Правовое регулирование образования земельных участков направлено на обеспечение устойчивости прав на земельные участки на основе формирования достоверных сведений о данном объекте в едином государственном реестре недвижимости. В целях исключения противоречий в сведениях государственных информационных систем создан Единый государственный реестр недвижимости, ведение которого основано на правилах одновременного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществляемых в случаях образования и прекращения существования объектов недвижимости (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»[1]). Однако последовательной реализации законодательства о государственной регистрации недвижимости препятствует наличие противоречий в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу образования земельных участков и их межевания. В частности, отсутствует законодательное решение вопроса о юридической связи указанных процедур.
В земельном законодательстве предусмотрены юридические основания образования земельных участков. Согласно ст. 11.3. ЗК РФ образование земельных участков осуществляется в соответствии с проектом межевания территории либо схемой расположения земельного участка. Особые основания предусмотрены для лесных участков, основанием образования которых является проектная документация. При этом в сфере кадастрового учета документы об образовании земельных участков, предусмотренные земельным законодательством, не признаются правообразующими, а являются лишь одним из источников информации при подготовке межевого плана. В соответствии с п. 22 Приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» проект межевания территории и схема расположения земельного участка используются для подготовки межевого плана в случаях, предусмотренных законом. Федеральными законами не установлено императивное требование отражения в межевом плане сведений, содержащихся в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории.
Назначение схемы получило правовое отражение в акте подзаконного характера. В соответствии с п. 3 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N° 762 (Приложение 1 «Требования к подготовке схемы расположения земельного участка») определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Таким образом, позиция Минэкономразвития состоит в признании предварительного характера рассматриваемого документа. В системе иных документов, используемых при осуществлении кадастрового учета земельных участков, данный документ каких-либо преимуществ не имеет.
Как видим, законодательство, регламентирующее образование земельных участков, весьма эклектично. Как следствие на практике не всегда прослеживается связь между правовыми актами в части установления границ образуемых земельных участков, определения принадлежности к территориальным зонам, категории земель, вида разрешенного использования земельных участков.
Одним из источников судебных споров длительное время был пробел законодательства в части установления юридической связи схемы расположения земельного участка и кадастровых сведений. Законодательно не предусматривалось такое основание отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, как наличие сведений кадастрового учета земельного участка, имеющих временный характер.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определил, что органы местного самоуправления не должны утверждать схему земельного участка, если для этого потребуется изменить его границы, сведения о которых уже внесены в государственный кадастр недвижимости, но носят временный характер[2].
В данном случае между заявителем и иной
организацией возник спор относительно
границ и площади образуемого земельного участка. До разрешения этого спора по существу согласно изложенной позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации требования заявителя об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка не могут быть удовлетворены[3].
Следует признать, что принятием законодательных актов о внесении изменений в ЗК РФ[4] данная проблема не была решена. Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ, предусматривающий исчерпывающий перечень оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, выделяет в числе оснований совпадение границ, предусмотренных схемой расположения земельного участка, с границами, предусмотренными другой схемой, срок которой не истек.
Отсутствие в законодательстве положений, предусматривающих такой вид оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, как совпадение границ земельного участка, определенного схемой, и границ земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, способно вызвать увеличение количества споров, связанных с наложением границ земельных участков, прошедших кадастровый учет.
Преодоление противоречий правового регулирования процедуры образования земельных участков требует выявления правового значения данной процедуры. Понятие «образование земельных участков» следует раскрывать в двух значениях. Во-первых, как результат кадастровых работ, состоящий в подготовке документов для осуществления кадастрового учета земельного участка (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»[5]). Во-вторых, образование земельного участка может рассматриваться как акт юридического выражения воли собственника в образовании нового земельного участка. В этом смысле образование земельного участка является результатом волеизъявления относительно способа образования земельного участка - образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, раздел, выдел, объединение, перераспределение, образование искусственно созданного земельного участка. В данном случае предметом правового регулирования становится процедура принятия решения об образовании земельного участка.
