Независимо от того, об исследовании каких социальных явлений, институтов или учреждений идет речь, глубокое и разностороннее познание их с неизбежностью предполагает применение соответствующей методологии. Это - прописная, азбучная истина, по поводу которой еще в начале ХХ в. известный немецкий теоретик государства и права, профессор Гейдельбергского университета Г. Еллинек замечал, что «всякий, приступающий к исследованию ос- [1]
новных социальных проблем, не может не почувствовать с первых же шагов отсутствия глубоко продуманной методо- логии»1.
Основная причина традиционно повышенного внимания к методологии познания государственно-правовых, политических или иных явлений, институтов и учреждений заключается не только в ее теоретической, но и в огромной практической значимости, в использовании методологически важных положений не только в правотвор-
СПб.: Юридический книжный магазин Н. К. Мар- ческой или иной деятельности советского или постсоветского государства, но также в правоприменительной и иной практической деятельности.
В отечественной и зарубежной литературе, несмотря на долговременный и устойчивый интерес к методологически важным проблемам, до настоящего времени не сложилось единого представления о методологии2. В этом отношении, писал в свое время Г. Еллинек, господствует, как и раньше, «величайшая путаница, так как значительная часть авторов - в том числе и такие, которым мы обязаны весьма плодотворными исследованиями детальных вопросов, - вообще не уясняют себе, с какими трудностями связано изучение основных феноменов, с какими приходится считаться тонкими различиями, как велик именно в этой области соблазн принять образы и аналогии за реальные истины»[2] [3].
В современных отечественных и зарубежных исследованиях методология, как правило, представлена в двух смыслах: как совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в процессе изучения той или иной материи, и как область знания, изучающая методы, средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преоб- разующей деятельности[4].
Иногда методология представляется просто в виде «науки о методах», в виде теории или учения о методах[5]. Также высказывается мнение, и, как представляется, не без оснований, о том, что помимо учения о методах методология включает в себя «мировоззренческую позицию самого исследователя»[6]. Ведь общеизвестно, что метод как способ, средство познания вырабатывается и определяется, а методология как наука и учение о методах формируется и развивается не сама по себе, а благодаря усилиям исследователя, который, имея свой взгляд на происходящее в мире, осознанно или стихийно целиком переносит его на рассматриваемую материю.
Некоторые авторы методологию отождествляют с «общетеоретическими проблемами любой науки», с философией, с историческим материализмом или с диа- лектикой[7].
Кроме приведенных в научной литературе высказываются и другие, довольно противоречивые мнения относительно как понятия, так и содержания методологии как общенаучного феномена.
Однако, несмотря на разнобой во мнениях и наличие различных представлений о методологии, все эти мнения и представления в конечном счете исходят из существования в структуре и содержании данного феномена ряда общих компонентов.
Среди них следует указать прежде всего такие составляющие сердцевину и одновременно - основу методологии компоненты, как различные методы и подходы, используемые в процессе познания государственно-правовой или иной материи. При этом общее понятие метода, разработанное и используемое философами и учеными на протяжении многих столетий, сводится к тому, что это «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность»; это средство познания и «воспроизведения в мышлении изучаемого предмета»; наконец, что это, по словам западных авторов, «манера, стиль и путь» познания исследуемой мате- рии[8].
В структуре и содержании метода рядом исследователей выделяются различные уровни, или аспекты, обусловливающие двойное его понимание и толкование как «системы конкретных способов и принципов достижения поставленной цели исследования» и как «системы инструментов (средств)»[9].
В процессе исследования советского и постсоветского государства, как и в процессе познания любой иной государственно-правовой и неправовой материи, следует проводить различия между методом изучения предмета и методологическим подходом, с одной стороны, а также методом и методологией познания искомой материи - с другой.
По сравнению с методом исследования как способом, средством или приемом познания методологический подход рассматривается в виде некоего направления, исходного начала и вместе с тем - общей стратегии и «методологической ориентации» в процессе исследования как государственно-правовых, так и неправовых явле- ний[10] [11].
