В настоящей статье описаны проявления принципа субсидиарности в российском конституционном судопроизводстве. На данный момент ни в Федеральном конституционном законе от 25 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[1] [2], ни в других нормативных правовых актах, ни в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за указанной формой осуществления судебной власти свойство субсидиарности прямо не признается[3].
В юридической литературе на этот счет есть иное мнение.
Так, по словам ГА. Гаджиева, под воздействием принципа субсидиарности, «причем весьма интенсивным», находятся правовые отношения, возникающие между судами Российской Федерации и Конституционным Судом России в сфере защиты прав[4]. Апеллируя к этому принципу, ГА. Гаджиев объясняет смысл той части поправок в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде России 2010 г., которые впервые с 1994 г. ввели барьеры для доступа к конституционному правосудию частных лиц[5].
То, что идея субсидиарности реализуется в российском судебном конституционном контроле, утверждает и П.Д. Блохин. В связи с этим он приводит в пример случаи отказа Суда принять жалобу на нарушение конституционных прав и свобод граждан к рассмотрению, если «права заявителя предположительно были нарушены, однако были или могут быть восстановлены в обычном порядке», а также рассуждает о правильном, на его взгляд, варианте исчисления сроков подачи жалобы в Конституционный Суд России[6].
В 2017 году на это впервые было указано уже не в научной публикации, а в индивидуальном мнении судьи Конституционного Суда Н. С. Бондаря: «Логика правового регулирования заключается в том, что конституционное правосудие не может подменять иные, ординарные судебно-юрисдикционные средства защиты прав и свобод; по своему характеру, назначению это субсидиарный институт. Если иные средства не дали искомого результата и заинтересованное лицо усматривает причину этого в конституционных дефектах закона, который был востребован в судебной процедуре, конституционное правосудие приобретает значение единственного (и последнего) средства правовой защиты, с помощью которого могут быть восстановлены конституционные права и свободы конкретного лица»[7].
Отметим для сравнения, что в практике зарубежных конституционных судов, компетенция которых сходна с компетенцией Конституционного Суда России, принцип субсидиарности формулируется прямо.
В соответствии с правовой позицией Федерального конституционного суда ФРГ, «выраженный в пункте 2 § 90 Закона о Федеральном конституционном суде принцип субсидиарности относится и к конституционным жалобам против закона. Согласно этому принципу конституционная жалоба не может считаться допустимой, если заявитель не приложил разумные усилия для того, чтобы добиться правовой защиты в судах общей юрисдикции до обращения в Федеральный конституционный суд»[8].
Этот принцип является предметом обсуждения и на международных мероприятиях, касающихся конституционного правосудия[9].
Проанализируем Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде России и конституционно-судебную практику на предмет выявления фактически существующих признаков субсидиарности судопроизводства в Конституционном Суде России, обратившись предварительно к понятию субсидиарности.
Понятие субсидиарности
Исследователи идеи субсидиарности отмечают, что она «имеет давние традиции в европейской политико-правовой мысли»[10] [11]. Ее разработка осуществлялась в трудах философов и религиозной (католической) социальной доктрине. Эта идея зародилась в трудах Платона и Аристотеля, дальнейшее развитие получила в работах Фомы Аквинского и в особенности Иоганна Альтузия, который создал собственную концепцию субсидиарно структурированного сообщества11. Суть субсидиарности состоит в том, что «управление и принятие решений должно осуществляться на наиболее низком из возможных уровней»[12] [13].
Со временем принцип субсидиарности стал рассматриваться как способ распределения полномочий между различными уровнями управления в политических системах: «Там, где это возможно, полномочия вначале предоставляются самым низшим звеньям управления; и только в том случае, если задача не может быть ими должным образом решена, она передается
13
выше » .
Те, кто занимается вопросами субсидиарности, утверждают, что она применяется как регулятор отношений между индивидом, гражданским обществом и государством (истоки лежат в его раннем понимании), а также между местным сообществом (местным самоуправлением) и государством. Позднее субсидиарность стала использоваться как основа построения взаимоотношений между регионами и центральной властью, в федеративных государствах - между субъектами федерации и федерацией, а в рамках Европейского Союза - между государствами и наднациональным сообществом[14]. Смысл один и тот же: речь идет о дополняющей роли более удаленных от проблемы, которую требуется решить, звеньев власти (управленческой иерархии).
