказанные нормативные акты действуют в случаях наследования отдельных видов имущества (например, земельного участка).
Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г.
Подзаконные нормативные акты:
нормативные акты Совета Министров, министерств и ведомств СССР:
а) Постановление Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. № 683 «Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» определяет порядок приобретения государством прав на выморочное (оставшееся без наследников) имущество;
б) Инструкция Министерства финансов СССР от 19.12.1984 г. № 185 с тем же названием, что и вышеобозначенный документ, которая конкретизирует полномочия территориальных налоговых органов по учету выморочного имущества;
нормативные акты Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств: а) Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утверждающее Положение об указанном государственном ведомстве, которым его территориальные подразделения после получения выморочного имущества от налоговых органов наделяются правом от имени Российской Федерации осуществлять полномочия собственника над этим имуществом; б) Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», утвердивший формы свидетельства о праве на наследство, а также указывающий перечень их видов, реквизиты и др.
Большое значение для правильного разрешения споров о наследовании имеет Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N° 9 «О судебной практике по делам о наследовании».
Вопросы наследования обычно регулируются нормами внутреннего законодательства, однако отдельные вопросы - многосторонними и двусторонними международными соглашениями. Прежде всего, следует учитывать Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (часть V), подписанную в Минске 22 января 1993 г. государствами - членами Содружества Независимых Государств. Указанной Конвенцией было предусмотрено, что граждане стран содружества могут наследовать на их территориях имущество или права по закону или завещанию на равных условиях и в том же объеме. При этом право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству государства, на территории которого находится это имущество, а право наследования иного имущества определяется по законодательству страны, на территории которой наследо- ватель имел последнее постоянное место жительства.
В качестве примера можно также привести Вашингтонскую конвенцию о форме международного завещания от 26.10.1973 г. Вопросы наследования регулируются и в двусторонних договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Россией с другими странами.
Действие законодательства о наследовании во времени:
по общему правилу применяется закон, действующий на момент открытия наследства (например, в настоящее время разд. V части III ГК РФ 2001 г.);
в некоторых случаях применяется закон, действовавший на момент осуществления наследственного действия, например написания завещания (в частности, ГК РСФСР 1964 г., если завещание было написано в 1980 г., а наследодатель умер в 2007 г.). Такое явление в литературе получило наименование «переживание старого закона»;
действующий закон распространяет свое влияние на общественные отношения, возникшие до его введения в силу, то есть обратная сила закона (например, новый закон, устанавливающий восемь наследственных очередей, распространил отношения на ранее возникшие случаи, хотя тогда существовало всего четыре наследственные очереди).
В наследственном праве вопрос о действии закона в пространстве и по кругу лиц серьезного значения не имеет, поскольку распространяет свое влияние на всю территории Российской Федерации, ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
|