Акцентируя внимание на том, что в научном процессе методологический подход «редуцированно (упрощенно) представляет метод в виде принципиальных категорий, устанавливающих предметную ориентацию науки», и что он служит «функциональным элементом метода, транслируемым из других наук», исследователи отмечают, что в отличие от метода методологический подход выделяется тем, что: а) применяется функционально, с учетом целей и задач изучения, а также соответствия средств других наук предмету исследования; б) включает элементы метода других наук (метанаучное знание) и в) не оформлен в виде теории, как свойственно методу11.
В научной литературе обычно выделяются такие подходы, как структурно-функциональный, антропологический, институциональный, социокультурный, аксиологический, генетический и др.
Кроме методов и методологических подходов важное место в содержании методологии занимают такие компоненты, как всеобщие принципы познания, которые свойственны процессу познания, любых государственно-правовых и иных явлений, и мировоззренческие позиции (мировоззрение) исследователей.
В отличие от всех других компонентов методологии, носящих объективный характер, мировоззрение как ее неотъемлемая составная часть имеет субъективный характер.
Применительно к процессу познания советского и постсоветского государства исследователь, опираясь на тот фактический (эмпирический) материал и на те теоретические «наработки», которые были сделаны в данной области во все предшествующие периоды, в силу самой природы и логики мышления руководствуется при этом своим мировоззрением.
Наряду с эмпирической базой мировоззрение, представляющее собой «систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей»[12], играет в этом процессе весьма важную роль. С глубокой древности и вплоть до наших дней именно мировоззрение, сформированное в определенной исторической среде, предопределяло характер восприятия и отношения человека к государству, праву, государственной власти, к правам и свободам, а также ко всему тому, что впоследствии рассматривалось в виде неотъемлемых их « атрибутов».
В зависимости от особенностей мировоззрения на разных этапах развития общества по-разному воспринимались и представлялись не только общие гуманистические идеи, но и идеи самого государства. При этом речь идет не только и даже не столько о «резонансном» во все времена религиозном мировоззрении, сколько о светском восприятии данного феномена. Более того, речь идет не столько о современном этапе развития того или иного государства, включая российское постсоветское государство, идеи и практика которого во многом несовместимы с идеями и практикой предшествовавшего ему советского государства, сколько о государственных образованиях, существовавших на разных этапах развития общества.
Широко известно, что если в силу мировоззренческих причин одними авторами - мыслителями разных времен государство воспринималось в сугубо позитивном, благосклонном к человеку и его окружению виде, то другими оно рассматривалось в сугубо негативном или полунегативном плане.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться, в частности, к мировоззренческой позиции таких мыслителей, как Демокрит, считавший, что «интересы государства должно ставить выше всего прочего, и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось»; Цицерон, исходивший из того, что «государство есть достояние народа, а народ - не любое соединение людей, собранных вместе не каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»; Аристотель, развивавший идеи о том, что «государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».
Нетрудно заметить, что мировоззренческие позиции названных и многих других мыслителей по отношению к государству, независимо от его формы, типа и других особенностей, сводились в основном, а в ряде случаев - исключительно к его позитивной оценке, к восприятию государства как весьма важного и совершенно необходимого для последовательного развития и совершенствования общества института.
Напротив, мировоззренческие позиции ряда иных мыслителей строились на негативном или полунегативном восприятии государства, рассмотрении его в виде некоего отрицательного явления по отношению к обществу - к процессу его существования и функционирования.
В качестве примера можно сослаться на соответствующую мировоззренческую позицию Ницше, повествующего устами своего героя Заратустры о том, что государство - это «ловушка для многих», что «государство лжет на всех языках о добре и зле», что «все в нем поддельно», «поддельна даже утроба его», и что поскольку в мире «рождается слишком много людей», то «для лишних изобретено государство»[13], и т. д.
Одним из примеров негативного восприятия государства могут служить также мировоззренческие позиции сторонников анархизма. Весьма характерными при этом являются высказывания П. Кропоткина, теоретика анархизма, по поводу того, что «государство, как и частная собственность, деморализует человека и противостоит прогрессу» и что «государство - это покровитель крепостного права, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чуждой земли и чужого труда»[14] [15] [16], и т. п.