В юридических публикациях обосновывается, что «принцип субсидиарности прочно вошел в сферу права»[15]. Одна из областей применения данного понятия - теория и практика защиты прав личности. Субсидиарность считается принципом организации системы такой защиты. Она связывается с деятельностью Европейского Суда по правам человека.
Европейский Суд по правам человека уже в самом начале своей работы, как пишет А. А. Зенин, заявил о своей приверженности принципу субсидиарности[16]. Недалеко до включения этого принципа в преамбулу Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.: открытый 24 июня 2013 г. для подписания Протокол N° 15 к ней предполагает закрепить, что «в соответствии с принципом субсидиарности государства несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и пользуются при этом свободой усмотрения, надзор в отношении реализации которой осуществляется Европейским Судом по правам человека» (ст. 1)[17].
В отношении Европейского Суда по правам человека принцип субсидиарности «подразумевает, что ответственность за защиту прав человека в первую очередь лежит на государстве и его институтах и лишь во вторую - на Европейском Суде по правам человека... Страсбургский суд действует как последняя инстанция, своеобразная соломинка для физических и юридических лиц, защиту прав которых национальные институты провалили»[18].
Специалисты по международному праву выделяют в содержании принципа субсидиарности два аспекта: процессуальный и материальный. Процессуальный аспект распространяется на процессуальные взаимоотношения внутригосударственных органов и Европейского Суда по правам человека: заявитель сначала должен исчерпать все эффективные средства правовой защиты в государстве и лишь затем может обратиться в Европейский Суд. Материальный аспект заключается в том, «что система обеспечения прав человека, созданная на основании Конвенции, в целом представляет собой дополнительную комплексную гарантию, поскольку обеспечивать и защищать права человека, гарантированные Конвенцией, обязаны сами государства-участники, которым предоставляется достаточно широкая свобода усмотрения в соответствующих вопросах»[19].
Надо подчеркнуть, что идея субсидиарности не самодостаточна. Считается, что она помогает решать важные задачи (например, ту же защиту прав). Как отметила К. С. Аристова, в системе, построенной на данном принципе, «происходит наиболее эффективное распределение обязанностей и ответственности - функции выполняются на том уровне, где это наилучшим образом способствует достижению конкретных целей»[20].
Конституционный Суд России и принцип субсидиарности
Распространено мнение, что конституционные суды - это «особые суды с ограниченной юрисдикцией по особым во- просам»[21]. Почему же допустимо вести разговор о действии в отношении Конституционного Суда России принципа субсидиарности? Думается, дело в общей для всех видов судопроизводства цели защиты прав (ст. 2 ГПК РФ, ст. 2 АПК РФ, ст. 6 УПК РФ, ст. 3 КАС РФ), из круга которых, безусловно, нельзя исключать основные, в том числе конституционные права.
В соответствии с Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде России судебный орган конституционного контроля тоже действует в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 3). Подавляющее большинство дел, разрешаемых Судом, - это дела по жалобам частных лиц на нарушение их конституционных прав[22]. Конституционный Суд России - часть внутригосударственной системы защиты прав. В этих условиях с неизбежностью встает вопрос о его роли в ней: должен ли он считаться основным либо субсидиарным средством такой защиты? Этот вопрос имеет как теоретическое, так и практическое измерение: в какой момент жертва нарушения своих конституционных прав может рассчитывать на конституционное судопроизводство как способ правовой защиты?
Как уже упоминалось, ни российские законы, ни судебная практика не дают прямого ответа на поставленный вопрос. Но существуют признаки, позволяющие судить, что субсидиарность не чужда судопроизводству в Конституционном Суде России, а именно:
главное средство воздействия Конституционного Суда России на правовую действительность - возможность признания законоположения не соответствующим Конституции Российской Федерации, что влечет утрату им юридической силы. Вряд ли стоит ожидать, что данный инструмент будет использоваться в каждом случае нарушения субъективного конституционного права того или иного частного лица. К тому же Конституционный Суд России, как и органы конституционного контроля в других государствах, просто не способен реагировать на все случаи нарушения прав в силу особенностей своей организации;
с февраля 2011 г. заявители могут обращаться в Конституционный Суд России, только если спорный закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде[23] (п. 31 ч. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 97 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде России);
- хотя Конституционный Суд России избегает декларирования того, что принцип субсидиарности имеет к нему непосредственное отношение, характерные черты указанного принципа проявляются в его судебных актах.
Остановимся на этом подробнее.