В литературе используется и более широкая трактовка процедуры образования земельных участков, которая основана на признании образования земельного участка комплексом действий, осуществляемых в целях кадастрового учета земельного участка, а также собственно кадастровый учет как результат этих действий[6].
Вопросы применения законодательства, регулирующего образование земельных участков, многообразны. Наиболее распространенными являются споры, связанные с установлением и изменением границ земельных участков.
При рассмотрении названных споров наибольшие затруднения вызывают вопросы правовой идентификации земельного участка, определенности его границ, достоверности кадастровых сведений о земельном участке и юридических оснований его образования.
Установление границ земельного участка осуществляется в рамках ряда процедур: разработка проекта межевания территории, утверждение схемы расположения земельного участка, подготовка межевого плана земельного участка, внесение сведений в государственный реестр недвижимости. Изменения в Земельном кодексе[7] и принятие Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» были призваны внести необходимую ясность в определение оснований и порядка установления границ земельных участков, устранить противоречия в государственных информационных системах. Однако анализ судебной практики свидетельствует, что количество судебных споров, связанных с уточнением и изменением границ земельных участков, а также исправлением кадастровых ошибок, состоящих в отражении недостоверных сведений о земельных участках, неуклонно возрастает.
Действующее законодательство разделяет процедуры принятия решения об образовании (утверждение схемы расположения земельного участка, принятие проекта межевания территории, принятие решения собственниками исходных земельных участков об образовании нового участка путем выдела и другими способами) и межевание земельных участков.
Порядок принятия решения об образовании земельного участка регламентирован земельным законодательством. Границы земельного участка на данной стадии определяются в проектируемом (предполагаемом) выражении. Поэтому основаниями обжалования решений об образовании земельного участка не могут являться нарушения, связанные с установлением границ земельного участка. Так, основаниями отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ являются несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, несоответствие требованиям к форме и порядку подготовки и другим требованиям. В самом решении об утверждении схемы указываются площадь и адрес земельного участка (подп. 1, 2 п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ). Границы образуемого земельного участка в данном документе не устанавливаются.
В результате межевания устанавливаются границы земельного участка, которые в последующем получают отражение в реестре. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельных участках.
Описание границ осуществляется одним из следующих способов: а) определением координат характерных точек (п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации); б) посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов (п. 10 ст. 22 Закона о регистрации); в) выявлением границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10 ст. 2 Закона о регистрации).
Указанное разделение процедур принятия решения об образовании и межевания образуемых земельных участков представляется нецелесообразным, поскольку является одним из факторов возникновения споров о границах земельных участков. Так, решение об утверждении схемы расположения земельного участка при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридически не связано с применением имеющих временный характер кадастровых сведений о земельных участках. Таким образом, на один участок может быть утверждено несколько схем расположения.
Результатом процедуры образования земельного участка является его кадастровый учет, который состоит в юридическом признании существования земельного участка как самостоятельного объекта недвижимости, а также легитимации границ земельного участка, установленных при межевании. Возможность приобретения прав на земельные участки в отсутствие кадастрового учета объекта недвижимости закон не предусматривает.
Следует положительно оценить изменения законодательства, связанные с вынесением процедуры образования земельных участков за рамки процедуры их предоставления. Осуществление процедуры образования земельного участка для целей предоставления в соответствии с действующим законодательством является актом подтверждения соответствия образуемого земельного участка актам планирования, документам землеустройства и прочим документам, определяющим общие нормативные правовые основания образования земельных участков. Законодатель исключил тем самым административное усмотрение государственных и муниципальных органов, которое было присуще процедуре выбора земельного участка.
Введению данной нормы предшествовали многочисленные научные исследования. В литературе обосновано мнение о необходимости обеспечения единообразия и прозрачности процедуры предоставления земельных участков на основе разделения процедур образования и предоставления земельных участков[8].