Разноречивые мировоззренческие позиции проявлялись на протяжении всей истории развития человечества не только по отношению к государству, процессу его познания и, соответственно, к процессу формирования его теории, но и по отношению к другим государственно-правовым феноменам, таким, в частности, как государственная власть, право, государственное управление, права человека и др.
Руководствуясь соответствующими мировоззренческими установками в процессе рассмотрения государственной власти и управления, Цицерон считал, в частности, что несомненным благом государства является то, что его власть «вручена мудрости наилучших людей - тем более что сама природа устроила так, что не только люди, превосходящие других своей доблестью и мужеством, должны главенствовать над более слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым».
Древний китайских философ и политический деятель Мо-Цзы в своих суждениях относительно разумной государственной власти и управления страной исходил из презумпции того, что «благородный правитель непременно должен иметь усердных прямодушных слуг. Верхи должны иметь подчиненных, которые говорят правду в глаза». И когда «в продолжительном обсуждении мнения советников и правителя расходятся, то правитель должен почтительно слушать, когда говорят правду в глаза (здесь и далее курсив мой. - М. М.)». Почему, задавался он при этом извечным, дошедшим до наших дней вопросом, «нынешние большие люди», если они действительно хотят, «чтобы в их государствах был порядок, и желают сохранить престол и не утратить поддержку простолюдинов», «не исследуют вопрос о том, что почитание мудрости является основой управления»15?
Аналогичными в мировоззренческом плане, теоретически и практически важными вопросами в отношении государственной власти и управления в разное время задавались также многие другие авторы - философы и политические деятели16.
Весьма злободневными и поучительными вплоть до настоящего времени являются, в частности, рассуждения и выводы древнекитайского философа, одного из теоретиков легистской школы права Хань Фэя относительно того, что для государства «главная беда тогда, когда крупные чиновники захватывают слишком большую власть», когда они «морочат государя ради личных выгод» и когда при совершении «тяжкого преступления» чиновником «государь не пресекает его». В этом, заключает автор, состоит «крупная ошибка», и «если позволять, чтобы наверху крупные ошибки допускал государь, внизу тяжкие преступления совершали чиновники, да еще - требовать при этом, чтобы государство не погибло, то это недопустимо».
Не менее поучительными в рассматриваемом плане являются мировоззренческие установки другого древнекитайского философа, основателя даосизма Лао-Цзы и его рассуждения относительно лучшего управления государством и «лучшего правителя», о котором «народ знает лишь то, что он существует». «Несколько хуже те правители, - заключает автор, - которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает»[17].
Согласно мировоззрению философа, которое наиболее полно и ярко проявилось в его основном трактате «Дао Дэ Цзин», управление государством должно быть не только профессиональным, но и естественным, олицетворяющим собой «высшую добродетель и естественную справедливость».
Выступая против социально-политического и экономического неравенства людей, Лао-Цзы образно рассматривал «высшую добродетель подобно воде», которая «приносит пользу всем существам и не борется с ними», и считал, защищая народ, что он страдает и голодает «от того, что власти берут слишком много налогов»[18].
Подобно той весьма значительной роли, которую играют мировоззренческие установки в процессе выработки «универсального» представления и познания государства, государственной власти и государственного управления, не менее важное влияние они оказывают также на процесс познания правовой материи и, в частности, прав человека[19].
Именно мировоззренческие установки, обусловленные определенными, весьма разнообразными материальными, духовными и иными ценностями и интересами, на протяжении всей истории развития государства и права играли решающую роль как в процессе выработки многочисленных теорий происхождения и сущности объективного права, так и в процессе формирования «универсальных» представлений о правах человека и в целом - о субъективном праве.
В зависимости от мировоззренческих позиций и убеждения в том, что «по природе мы все во всех отношениях равны», поскольку «у всех людей нужды от природы одинаковы»: «мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос и едим мы все одинаково - при помощи рук», софист Антифонт, например, считал, что в тех случаях, когда «мы уважаем и чтим» только «тех, которые происходят от знатных родителей», и «не уважаем и не почитаем тех, которые не из знатного дома», мы поступаем «по отношению друг к другу как варвары».