Практика Конституционного Суда России и изменения в ней
Представления Конституционного Суда России о взаимоотношениях в сфере защиты прав между ним и судами, рассматривающими конкретные дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства, с течением времени трансформировались.
Первоначально Конституционный Суд России фокусировался на законе как объекте нормоконтроля. Его позиция сводилась к признанию обязанности судов, столкнувшихся с необходимостью применения при разрешении дела неконституционного закона, обратиться в Конституционный Суд России для того, чтобы этот закон был лишен юридической силы в единственно возможной процедуре - процедуре конституционного судопроизводства. «Данная обязанность судов вытекает из возложенного на них, как на независимые органы правосудия, конституционного полномочия обеспечивать судебную защиту прав и свобод человека, включая равенство перед законом и судом (статьи 18, 19 и 46), подчиняясь при этом Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120). Отказ от применения в конкретном деле закона, неконституционного с точки зрения суда, без обращения в связи с этим в Конституционный Суд Российской Федерации противоречил бы и конституционным положениям, согласно которым законы действуют единообразно на всей территории Российской Федерации (статьи 4, 15 и 76), и в то же время ставил бы под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации, так как оно не может быть реализовано, если допускается разноречивое толкование различными судами конституционных норм»[24].
Роль граждан-заявителей рассматривалась скорее как вспомогательная в деле совершенствования законодательства. В Определении от 14 января 1999 г. № 4-О констатировалось, что ст. 100 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде России, закрепляющая правила пересмотра судебных актов после решения Конституционного Суда России о признании законоположения неконституционным, «направлен[а] на поощрение правовой активности граждан, способствующих устранению из действующего законодательства неконституционных норм, и, следовательно, на защиту от нарушений прав и свобод других лиц». Речь отнюдь не о восстановлении нарушенных прав самого заявителя.
По прошествии лет, а в особенности после вступления в силу упомянутых поправок к Федеральному конституционному закону о Конституционном Суде России 2010 г, разграничивших запросы судов и жалобы и ограничивших доступ частных лиц в Конституционный Суд России, судебный орган конституционного контроля стал концентрироваться на возможностях иных судов осуществлять защиту прав без мобилизации конституционного судопроизводства. По утверждению ГА. Гаджиева, в какой-то момент «суды общей юрисдикции, арбитражные суды доказали свою дееспособность в отстаивании конституционных прав и свобод. И этот процесс не остался незамеченным в Конституционном Суде Российской Федерации, который, руководствуясь принципом субсидиарности (выделено нами. - И. Д., О. К.), стал усложнять условия допустимости жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации, требуя обращения за защитой сначала в иные суды»[25].
На сегодняшний день:
Конституционный Суд России может отказать в принятии жалобы к рассмотрению, если сочтет, что заявитель не использовал все другие возможности судебной защиты до обращения к нему.
Хотя «по буквальному смыслу (Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде России) заявитель не обязан исчерпывать иные средства судебной защиты (тем более теоретические, неэффективные), кроме обращения в суд первой инстанции»[26], начиная с 2015 г. в отказных определениях Конституционного Суда России встречается следующая правовая позиция: конституционное судопроизводство «выступает в качестве резервного и исключительного способа защиты конституционных прав граждан в тех случаях, когда у заявителя исчерпаны все другие возможности судебной защиты»[27].
Так произошло, например, с обращением С.А. Аксентьевой, потерпевшей по уголовному делу о побоях. Аксентьева оспорила конституционность ст. 42, 131 и 132 УПК России в части порядка взыскания процессуальных издержек, из-за которого она не смогла получить возмещение своих расходов на адвокатов, представлявших ее интересы в уголовном процессе. Последний судебный акт, приложенный к ее жалобе в Конституционный Суд России, - постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации, которым была оставлена без удовлетворения кассационная жалоба на решения нижестоящих судов, применивших названные статьи УПК России не в пользу Аксентьевой. Решая вопрос о принятии этой жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд России установил наличие условий для совместимого с Конституцией Российской Федерации решения дела заявительницы (ранее высказанные правовые позиции Конституционного Суда России и постановление Пленума Верховного Суда России по поднятой проблеме). Кроме того, он сделал запрос в Верховный Суд России, из официального ответа которого следовало, что «возможности защиты ее прав посредством обжалования постановленных в отношении нее судебных решений не исчерпаны». Эти обстоятельства послужили основанием признания жалобы Аксентьевой не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона о Конституционном Суде России о допустимости (Определение от 9 февраля 2016 г. № 222-О)[28].