На практике возникают споры при применении ст. 11.3-11.7 ЗК РФ, связанные с отсутствием правовых критериев разграничения процедур «уточнение границ» и «установление новых границ» земельного участка. Площадь земельного участка, в пределах которой допускается изменение земельного участка, установлена применительно к процедуре уточнения границ в рамках комплексных кадастровых работ. Площадь земельного участка, определенная в порядке комплексных кадастровых работ, может отличаться от площади земельного участка, указанной в документе, в соответствии с которым определялось местоположение границ такого земельного участка, не более чем на десять процентов (п. 4 ст. 42.9 Закона о кадастровой деятельности). Однако для других случаев образования земельных участков (перераспределение, объединение) данные критерии не установлены. В связи с этим уточнение границ может приводить к существенным изменениям площади земельного участка. Защита законных интересов правообладателя земельного участка, границы которого существенно изменены в результате уточнения его границ, в этом случае значительно затруднена.
Споры, возникающие при использовании норм ст. 11.3 ЗК РФ, наиболее распространены.
Так, по иску об обязании образовать участки из земельного участка и принять решение о предоставлении многоконтурного участка в аренду отказ в разделении участка был мотивирован тем, что в нарушение ст. 11.3 ЗК РФ заявитель не представил полный пакет документов, необходимый для образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В удовлетворении требования отказано, поскольку возникший между сторонами спор о границах земельных участков должен был решаться в исковом производстве и не может быть рассмотрен в порядке публичного производства. Заявитель избрал ненадлежащий способ защиты права[9].
Спорный характер носят условия образования земельных участков на основании соглашения о перераспределении.
Так, Павловский районный суд рассмотрел иск Черноглазовой А.Ф. к администрации Павловского района Нижегородской области об обязании образовать земельный участок с расположенным на нем жилым домом с параметрами, необходимыми для соблюдения градостроительных, пожарных и санитарных норм, а именно - обеспечить его ширину не менее 4 метров, возложив обязанность по оформлению предусмотренной законодательством Российской Федерации документации на администрацию муниципального образования г. Павлово Нижегородской области.
Согласно материалам дела Черноглазо- ва А.Ф. приобрела жилой дом в порядке наследования. На момент приобретения права собственности на жилой дом проезд, который обеспечивает возможность доступа к территории общего пользования, был загорожен объектами самовольного строительства, в связи с чем проезд к жилому дому Черноглазовой А.Ф. был ограничен. Черноглазо- ва А. Ф. потребовала образования земельного участка в соответствии с нормами, обеспечивающими доступ к земельному участку. В удовлетворении требований было отказано на том основании, что на момент приобретения права собственности на жилой дом состояние проезда было обозримо для Черно- глазовой А.Ф. Следовательно, приобретая жилой дом, Черноглазова А.Ф. согласилась с этими условиями[10].
Распространенность данной категории споров свидетельствует о необходимости конкретизации оснований образования земельных участков.
Решение суда, допускаемое ч. 6 ст. 11.2 ЗК РФ для образования земельных участков, следует признавать завершающим этапом процедуры образования земельного участка, оно не должно нарушать уже возникшие права других лиц. Однако в целом следует признать, что в данной ситуации защите должен подлежать законный интерес правообладателя земельного участка, состоящий в обеспечении равного доступа к землям общего пользования. Самовольное возведение на территории общего пользования объектов, предназначенных для удовлетворения частных интересов, следует рассматривать как основание для сноса в целях защиты не только публичных, но и частных интересов правообладателей земельных участков, нуждающихся в обеспечении доступа к территориям общего пользования для реализации своего имущественного интереса, состоящего в реализации права собственности на объект недвижимости.
В судебной практике распространены также споры о правовом режиме искусственно образованных территорий. Действующее законодательство допускает создание искусственных территорий двух видов: гидротехнические сооружения и искусственные земельные участки. В частности, возможность создания искусственной территории в статусе гидротехнического сооружения предусмотрена ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»11, согласно которой объектами концессионного соглашения могут быть искусственные земельные участки, намытые на гидротехнические сооружения в порту. Основания установления статуса данной территории в каждом конкретном случае определяются на основании решения о создании искусственной территории.