В то же время Аристотель, руководствуясь своими мировоззренческими установками, считал, что люди по своей природе далеко не одинаковы, что «одни люди повсюду рабы, другие же нигде таковыми не бывали». Широко известны сентенции, отражающие его политико-правовые взгляды относительно того, что раб «является некоей частью господина, как бы одушевленной, хотя и отдельной, частью его тела» и что «господином называют не за знания, а за природные свойства»[20].
Различные мировоззренческие позиции в отношении государственно-правовых явлений, институтов и учреждений предопределяли процесс их формирования и разностороннего познания не только на ранних, но и на всех последующих, включая современный, этапах развития общества, государства и права.
Будучи порожденными той или иной конкретной окружающей средой и отражающими те или иные ценности и интересы, они неизменно сочетали в себе определенные «государственно-правовые» знания и убеждения. При этом знания всегда выступали и выступают как преимущественно содержательный компонент мировоззрения, а убеждения - в основном как эмоциональное и нравственное отношение лица или сообщества к предмету познания и к накопленным о нем знаниям.
Процесс исследования постсоветского государства в его сравнении с советским государством, равно как и методология его познания в этом плане, не является исключением. Мировоззрение, выступающее в структуре методологии в виде субъективной стороны, играет в этом процессе, как уже было отмечено, далеко не второстепенную роль. В нем, как и в любых иных мировоззренческих установках, органически сочетаются элементы знания о российском государстве, полученные на разных этапах развития общества, с компонентами убеждения.
По логике вещей уровень знаний о государственно-правовой материи должен сочетаться с уровнем соответствующего, желательно для власть имущих позитивного, апологетического по отношению к «их» государству и праву, убеждения. Однако это не всегда так: история дает много примеров исключения из этого правила.
Одним из них является постсоветское государство 1990-х - начала 2000-х гг, когда о нем как о правовом, демократическом и социальном государстве говорилось и писалось в апологетическом духе, особенно на официальном и полуофициальном уровнях довольного много, а убежденности в сказанном, судя по жизненным реалиям, было ничтожно мало.
В определенной мере подобная ситуация сохраняется и в последующие годы, когда, по наблюдению публициста, с которым трудно не согласиться, российская, особенно исполнительно-распорядительная, власть - это «вещь в себе»: для себя живет, в угоду себе правит, а получив ядерную державу, может оставить после себя «лапотную деревню». «Россия большая, а уместилась в кармане олигархов», которые «держат в руках ресурсы нашей страны», зачастую проживая между тем со своими домочадцами в других странах[21].
Особенности методологии сравнительного познания советского и постсоветского государства и права
Отвечая на вопрос, чем предопределяются эти особенности, следует обратить внимание прежде всего на то, что как сама методология, выступающая в виде общенаучного феномена, так и ее те или иные особенности не возникают и не проявляются сами по себе, а порождаются, точнее - обусловливаются в своем появлении теми признаками и свойствами, которые присущи исследуемому объекту[22].
Применительно к советскому и постсоветскому государствам, рассматриваемым в сравнительном плане, такими их признаками и свойствами, порождающими особенности методологии их познания, являются следующие:
а) их исторический характер, выражающийся в том, что они возникают и развиваются лишь на определенном историческом этапе эволюции российского общества, предопределяющего, наряду с его экономическим базисом, не только сущность, содержание, формы и другие параметры этих государств, но и все особенности методологии их познания;
б) системный характер рассматриваемых государств, свидетельствующий о том, что они в институциональном, функциональном и ином измерении представляют собой не случайный набор институтов, равно как и других компонентов, а являются их строго упорядоченной совокупностью - органической системой, элементы которой строго согласуются друг с другом и дополняют друг друга;
в) однопорядковость и, соответственно, сравниваемость между собой исследуемых государств, имея в виду, что при всех своих сходстве и различиях они всегда были и остаются именно государственными, а не экономическими или иными образованиями, которые соотносятся друг с другом не только как однопорядковые, но и как равнозначные по своим общесоциальным установкам и своему назначению;
разносторонность и многогранность государств, рассматриваемых в сравнительном плане. Это позволяет им проявлять активность в самых разных сферах жизни общества и быть субъектом самых разнообразных - гражданско-правовых, конституционно-правовых, международно-правовых и иных отношений;
д) динамичный характер советского и постсоветского государств, свидетельствующий о том, что данные государственные образования не остаются неизменными с момента своего образования и формирования, а постоянно развиваются и совершенствуются, оставаясь, однако, при этом разнотипными явлениями. Советское государство было и оставалось вплоть до его развала по своему типу социалистическим государством, а постсоветское - сначала переходным от социализма к капитализму, а в настоящее время - заурядным капиталистическим государством;
е) неразрывная связь рассматриваемых, равно как и любых иных, государств с правом. Речь идет прежде всего о связи государства с позитивным правом, которое исходит от государства, применяется и охраняется государством.