Конституционный Суд России подчеркивает, что он не является инстанцией по отношению к ординарным судам; его решения не могут предрешать выводы суда, так как Конституция Российской Федерации не допускает подмену судопроизводства по гражданским, административным или уголовным делам конституционным судопроизводством[29], но весьма прозрачно намекает, что у судов есть возможность предотвратить нарушение конституционных прав участников судопроизводства (или же исправить допущенные нарушения в проверочной инстанции), в том числе руководствуясь правовыми позициями самого Конституционного Суда России.
Существует еще одно основание отказа в принятии жалобы Конституционным Судом России к производству, не следующее с очевидностью из Федерального конституционного закона о Конституционном Суде России, но периодически используемое на практике: «осуществление Конституционным Судом Российской Федерации конкретного конституционного нормоконтроля должно иметь место исключительно в ситуации, свидетельствующей о невозможности восстановления нарушенных конституционных прав и свобод заявителя иначе, чем посредством отправления конституционного правосудия и признания оспариваемого закона неконституционным»[30]. Если же жалоба уже была принята к рассмотрению, но после этого рассмотрение конкретного дела заявителя в ординарном суде было продолжено, а его материально-правовые требования - удовлетворены, Конституционный Суд России прекращает производство на основании ст. 68 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде России.
Именно такая ситуация имела место в деле В. И. Мурашкина, подвергшегося в советское время политическим репрессиям и впоследствии реабилитированного. Сначала суды последовательно отказывали в признании за ним статуса репрессированного и назначении ему ежемесячной компенсационной выплаты по Закону Калужской области «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». Жалоба Мурашкина на данный Закон находилась в Конституционном Суде России на стадии рассмотрения без слушания, когда появилась информация, что его дело было истребовано для проверки в кассационном порядке, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда России решения нижестоящих судов были отменены, оно направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого последний частично удовлетворил исковые требования Мурашкина. С точки зрения Конституционного Суда России, «в настоящее время статус заявителя как лица, подвергшегося политическим репрессиям в виде лишения свободы и впоследствии реабилитированного, и вытекающее из этого статуса право на ежемесячную компенсационную выплату признаны судом общей юрисдикции», а значит, необходимость в процедуре конституционного судопроизводства отпала. Производство по жалобе Мурашкина было прекращено (Определение от 1 апреля 2014 г. № 642-О)[31].
У Конституционного Суда России есть позиция, что возбуждение конституционного судопроизводства возможно, если права заявителя нарушаются самой нормой закона или если заложенный в этой норме смысл не допускает такого применения судами, при котором права и интересы граждан могут быть защищены и восстановлены в обычном порядке. Если же права могут быть защищены без процедуры конституционного судопроизводства, т. е. без признания акта не соответствующим Конституции Российской Федерации, то Конституционный Суд России отказывает в принятии жалобы к рас- смотрению[32].
Приведенные примеры весьма похожи на проявления субсидиарности Европейским Судом по правам человека в процессуальном аспекте, о котором сообщалось ранее. Следующие же два свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что Конституционный Суд России - намеренно или нет - формирует условия для дальнейшего выстраивания отношений между ним и другими судами, пользуясь той же аналогией, на основе субсидиарности в материальном аспекте.
Приняв жалобу к производству и рассмотрев вопрос о конституционности нормы закона по существу, Конституционный Суд России предпочитает признавать его неконституционным не полностью, а в том смысле, в котором оно позволяет судам, другим правоприменителям подходить к решению поставленных перед ними задач формально, без учета важных с конституционно-правовой точки зрения фактических обстоятельств. Видимо, он подразумевает, что основное бремя по защите прав следует воспринимать как лежащее именно на этих органах, тем более что «способов устранения пробелов и противоречий в законах у судов немало»[33]; нередко «исправлять» надо не столько закон, сколько правоприменительную практику[34]. Сыграли свою роль поправки в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде России 2010 г.: по словам ГД. Улётовой, произошла «значительная уступка части полномочий со стороны Конституционного Суда Российской Федерации в пользу иных юрисдикций, что не должно остаться незамеченным в Верховном Суде Российской Федерации... и, возможно, повлечет за собой выстраивание более гармоничных отношений между высшими судами страны и более уважительное отношение к актам органа конституционного правосудия»[35].
Приведем в качестве иллюстрации дело об ошибках пенсионных органов при назначении пенсии военнослужащим.
