Начавшаяся в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ столетия трансформация общественных отношений на постсоветском пространстве привела к серьезным преобразованиям в различных областях жизни общества, в том числе и в сфере уголовно-правового регулирования. Множественные попытки «подстроить» уголовное законодательство под нужды общества, а порой и отдельных социальных групп, разбалансировали Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. Законотворчество и практика применения правовых норм, как пишут М.М. Бабаев и Ю.Е. Пу- довочкин, пытаются «догнать» проблемы, непрерывно возникающие тут и там1. Оперативные решения законодателя в сфере уголовно-правового нормотворчества порой принимаются как эмоциональный отклик на отдельные резонансные преступления либо ввиду их активного лоббирования, которое, по мнению специалистов, все чаще стало осуществляться со стороны государственных органов[1] [2].
В конечном итоге действующий уголовный закон утратил свои системные свойства, стал малоэффективен для борьбы с преступностью, а потому нуждается в серьезном обновлении[3].
Поиски оптимальной модели уголовно-правового регулирования не закончены и по сей день. Отказ российского государства от использования тех или иных юридических инструментов в сфере борьбы с преступностью (которые в исторической ретроспективе показали различные результаты) и либерализация уголовно-правовых средств противодействия[4] не дали желаемых результатов. Преступность в стране постоянно росла, а ее показатели становились все более неблагоприятными. Как отмечал В. В. Лунеев, «особенно беспомощным в борьбе с преступностью оказался российский либерализм (который понимается некоторыми правыми политиками и их теоретиками как “абсолютная” свобода субъектов), отвергающий эффективный социально-правовой контроль общества и государства, дееспособную государственную власть, гармонию прав и обязанностей граждан»[5]. Констатация факта неэффективности уголовно-правовой превенции на современном этапе развития общества дополняется предложениями специалистов о концептуальном переосмыслении содержания проводимой уголовной политики[6].
В результате в уголовное законодательство стали возвращаться ранее апробированные формы и методы уголовно-правового воздействия. Проанализировав изменения уголовного закона, осуществленные за последнее десятилетие, можно заметить, что одной из тенденций уголовно-правового реформирования является возврат к идее конструирования составов преступлений с административной преюдицией[7]. Как отмечает И. Б. Агаев, устраненное в 2003 г из УК РФ понятие неоднократности все равно так или иначе находило свое отражение в отдельных составах преступления через бланкетную форму конструирования уголовного закона[8]. Для привлечения к уголовной ответственности за некоторые деяния, согласно содержанию ряда действующих уголовно-правовых норм (ст. 1161, 1511, 157, 1581, 2121, 2 1 54, 2641, 2841 УК РФ), правоприменителю обязательно требуется учитывать юридические последствия совершения лицом административных правонарушений.
Возврат государства к идее учета интенсификации опасности деяния за счет повторения одного и того же действия, однократное совершение которого не является преступным, вновь поднимает неразрешенную в отечественной науке проблему определения критериев оценки характера и степени общественной опасности деяния. Неудивительно, что включение в УК РФ ряда составов преступлений с административной преюдицией вызвало оживленные споры в научной среде.
Сторонники идеи использования составов с административной преюдицией в уголовном праве объясняют это тем, что административные правонарушения по российскому законодательству имеют природу уголовных проступков, которые в силу исторических причин[9] были отнесены к управленческому праву[10] [11]. Использование административной преюдиции, по их мнению, с одной стороны, позволяет экономить средства уголовной репрессии, а с другой - более эффективно осуществлять профилактику правонарушений11. В свою очередь противники использования административной преюдиции при конструировании уголовно-правовых норм акцентируют внимание на том, что между преступлениями и проступками имеет место не количественное, а качественное различие, ввиду чего количество не может перерасти в каче- ство[12]. Более того, такое «перерастание» сулит прикладные трудности и попирание принципиальных положений международного и российского права[13].
Научная дискуссия по обозначенной проблеме вскрывает помимо прочего еще
одну сущностную проблему - разграничение предметов ведения административного и уголовного права. Весьма точно описывает сложившуюся ситуацию в сфере определения пространства уголовного права в связи с активной практикой конструирования административно-преюдициальных составов преступлений Л. В. Головко: «.. .российская система с советских времен закупорила себя в сугубо формальном подходе к уголовному праву, сведенному исключительно к Уголовному кодексу, что вызвало, с одной стороны, кристаллизацию границ права, официально объявленного “уголовным”, а с другой стороны - размывания границ права, не удостоенного такого наименования»[14].