Характерен в данном случае следующий спор.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел спор по иску общества с ограниченной ответственностью «Бриз» (г. Казань) к открытому акционерному обществу «Комбинат нерудных материалов» об истребовании из чужого незаконного владения имущества - природных ископаемых (песка) в количестве 116 987 тонн стоимостью 23 397 400 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.06.2012 в удовлетворении исковых требований отказано. Между ООО «Бриз» и ЗАО «Судоходная компания» 11.01.2012 заключен договор аренды [11]
причальной стенки, по условиям которого от третьего лица получены во временное хранение и пользование истца: причальная стенка и прилегающая к ней акватория, находящиеся по адресу: г. Казань, ул. Портовая, д. 27.
Истец, считая, что ответчик путем закрытия доступа на территорию причала нарушает его права на добытое имущество, обратился в суд с настоящим иском. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Доказательственную базу виндикационного требования составляют обстоятельства, подтверждающие наличие у истца законного права на истребуемую вещь, обладающую индивидуально-определенными признаками, сохранившуюся в натуре, утрату истцом фактического владения вещью, а также нахождение ее в чужом незаконном владении.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2011 по делу № А65- 20277/2009 установлено, что собственником причала является ответчик, а не третье лицо. Вывод суда основан на том, что полезные ископаемые добыты истцом в результате дноуглубительных работ, добытые ископаемые являются государственной собственностью. В представленных истцом в обоснование своих требований документах отражено складирование грунта, а не речного песка.
Поскольку спорное имущество добыто истцом в нарушение положений ст. 12 Закона Российской Федерации «О недрах», в отсутствие соответствующего разрешения и лицензии на проведение дноуглубительных работ, судом первой инстанции сделан вывод о том, что незаконно добытый песок не может являться собственностью истца.
Так как истец не представил сведений об индивидуально-определенных признаках
спорного имущества, позволяющих в достаточной степени отграничить его от иного аналогичного имущества, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции правомерно отказано[12].
В данном случае искусственно намытая территория не приобрела статуса недвижимости: суд квалифицировал ее как размещение добытых полезных ископаемых. Признание за искусственно образованным земельным участком статуса объекта недвижимости возможно на основании концессионного соглашения либо договора о создании искусственного земельного участка (ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г № 246-ФЗ[13]). Как гидротехническое сооружение, согласно ст. 3 указанного Закона, объект недвижимости возникает в особом порядке - с момента фактического возведения. Режим земельного участка в границах намытой территории в рамках рассматриваемого этапа является неопределенным. Данный земельный участок теряет статус объекта федеральной собственности с момента изменения русла реки. Однако возникновение права на земельный участок у лица, осуществляющего работы по созданию искусственной территории, также не происходит, поскольку территория имеет статус сооружения.
В целях совершенствования правовой регламентации кадастровой деятельности необходима конкретизация в земельном законодательстве процедуры образования земельных участков. Образование земельных участков следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных действий, обеспечивающих индивидуализацию земельного участка, включая утверждение схемы расположения земельного участка, разработку межевого плана и осуществление кадастрового учета. Утверждение схемы следует рассматривать исключительно в качестве одного из способов информационного обеспечения кадастровой деятельности, что позволит обеспечить единообразный подход к определению юридических последствий данного этапа комплексной процедуры образования земельных участков.
[1] СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4344.
[2] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 № 2420/11 по делу № А46-4487/2010.
[3] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 № 2420/11 по делу № А46-4487/2010.
[4] Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» // СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3377.
[5] СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.
[6] См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / под ред. С. А. Степанова. М.: Проспект, 2009 // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» // СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3377.
[8] См.:МальцевД.Л. К вопросу о предоставлении прав на незастроенные земельные участки в городе Москве // Законодательство и экономика. 2008. № 5.
[9] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2016 № Ф05-7903/2016 по делу № А41-73099/15 // СПС «КонсультантПлюс».
[10] Решение Павловского районного суда от 01.07.2011 по иску Черноглазовой А.Ф. к Администрации Павловского района Нижегородской области // СПС «КонсультантПлюс».
[11] СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.
[12] Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 августа 2012 г. по делу № А65-11745/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
[13] СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст. 4594.
|