Заявитель С. В. Иванов был уволен из органов внутренних дел в связи с выслугой срока службы и почти 16 лет получал пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, ныне называющемуся «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». В 2012 году обнаружилось, что при расчете выслуги кадровики допустили ошибку, приписав Иванову лишний год службы в Афганистане. Если считать правильно, то до требуемого 20-летнего срока службы (ч. 1 ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу [...]») ему не хватало четырех месяцев. В результате выплата пенсии ему была прекращена, правомерность чего подтверждена судами.
Конституционный Суд России, взявшийся проверять оспоренную Ивановым ч. 1 ст. 13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу [...]», установил: «Именно на такое правоприменение ориентировал судебную практику Верховный Суд Российской Федерации, исходив-
ший в своих решениях из того, что при отсутствии условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет, в частности службы определенной продолжительности, указанная пенсия назначена быть не может, а выплата назначенной пенсии подлежит прекращению (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2004 года)». Но такое понимание ее смысла было сочтено Конституционным Судом России неконституционным, нарушающим, помимо прочего, принцип баланса частных и публичных интересов. Он признал ч. 1 ст. 13 Закона не соответствующей Конституции Российской Федерации «в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования [...] предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в каче-
стве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств» (Постановление от 14 января 2016 г. № 1-П)[36].
Конституционный Суд России и вовсе не признает оспариваемое законоположение неконституционным, если есть возможность его истолкования в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Резолюции, содержащие такое толкование, занимают значительное место в практике Конституционного Суда России[37].
Примером может служить дело об уплате обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальными предпринимателями.
В производстве Кировского областного суда (кассационная инстанция) находилось дело о взыскании Пенсионным фондом Российской Федерации с В.В. Тищенко, индивидуального предпринимателя в период с 23.04.2013 по 26.08.2014, недоимки по страховым взносам за неполный 2014 г. Государственное учреждение полагало, что базой для расчета страхового взноса должна быть общая сумма полученного плательщиком дохода. Суд первой инстанции решил иначе и отказал Пенсионному фонду в удовлетворении его требований. Апелляционная же инстанция встала на сторону истца.
Кировский областной суд усмотрел правовую неопределенность, с которой не смог справиться сам: п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» во взаимосвязи со ст. 227 НК РФ не содержит понятия дохода для целей исчисления и уплаты страховых взносов, что привело «к возложению на индивидуального предпринимателя бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерного результатам его экономической деятельности и не учитывающего его фактическую способность к их уплате, поскольку сумма страховых взносов превышает сумму заработанных им денежных средств в отчетном периоде, в результате чего он фактически неправомерно лишается собственности».
В результате проверки конституционности названных законоположений Конституционный Суд России счел достаточным указать, что оспоренные законоположения не противоречат Конституции Российской Федерации, и дать разъяснение: «По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя [...] подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц» (Постановление от 30 ноября 2016 г. № 27-П).
Тем самым он сориентировал суды на корректное применение Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в отношении индивидуальных предпринимателей.
Надо отметить, что очередные поправки в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде России легализовали право Конституционного Суда России истолковывать нормативные правовые акты и установили запрет для судов общей юрисдикции, арбитражных судов применять эти акты в истолковании, расходящемся с тем, что дано Судом[38] (ч. 5 ст. 79, ч. 6 ст. 87). «Предлагаемые изменения направлены на обеспечение обязательного учета правоприменительными органами позиций Конституционного Суда Российской Федерации, что в рамках действующей правовой системы является необходимым элементом поддержания режима законности и правопорядка», - указано в пояснительной записке к законопроек- ту[39]. В то же русло направилась и риторика самого Конституционного Суда России: обзор его практики за 2016 г. «посвящен наиболее важным решениям... которые могут оказать воздействие на правоприменительную практику»[40] (воздействие на правотворческую деятельность не упоминается).
Приведенные примеры складываются, по нашему мнению, в тенденцию признания принципа субсидиарности конституционного судопроизводства.
Некоторые проблемы
У такого признания много плюсов: «В отличие от. иерархического (принцип вертикальной власти) и коалиционного (принцип договорных отношений) способов построение элементов системы на основе принципа субсидиарности... повышает эффективность взаимоотношений между элементами одной системы или между разными системами»[41]. Этот принцип содействует регулированию нагрузки на Конституционный Суд России. Кроме того, он способен простимулировать суды опираться при рассмотрении дел непосредственно на Конституцию Российской Федерации.