Что же касается естественного права, к появлению которого государство, как правило, не имеет прямого отношения, то как советское, так и постсоветское государства стремились, хотя и в разной мере, адаптировать и использовать как по прямому назначению, так и в идеологических целях некоторые положения этого по сути «морального» права;
ж) доминирующая роль в процессе познания советского и постсоветского государства и права сравнительного метода. Исторически сложилось так, что данный метод нашел свое более широкое распространение и применение в правовой, а точнее, в сравнительно-правовой, нежели в государственной, сфере.
На базе сравнительно-правовых исследований сформировалась, как известно, относительно самостоятельная дисциплина - сравнительное правоведение, основные принципы которого, отдельные положения и другие теоретические «наработки» могут быть использованы, как представляется, также и в формирующейся отрасли знания - сравнительном госу- дарствоведении. Иными словами, они могут быть применимы, разумеется с определенными коррективами, в процессе сравнительного исследования не только права, но и государства как явления вооб-
ще, а также советского и постсоветского государств в частности.
Необходимость их применения, как, впрочем, и более глубокой разработки самого сравнительного метода и сравнительной методологии, по поводу которых в научной литературе ведутся довольно длительные споры, обусловлена, с одной стороны, усложнением и появлением по мере развития общества разнообразных государственных образований, включая, например, правовое государство, глубокое и разностороннее изучение которых требует широкого применения не только традиционных, но и относительно новых методов, включая сравнительный метод.
А с другой - непрерывным, все более расширяющимся и все более возрастающим по мере развития общества, а вместе с ним государства и права, эмпирическим материалом, касающимся правоведения и государствоведения и требующим поиска наиболее адекватных путей и наиболее эффективных методов своего познания.
В отношении сравнительного правоведения и государствоведения, так же как и в отношении других наук, по справедливому замечанию М. Барга, «лишний раз подтвердилась давно уже подмеченная в истории науки закономерность: периоды, характеризующиеся главным образом накоплением фактического материала, неизбежно сменяются периодами, когда на первый план выдвигается задача его научного осмысления и обобщения». Именно тогда, когда наука становится способной «взглянуть на себя», на свою практику как бы со стороны, подчеркивал автор, «происходят проверка, оттачивание и обогащение ее познавательных средств, создаются предпосылки для перехода ее на качественно новую ступень освоения изучаемой ею действительно сти»[23].
Однако разработка средств познания исследуемой сравнительно-правовой или любой иной юридической материи отнюдь не ограничивается только рамками юридической науки. В этом смысле прав был известный немецкий философ права Г. Рад- брух, утверждая, что науки, вынужденные заниматься собственной методологией, являются «больными науками».
В силу непосредственно прямой и обратной связи сравнительного правоведения и государствоведения с рядом других юридических и неюридических дисциплин, таких, в частности, как философия и социология, методологическая составляющая данных отраслей знания в виде основного - сравнительного - метода и соответствующей методологии формируется и развивается не только и даже не столько сама по себе, сколько в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с методологическими составляющими этих отраслей знания и дисциплин.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что даже само понятие (а в определенной мере - структура и содержание) «сравнительного метода» как основного, доминирующего в системе средств познания сравнительно-правовой материи метода берет свое начало и является производным от всеобщего философского метода - его понятия и содержания.
При этом неважно, как понимается и как воспринимается этот общефилософский метод - в виде диалектико-материалистического метода, на основе и с привлечением которого шло исследование государственно-правовой материи в России и во многих других странах почти все последнее столетие, или же в виде синергетического метода, а точнее, подхода, который, рассматривая государственно-правовую материю с идеалистических позиций, способен, по мнению отдельных авторов, фактически заменить собой диалектикоматериалистический метод и соответствующий подход.