Используемый сегодня подход к разграничению сфер уголовного и административного права, согласно которому преступления с административной преюдицией - свидетельство перерастания количества в качество, вряд ли может быть признан перспективным. Как указывают сами представители федеральных органов представительной власти, в настоящее время достаточно сложно установить нормативную границу между преступлением и административным правонарушением, потому что она подвижна и нередко зависит от конъюнктурных и политических соображений законодателей[15]. Специалисты констатируют несоответствие старого институционального каркаса (сосуществование административно-деликтного права с уголовным) потребностям современного общества и призывают расширительно смотреть на границы уголовного права[16].
В современных условиях, как верно указывает Н.В. Генрих, «нормативное обособление административных проступков не означает полного разрыва соответствующей области правового регулирования с “уголовно-правовыми истоками”»[17].
В связи с этим применяемый вновь законодателем подход к конструированию составов преступлений с административной преюдицией дает возможность оценить важную в современных правовых реалиях концепцию «уголовно-правовой сферы».
Концепция «уголовно-правовой сферы» или «уголовной сферы» (criminal matter) сформировалась в результате автономного толкования Европейским Судом по правам человека понятия «уголовное обвинение» в рамках рассмотрения отдельных дел. Как известно, стремясь расширить сферу применения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. («Право на справедливое судебное разбирательство»), в своей практике Европейский Суд нередко обращается к методу автономного толкования отдельных положений (понятий) Конвенции[18]. Наполняя то или иное понятие определенным содержанием, он не связывает себя с тем, как это понятие трактуется в законодательстве того или иного государства - участника Конвенции и каким образом это понятие квалифицируется в решениях национальных судов. В контексте Конвенции, утверждает Европейский Суд по правам человека, эти понятия могут иметь иные содержание, объем и место, чем одноименные правовые понятия в национальном праве[19].
Так, еще в 1968 г. в одном из решений Европейский Суд указал, что термин «уголовное обвинение» не может истолковываться в зависимости от его определения в национальном законодательстве государств-участников и является автономным понятием, содержание которого необходимо истолковывать независимо. При этом, отметил Суд, основные принципы государств-участников должны быть учтены в каждом случае такого толкования[20].
Развитие этой идеи было дано в деле «Энгель и другие против Нидерландов»[21], автономное толкование термина «уголовное обвинение» в котором по сути «породило» концепцию «уголовно-правовой сферы».
Так, в 1971 г. Карнелис Энгель и четверо других военнослужащих - граждан Нидерландов обратились с жалобой в Европейский Суд по правам человека, усмотрев нарушение их прав в результате назначенных им наказаний за совершенные в период прохождения военной службы нарушения воинской дисциплины. Общим во всех жалобах, поданных заявителями, было то, что нало-
женные на них наказания представляли собой лишение свободы, что противоречит ст. 5 Конвенции, а процедура разбирательства в военных органах, наложивших взыскания на заявителей, и в Высшем военном суде не отвечала требованиям ст. 6 Конвенции. Кроме того, заявители жаловались на дискриминационный характер обращения с ними, чем, по их мнению, нарушалась ст. 14 во взаимосвязи с положениями ст. 5 и п. 1 ст. 6 Конвенции.
Не вдаваясь в подробности разбирательства по этому делу, в целях исследования содержания понятия уголовной-правовой сферы следует сконцентрировать внимание на том, как были истолкованы Судом положения п. 1 ст. 6 Конвенции по данному делу. Как известно, в п. 1 ст. 6 указано, что «каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
Власти Нидерландов не усмотрели в деле Энгеля нарушения ст. 6 Конвенции, поскольку, по их мнению, производство в отношении заявителей не касалось понятий «гражданских прав и обязанностей» и «любого уголовного обвинения». Кроме того, производство в отношении заявителей, полагают власти Нидерландов, осуществлялось в соответствии с установленными внутригосударственным правом процедурами, а военные наказания, назначенные им, являются дисциплинарными мерами и не относятся к числу уголовных наказаний, что исключает применение в этом деле ст. 6 Конвенции.
Необходимость изучения вопроса о применимости ст. 6 по делу Энгеля потребовала от Суда прежде всего поиска ответа на вопрос о том, касались ли обжалуемые судебные разбирательства «любого уголовного обвинения». И хотя эти дела в соответствии с нидерландским правом действительно были дисциплинарными, отмечается в решении Суда, они тем не менее имели своей целью пресечение с помощью наказания правонарушений, предположительно совершенных заявителями, а такая цель аналогична общей задаче уголовного права.