Проблема состоит в отсутствии однозначного законодательного закрепления и четкой позиции самого Конституционного Суда России в отношении своей роли в механизме защиты прав. Это приводит к расхождениям в понимании «исчерпания» средств судебной защиты, предшествующих конституционному судопроизводству, и провоцирует вопрос: не является ли отбор дел в Конституционном Суде России произвольным? В одних случаях этот Суд фактически требует от заявителя прохождения всех судебных инстанций, как было с рассмотренной жалобой Аксентьевой, в других - нет.
Так, вопрос об исчерпании заявителем всех средств судебной защиты возник на заседании по рассмотрению дела Х. Э. Увангуе, гражданина Нигерии, которого не пропустили через государственную границу Российской Федерации при попытке выехать на похороны брата и привлекли к административной ответственности за отсутствие визы с не истекшим сроком действия (при наличии у него разрешения на временное проживание в Российской Федерации), о конституционности положений КоАП РФ и других законов, регулирующих порядок пересечения Государственной границы. Судья-докладчик К.В. Арановский заметил: «Дело имеет, конечно, конституционно-правовое значение, хотя в процессуальном смысле это, может быть, не самое удобное дело, потому что по нему состоялся один судебный акт о наложении штрафа»[42]. Полномочный представитель Президента Российской Федерации адресовал представителю заявителя вопрос, было ли обжаловано решение суда первой инстанции в дальнейшем, а когда получил отрицательный ответ с указанием причин, констатировал, что полная процедура судебной защиты заявителем исчерпана не была[43]. В итоговом постановлении Конституционного Суда России не оказалось пояснений насчет того, почему он все-таки решил принять жалобы Увангуе и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в его защиту к рассмотре- нию[44]. Возможно, Конституционный Суд России подспудно оценил эффективность имевшихся в распоряжении Увангуе средств правовой защиты и счел их неэффективными[45].
Заключение
Проведенный анализ позволяет сформулировать некоторые следствия для доктрины конституционного правосудия и практики его осуществления в Российской Федерации:
субсидиарность возможно воспринимать как принцип, характеризующий взаимоотношения Конституционного Суда России и других судов с функциональной (защита прав) стороны, что обусловлено специфическим местом Конституционного Суда в судебной системе России;
перечень принципов, вытекающих из природы конституционного судопроизводства, сформулированный Н.В. Витруком (законность, диспозитивность, процессуальная экономия и др.[46]), уже сейчас оправданно дополнить принципом субсидиарности и вести его дальнейшие теоретические исследования;
признание того, что Конституционный Суд России осуществляет конституционное судопроизводство по жалобам на нарушение конституционных прав граждан на основе принципа субсидиарности, требует от него самого последовательности в вопросе отбора дел для рассмотрения по существу, четкого проговаривания отступлений от этого принципа в каждом конкретном случае или же в виде общей правовой позиции, в том числе в плане оценки эффективности различных средств судебной защиты;
простой констатации, что Конституционный Суд России - субсидиарное средство защиты прав, вряд ли достаточно. Логично (а также конституционно приемлемо) прорабатывать дальнейшее развитие данного института в направлении введения полной конституционной жалобы[47].
[1] Статья подготовлена с использованием СПС «КонсультантПлюс».
[2] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2017. № 1 (ч. I). Ст. 2.
[3] Конституционный Суд России употребляет понятие «субсидиарность» либо применительно к роли европейского механизма защиты прав, напоминая, что этим принципом должен руководствоваться Европейский Суд по правам человека (см. его постановления от 19 апреля 2016 г. № 12-П, от 14 июля 2015 г. № 21-П, от 23 сентября 2014 г. № 24-П, Определение от 22 декабря 2015 г. № 2975-О), либо в отношении производства в ординарных судах в порядке надзора: данная форма судебной защиты прав, с его позиции, используется «лишь в исключительных случаях, когда в результате фундаментальной ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства, существенно нарушены права и законные интересы, которые иначе не могут быть восстановлены» (см. Постановление Суда от 17 марта 2010 г. № 6-П, определения от 28 июня 2012 г. № 1248-О, от 16 января 2007 г. № 233-О-П, от 16 января 2007 г. № 234-О-П).
[4] См.: Гаджиев Г.А. Вступительная статья // Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» / под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма: Инфра-М, 2012. С. 12-21.