Ведь когда мы говорим о сравнительном методе, равно как и о других методах, таких, как методы правового регулирования, то в каждом случае речь идет именно о методе или о методах вообще как исходных явлениях и понятиях, а не о чем-либо ином.
Аналогично дело обстоит и с методологией познания сравнительно-правовой материи, понятие и содержание которой в значительной степени зависят от общего понятия и содержания методологии как таковой.
Идентифицируя метод сравнительного исследования государственно-правовой материи и выделяя его среди других аналогичных ему по преследуемым целям и назначению методов, следует еще раз заметить, что в системе методов познания государственно-правовой действительности сравнительный метод играет далеко не последнюю роль. В научной литературе он рассматривается как «метод исследования, позволяющий выявить с помощью сравнения общее и особенное» в различных государственно-правовых системах, более глубоко и четко определять их природу, более точно устанавливать особенности их функционирования и тенденции их развития.
Применительно к сравнительному исследованию советского и постсоветского государств, выявляя у них с помощью сравнительного метода общее и особенное, можно установить, во-первых, что общее, несмотря на разнотипный характер данных государственных образований, преобладает по отношению к особенному. А во-вторых, что общее составляет национальную корневую основу, фундамент советского и постсоветского государств по сравнению с их особенностями.
Общее у рассматриваемых государств, несмотря на их радикальные, разнотипные различия, заключается прежде всего в том, что они: а) являются порождением одной и той же - славянской - цивилизации и одной и той же страны под названием «Россия». Эти государства, как и все предшествовавшие им национальные (этнические) в широком смысле державы, являются именно российскими, а не английскими, французскими или иными государствами; б) возникли на базе единой общенациональной культуры, общих национальных традиций и обычаев; в) созданы единым, хотя и изменяющимся естественным образом по мере развития цивилизации, народом; г) унаследовали традиционный для России, хотя и значительно изменившийся в постсоветский период, коллективистский уклад жизни, в основе которого всегда лежали принципы взаимной выручки, товарищества, общечеловеческой морали, чести, достоинства, социальной, политической и иной справедливости. Эгоизм как антипод коллективизма, в каких бы сферах жизни общества и в каких бы формах он ни проявлялся, никогда, особенно в крайних своих формах, российским общественным мнением не воспринимался и в конечном счете осуждался; д) выступают в качестве естественных субъектов единой российской политической, а точнее - государственно-правовой истории в качестве ее наследников и продолжателей.
В этом смысле попытки некоторых авторов постсоветского периода подвергать все советское, включая государство и право, «испепеляющей», а все прошлое - «уничтожающей» критике вряд ли можно отнести к разряду мудрых и оправданных деяний.
И вовсе не потому, что критиковать всегда легче, нежели заниматься созидательной деятельностью, тем более что эта критика подается, как говорят на Руси, «задним умом», безответственно и зачастую бездоказательно. А потому, что воевать со своим прошлым, с историей своего народа - дело довольно рискованное с точки зрения элементарной добропорядочности, а в моральном плане - далеко не однозначно оцениваемое соотечественниками занятие.
Речь при этом не идет, разумеется, о некоем «запрете» на критическое отношение к отечественному настоящему или прошлому. Имеется в виду лишь такой стиль «критики», который искажает реальность, выдавая частное - личное мнение критика - за общее или всеобщее, за мнение всего общества, субъективную оценку исторических событий или личностей - за объективную, и т. п.
В постсоветский период, особенно в 90-е гг., было довольно модным и популярным на российском официальном и полуофициальном уровнях в процессе решения различных социально-политических и иных проблем ссылаться на соответствующий опыт западных «цивилизованных» стран.
Представляется, что было бы весьма полезным для современной России и ее будущего, творчески применяя сравнительный метод исследования советского, постсоветского, равно как и любого иного, государственно-правового образования, воспользоваться опытом таких стран, как Франция, в аспекте бережного отношения к своему Отечеству и к истории его развития.
Сравнительный метод в данном случае, равно как и в других подобных случаях[24], позволяет применительно к процессу познания российского советского и постсоветского государств не только творчески перенимать соответствующий опыт Франции или других стран, но и более активно использовать постсоветскому государству огромный опыт советского государства в решении социально-политических, национальных, идеологических, хозяйственных и иных проблем.