Рассматривая дело Энгеля, Суд поставил следующий вопрос: прекращается ли применение ст. 6 только потому, что компетентные органы Договаривающейся Стороны классифицируют какое-либо действие или бездействие, а также судебное разбирательство в отношении нарушителя как дисциплинарные, или, напротив, эта статья применяется в некоторых случаях независимо от этой классификации? Отвечая на него, Европейский Суд указал: «Конвенция, без всякого сомнения, позволяет государствам при выполнении ими функций блюстителей общественных интересов сохранять или устанавливать разграничение между уголовным и дисциплинарным правом, а также проводить между ними разграничение, но только с учетом определенных условий. Конвенция предоставляет государствам свободу определять как уголовное преступление какое-либо действие или бездействие, отклоняющееся от нормального осуществления одного из прав, которые она защищает. Это особенно ясно следует из ст. 7. Такой выбор, который является следствием прочтения ст. 6-7, в принципе не подпадает под контроль Суда.
Противоположный выбор ограничен более строгими правилами. Если бы Договаривающиеся Государства могли по своему усмотрению классифицировать правонаруше-
ние как дисциплинарное вместо уголовного или преследовать исполнителя “смешанного” правонарушения на дисциплинарном, а не на уголовном уровне, действие основных положений ст. 6 и 7 было бы подчинено их суверенной воле. Такое расширение полномочий могло бы привести к результатам, несовместимым с целями и задачами Конвенции. Поэтому Суд в соответствии со ст. 6 и даже без ссылки на ст. 17 и 18 вправе убедиться в том, что дисциплинарное никоим образом не заменяет уголовное»[22].
Необходимость обеспечения равных гарантий защиты прав человека и стремление избежать случаев уклонения госу- дарств-участников от предоставления гарантий Конвенции, подчеркивает И. С. Кононов, повлияло на то, что Европейский Суд по правам человека в одной из первых своих резолюций автономно истолковал понятие уголовного обвинения[23].
Так, в решении Европейского Суда по правам человека по делу Энгеля подчеркивается, что применительно к отношениям, складывающимся в сфере военной службы, содержание «уголовного обвинения» имеет некоторую специфику. Прежде всего необходимо определить, относятся ли статьи, по которым были наказаны заявители, к дисциплинарным или уголовным правонарушениям по национальному законодательству. Однако эта информация имеет лишь формальное значение и несет относительную ценность для решения вопроса о сфере «уголовного права».
Гораздо более важным критерием, по мнению Суда, выступает сам характер правонарушения. В решении по делу Энгеля указано, что, если военнослужащий обвиняется в каком-либо действии или бездействии, противоречащем правовой норме, регулирующей деятельность вооруженных сил, государство в принципе может применить против него дисциплинарное, а не уголовное право.
Между тем Европейский Суд по правам человека обращает особое внимание на учет степени суровости наказания, которому обвиняемый рискует подвергнуться: «В обществе, где действует принцип верховенства права, наказания в виде лишения свободы отнесены к “уголовной сфере”, за исключением тех, которые по своему характеру, продолжительности или способу исполнения не могут считаться наносящими ощутимый ущерб».
Обозначенные критерии (квалификация деяния по национальному законодательству, характер правонарушения и степень суровости наказания) были взяты Европейским Судом за основу при определении содержания понятия «уголовное обвинение», вытекающего из смысла п. 1 ст. 6 Конвенции, по делу Энгеля. Применив их в указанном деле, Суд не усмотрел нарушение п. 1 ст. 6 Конвенции в отношении Энгеля и Ван дер Виела, поскольку назначенная им санкция была незначительной (арест на непродолжительное время с мягким режимом содержания). В то же время Суд пришел к выводу, что «обвинения» против других заявителей подпадают под «уголовную сферу», так как привели к назначению серьезного наказания в виде лишения свободы на несколько месяцев. Таким образом, автономно истолковав понятие уголовного обвинения по делу Энгеля, Европейский Суд по правам человека по сути обрисовал широкие границы уголовного права.
Подобная трактовка, казалось бы, чрезмерно широкого понимания сферы уголовного права не вызывает удивления, если обратиться к историческим предпосылкам формирования европейского уголовно-правового поля в целом. Как известно, в основе современного уголовного права большинства стран Западной Европы лежат идеи, заложенные французским Уго- ловным кодексом 1810 г, который содержал трехуровневое деление преступлений по степени их общественной опасности: уголовные правонарушения, уголовные проступки и преступления[24].