[5] Соответствующие правила введены Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”» (СЗ РФ. 2010. № 45. Ст. 5742). Они вступили в силу в феврале 2011 г.
[6] См.: Блохин П.Д. Роль аппарата органов конституционной юстиции в судебном процессе: сравнительно-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 140, 128.
[7] Мнение судьи Конституционного Суда России Н. С. Бондаря к Определению Конституционного Суда России от 26 января 2017 г. № 203-О.
[8] BVerfG, 1 BvR 573/11 vom 28.01.2014, абз. 12. URL: https://www.bundesverfassungsgericht.de/Shared Docs/Entscheidungen/DE/2014/01/rk20140128_1bvr057311.html (дата обращения: 01.03.2017).
[9] См. подробнее: Станских С.Н. Семинар ОБСЕ по человеческому измерению «Конституционное правосудие» (Варшава, 14-16 мая 2008 г.) // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 2. С. 25-37.
[10] Оноприенко Л. А. Принцип субсидиарности и его отражение в социальной доктрине католической церкви // PolitBook. 2014. № 3. С. 179.
[11] См. подробнее: Большаков Н.С. Концепт субсидиарности в системе современного демократического управления // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2013. № 6. С. 20-30.
[12] Оноприенко Л. А. Указ. соч. С. 179.
[13] Политика. Толковый словарь. М.: Инфра-М: Весь Мир / под общ. ред. И.М. Осадчей. М., 2001. Цит. по: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/4253 (дата обращения: 01.03.2017).
[14] См.: Пименова О.И. Принцип субсидиарности и его роль в европейских интеграционных процессах: правовое развитие до и после Лиссабонского договора // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 6 (91). С. 121-138.
[15] Григорян А. С. К вопросу о правовой природе принципа субсидиарности // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5: Юриспруденция. 2016. № 3 (32). С. 142.
[16] См.: Зенин А. А. Дополнительный протокол № 15 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Международное правосудие. 2014. № 2. С. 86-98.
[17] URL: https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectID=09000016805c82bc (дата обращения: 01.03.2017). Российская Федерация подписала данный Протокол 19 сентября 2016 г.
[18] Принцип субсидиарности - один из основных в деятельности Европейского Суда по правам человека. Интервью с судьей Европейского Суда по правам человека А. А. Арутюняном // Судья. 2017. № 2. С. 16.
[19] Липкина Н.Н. Принцип субсидиарности в системе обеспечения прав и свобод человека, созданной на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года: материальный аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 5 (100). С. 102.
[20] Аристова К. С. Принцип субсидиарности в деятельности Европейского Суда по правам человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 14.
[21] Бланкенагель А. «Прощай, Совет Европы!» или «Совет Европы, давай поговорим!»? Комментарий к Постановлению Конституционного Суда России от 4 июля 2013 года об исполнимости Постановления ЕСПЧ по делу Анчугова и Гладкова // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 6 (115). С. 139.
[22] Только в 2015 г. Конституционный Суд России рассмотрел по существу 34 дела, 27 из которых были инициированы частными лицами (гражданами и юридическими лицами).
[23] Практика показывает, что Суд избегал принимать к производству дела заявителей - индивидов и организаций, если рассмотрение их дела было начато, но не завершено в ординарном суде, еще до появления такого специального требования к жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд России указывал, что в таком случае «невозможно выяснить, нарушаются ли [законом] конституционные права и свободы заявителя» (Определение от 11 марта 1999 г. № 10-О). Система расширенного поиска решений Конституционного Суда России на его официальном сайте http://www.ksrf.ru/ позволяет установить, что на апрель 2017 г. принято 42 отказных определения Конституционного Суда России по основанию незавершенности судебной процедуры в отношении заявителя, из них 10 - до февраля 2011 г.
[24] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 19-П // СПС «КонсультантПлюс».
[25] Гаджиев Г. А. Указ. соч. С. 17.
[26] Блохин П.Д. Указ. соч. С. 141.
[27] Определения Конституционного Суда России от 3 марта 2015 г. № 317-О, от 14 мая 2015 г. № 905-О, от 2 июля 2015 г. № 1545-О, от 16 июля 2015 г. № 1621-О и др.
[28] См. также: Определение Конституционного Суда России от 2 июля 2009 г. № 1008-О-О и др.
[29] Определения от 1 июля 1998 г. № 113-О, от 11 марта 1999 г. № 10-О, от 23 марта 2010 г. № 467-О-О и др.