Материальная и духовная основы при этом - все то общее, что у них есть как у российских государств, находящихся на разных этапах развития славянской цивилизации и что их сближает друг с другом, а также все то особенное, что их отличает друг от друга и в определенной мере отдаляет.
Последнее в виде особых признаков и черт советского и постсоветского государств обусловлено, с одной стороны, их нахождением на разных этапах развития российского государства, составными частями которого они в историческом измерении являются. А с другой - их принадлежностью, с точки зрения формационного подхода, к различным общественно-экономическим формациям и, соответственно, к различным типам государства и права.
Согласно этому подходу советское государство, а вместе с ним и право, возникает и развивается в рамках общественно-экономической формации, именуемой коммунистической формацией, и выступает как государство социалистического типа со всеми свойственными данному типу особенностями. В то же время постсоветское государство по всем своим параметрам относится к капиталистическому типу и отличается от советского государства своим особым политическим строем; типом экономики и формами собственности; особенностями идеологии; изменяющимся образом жизни населения и морали; модифицированными ценностями, которые государство отражает и защищает; различными социальной и идеологическиой основами и др.
Применяя сравнительный метод познания государственно-правовой материи, можно определить, таким образом, не только то общее, что объединяет, а точнее - сближает между собой советское и постсоветское государства, но и то особенное, что их отличает друг от друга, а по некоторым параметрам (тип экономики, идеологии и т. п.) даже отдаляет их друг от друга.
В процессе сравнительного исследования рассматриваемых государств важно строго следовать тем правилам и принципам, которые были выработаны предшественниками в процессе применения сравнительного метода и подхода.
В их числе следует назвать, например, такие принципы, как принцип функциональности25, который наряду с другими методологически значимыми принципами сравнительного государствоведения и правоведения исходит из того, что сравнивать можно лишь то, что выполняет одну и ту же функцию и решает одни и те же задачи, позволяет эффективно использовать сравнительный метод в самых разных условиях, в рамках самых различных, порою весьма далеких друг от друга методологически значимых подходов (аксиологический, социокультурный, антропологический и др.), а также в пределах самых разных исторических эпох и измерений).
Кроме принципа функционально
сти и наряду с ним важное теоретическое и практическое значение имеют и другие структурные элементы, наполняющие содержание сравнительного метода26, а вместе с ним - и сравнительно-правовой методологии. В частности, имеется в виду группа принципов, касающихся процессов становления и развития сравнительного го- сударствоведения и правоведения и самого сравнительного метода.
Наряду с названными принципами сравнительного анализа, которые в равной степени применимы к процессу сравнительного познания как сугубо правовой, так и чисто государственной материи, включая советское и постсоветское государства, в отечественной и зарубежной литературе рассматриваются и другие принципы.
Среди них выделяется, в частности, принцип сравнимости рассматриваемых явлений, институтов и учреждений. Суть его заключается в требовании, согласно которому допускается сравнение лишь «сравнимых» объектов, принадлежащих к одному и тому же роду или виду и обладающих сходными институциональными, функциональными и иными признаками и чертами.
Применительно к процессу сравнительного исследования советского и постсоветского государств в качестве сравнимых объектов могут выступать как государства в целом, так и их отдельно взятые, однородные институты, функции и т. п., но не такие объекты, как право, мораль, культура и др. Как объекты исследования в сравнительном плане они могут сравниваться, соответственно, только друг с другом, но не с государством или с государственными образованиями.
Кроме названных принципов сравнительного анализа важное значение имеет принцип строгого соответствия друг другу различных уровней, форм и вида элементов сравниваемых систем[25] [26] [27].
Независимо, например, от того, о каком государстве, сравниваемом с другими аналогичными государствами, идет речь, в соответствии с данным принципом допускается сравнение только государства в целом как явления с другими государствами - явлениями, форм правления или государственного устройства одного государства с формами правления или государственного устройства других государств, государственного режима одного правового государства - с государственным режимом другого такого же государства и т. д.