[30] Определение Конституционного Суда России от 5 марта 2014 г. № 472-О и др.
[31] См. также: определения Конституционного Суда России от 9 апреля 2001 г. № 73-О и № 82-О.
[32] См.: Определение от 8 февраля 2007 г. № 57-О и др.
[33] Иванов А. А. Принципы правовой определенности и равного правоприменения. Какова роль судов // Арбитражная практика для юристов. 2015. № 12. С. 100.
[34] Надо оговориться, что у ситуаций, описанных в этом и следующем пунктах настоящей статьи, могут быть и другие объяснения. Эта тема требует отдельного рассмотрения.
[35] Улётова Г.Д. Заметки на полях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции» // Мировой судья. 2013. № 6.
[36] Аналогичный подход Конституционный Суд России использовал в постановлениях от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 17 февраля 2016 г. № 5-П, от 12 марта 2015 г. № 4-П и др. В решениях подобного рода Конституционный Суд России обычно четко указывает на определенные фактические обстоятельства, которые должны учитывать суды при рассмотрении аналогичных дел, как правило, до изменения признанного неконституционным законоположения.
[37] Статистика Конституционного Суда России за 2015 г.: всего вынесено 34 постановления, из них в одном случае проверяемая норма признана соответствующей Конституции Российской Федерации, в 19 - не соответствующей ей; 17 раз были даны разъяснения относительно конституционно-правового смысла нормы (см. подробнее: Информационно-аналитический отчет об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства в 2015 году. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Informationks/ Pages/ReportKS2015.aspx (дата обращения: 01.03.2017).
[38] Федеральный конституционный закон от 28 декабря 2016 г. № 11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”» // СЗ РФ. 2017. № 1 (ч. I). Ст. 2.
[39] http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/Bym/577DB0FBA960F3A34325807B0021578E/$File/%D0%BF% D0%B7.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.03.2017).
[40] Обзор практики Конституционного Суда России за 2016 г. С. 2. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/ Gene-ralization/Documents/Informations_2016.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
[41] Аристова К. С. Указ. соч. С. 14.
[42] Имеется в виду решение Домодедовского городского суда Московской области от 20 марта 2015 г., которым было оставлено в силе постановление начальника 2 отделения пограничного контроля КПП «Домодедово-1» от 15 января 2015 г., признавшего Увангуе виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, и назначившего наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей (см. видеозапись заседания Конституционного Суда России от 21 января 2016 г., 00:11:15. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Sessions/Pages/ViewItem. aspx?ParamId=145 (дата обращения: 01.03.2017).
[43] Там же, 00:54:15.
[44] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2016 г. № 4-П.
Европейской Конвенции закрепляет право на эффективное средство правовой защиты. Европейский Суд по правам человека пояснил, что это такое: оно должно быть доступным теоретически и практически в соответствующее время, способным обеспечить компенсацию вреда в отношении жалобы заявителя и предлагать разумные перспективы успеха (Постановление Европейского Суда по правам человека от 23 ноября 2010 г. по делу «Гринс и M. T. (Greens and M. T.) против Соединенного Королевства» (жалобы № 60041/08 и 60054/08) и мн. др.).
[46] См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2012. С. 379-382.
[47] Полная конституционная жалоба означает, что частное лицо может оспорить в орган конституционного контроля любой акт органа государственной власти, как нормативный, так и индивидуальный, который непосредственно и в настоящий момент нарушает его основные права, в субсидиарном порядке. Именно институт полной конституционной жалобы считает предпочтительным Венецианская комиссия Совета Европы (см.: Исследование на тему индивидуального доступа к конституционному правосудию // Венецианская комиссия о конституциях, конституционном правосудии и конституционных поправках: сборник аналитических материалов Венецианской комиссии Совета Европы / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: ИЗиСП, 2016. С. 322-323). Отметим, что у этой идеи есть противники, ссылающиеся на традиции российского конституционного судопроизводства (см.: Жаркова О. С. Быть или не быть национальному фильтру жалоб в ЕСПЧ // Закон. 2016. № 12. С. 195). С другой стороны, «предварительное исчерпание всех прочих доступных средств правовой защиты» считается маркером именно полной конституционной жалобы (см.: КузнецовД.А. Факторы, которые необходимо учитывать при проведении сравнительно-правового исследования практики зарубежных органов конституционного контроля // Журнал конституционного правосудия. 2016. № 3 (51). С. 20).
|