Помимо названных принципов сравнительного исследования советского и постсоветского государств, так же как и любого иного явления, института и учреждения, механизму сравнительного познания свойственны и другие принципы. Среди них: принцип всестороннего учета исторических, национальных и иных условий, в которых возникают и развиваются идеи того или иного государства, формируется его теория и зарождается в реальности само данное государство; принцип установления и рассмотрения как общих признаков и черт сравниваемых государственноправовых систем, так и их особенностей; принцип сравнительного исследования советского, постсоветского или иного государства не только в статике, но и в динамике и другие.
[1] Еллинек Г. Общее учение о государстве. 2-е изд. тынова, 1908. С. 19.
[2] См.: Андреев И.П. Проблемы логики и методологии познания. М.: Наука, 1972. С. 291-294; Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М.: Современный гуманитарный университет, 2000. С. 21-55; Сырых В. М. Логические основания общей теории права: в 2 т. Т. 1. Элементный состав М.: Юстицинформ, С. 359-391; и др.
[3] Еллинек Г. Указ. соч. С. 19.
[4] См.: Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2009. С. 393.
[5] См.: Webster’s New Universal Unabridged Dictionary. N. Y., 2003. P. 1134.
[6] Керимов Д. А. Указ. соч.
[7] Подробнее об этом см.: Керимов Д. А., Керимов А. Д. О понятиях всеобщей методологии и методологии права // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения. Всероссийские научные конференции. М.: Изд-во СГУ, 2009. С. 9-10.
[8] См.: Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования. Киев: МАУП, 2002. С. 7, 8.
[9] Скакун О. Ф. Принцип единства логического и исторического методов в сравнительном правоведении. Киев; Симферополь: Логос, 2007. С. 7.
[10] См.: ТарасовН.Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001. № 1. С. 31-50.
[11] См.: Скакун О. Ф. Указ. соч. С. 10-11; ТарасовН.Н. Указ. соч. С. 47-49.
[12] Философский словарь. С. 397.
[13] Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. с нем. Ю.М. Антоновского М.: Азбука-классика, 2009.
[14] Философы России XIX-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. 2-е изд. М.: Книга и бизнес, 1995. С. 306.
[15] Мо-Цзы. Почитание мудрости // История политических и правовых учений: хрестоматия / сост. В. В. Ячевский. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. С. 70, 73.
[16] См.: Хань Фэй. Ропот одинокого // История политических и правовых учений. С. 84.
[17] Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин // История политических и правовых учений. С. 52.
[18] Там же. С. 53.
[19] См.: Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999; Мурав- ский В. А. Актуальное право: происхождение, сущность, источники, соотношение с законом. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2004; Трофимов А.Н. Правообразование в современном обществе: теоретико-методологический аспект / под ред. Н. А. Придворова. Саратов: Изд-во Саратов. гос. академии права, 2009 и др.
[20] Аристотель. Политика // История политических и правовых учений. С. 149.
[21] Александрова Е.Б. Россия, вперед... // Национальные интересы. 2010. № 6 (70). С. 50.
[22] См.: Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970; Лукич Р. Методология права. М.: Прогресс, 1981; Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / под ред. М.Н. Марченко. Вып. II. М.: Юристъ, 2008; Дорохин В.М. Индивидуальное и универсальное как зеркало вечного противостояния в философии. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010 и др.
[23] Барг М.А. О двух уровнях марксистской теории исторического познания // Вопросы философии. 1983. № 8. С. 108.
[24] См. о роли сравнительного метода: Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права. М.: Типография Ф.Б. Миллера. 1880; Петери З. Задачи и методы сравнительного правоведения // Сравнительное правоведение / отв. ред. В. А. Туманов. М.: Прогресс, 1978; Тиле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М.: Высш. шк., 1978; Егоров А. В. Введение в теорию сравнительного правоведения. Новополоцк: ПГУ, 2007; и др.
[25] См.: Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2 т. М.: Междунар. отношения, 1998. Т. 1. С. 49-50.
[26] См.: Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. СПб., 1989; Жоль К.К. Методы научного познания и логика (для юристов). Киев: Атша, 2001; Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. М.: Едиториал УРСС, 2003; и др.
[27] См.: DoganM., KazansigilA. (eds). Comparin Nations, Concepts, Strategies, Substance. Oxf., 1995.
|