Для целей дальнейшего осмысления границ уголовного права (уяснения сущности «уголовно-правовой сферы») следует вкратце остановиться на понимании французским законотворцем каждого из указанных деяний. Так, уголовные правонарушения (contraventions) представляют собой незначительные по степени общественной опасности деяния, за которые предусмотрено наказание, как правило, в виде штрафа. Уголовные проступки (le delits) - более опасные для общества деяния, по своей тяжести занимающие «промежуточное место» между уголовным правонарушением и преступлением. Проступки наказуемы «исправительными наказаниями» (вплоть до лишения свободы на несколько лет). Преступления (en crimes) представляют собой наиболее общественно опасные посягательства, наказываемые, как правило, «уголовными наказаниями» (каторга, длительное лишение свободы, смертная казнь). Вне зависимости от того, к какой категории относилось правонарушение, все они рассматривались судебными органами в рамках единого уголовно-процессуального закона. «Заложенная во Франции при проведении первых европейских кодификаций уголовного и уголовно-процессуального права концепция, - отмечает Л. В. Го - ловко, - исходила из того, что любое нарушение закона, наказуемое государством, входит в состав уголовного права независимо от строгости наказания (от штрафа до смертной казни), а ответственность за него может реализовываться исключительно в уголовно-процессуальном порядке. Само уголовное право являлось уже не только и не столько правом о преступлениях, сколько правом о наказаниях.. ,»[25].
Французская концепция стала доминировать на общеевропейском пространстве и была взята за основу при кодификации уголовного законодательства многих европейских государств. К примеру, в близкой по своему строению к российской правовой системе ФРГ уголовное и административно-деликтное право рассматриваются как «уголовное право в широком смысле» (das Strafrecht im weiteren Sinn)[26]. Так оно понимается в немецкой уголовно-правовой доктрине[27] и в таком наименовании легитимировано решениями Федерального конституционного суда ФРГ[28]. Специалисты отмечают, что широкое понимание уголовного права, включающего право административных правонарушений, характерно для большинства государств современной Европы[29].
Краткий исторический экскурс свидетельствует, что в основе современных представлений Европейского Суда об уголовной-правовой сфере лежит хорошо известная отечественной доктрине и практике идея ответственности за деяние (ст. 8 УК РФ), границы описания и способы реагирования на которое определяются законодателем.
Единство деяния и границы его юридического отражения - проблема для российской юридической науки не новая. В сочинениях классиков уголовного права еще в XIX в. было уделено достаточно внимания обсуждению содержания правонарушения. «Можно ли логически заключить на основании действующего права культурных народов нашего времени, - писал П.П. Пусторослев, - что правонарушение едино, но способно иметь в себе и при себе различные моменты, а они-то и являются различными правонарушениями: уголовными, гражданскими, дисциплинарными, финансовыми, военными и т. д.»[30]. Рассуждая о сущности уголовно наказуемого посягательства, Н. С. Таганцев указывал, что «неправда едина и что то, что мы называем неправдой уголовной и гражданской, составляет только различные моменты или стороны одного и того же правонарушающего посягательства»[31].
Данные цитаты приводят к выводу, что в отечественной доктрине XIX в. бытовало представление о том, что отнесение деяния к разряду преступных и уголовно наказуемых есть лишь результат формального закрепления деяния в том или ином законе. Уголовно-правовая сущность административных деликтов проистекает из самой природы этих правонарушений. Административное право, указывал А. Ф. Бернер, являет собой неотъемлемую часть права уголовного, относящегося к публичному[32]. Это должно предопределять соответствующие подходы к процедуре рассмотрения административных правонарушений, что, в принципе, было учтено законодателем того времени: уголовное судопроизводство в России осуществлялось одновременно в соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г и Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судами, 1864 г.
Однако ускорение темпов общественной жизни и стремительное развитие технологий (дорожное движение, транспорт, промышленность, строительство и т. д.) поставили перед классическим уголовным правом с его делением правонарушений на виды в зависимости от их опасности сложную задачу - объять в рамках общих уголовно-правовых границ различные по своей природе деяния. «Число наказуемых штрафом мелких “уголовных правонарушений” (превышение скоро
сти, неправильная парковка автотранспорта и т. д., и т. п.), - указывает Л. В. Головко , - стало расти как снежный ком. Классическая уголовная юстиция, построенная на традиционных судебных процедурах, справиться с ними уже не могла»[33]. Таким образом, произошла диверсификация различных правонарушений по разным «полкам» публично-правовой ответственности. На это обстоятельство и обращает внимание Европейский Суд, относя то или иное правонарушение к «уголовно-правовой сфере», опираясь на выработанные в деле Энгеля критерии. «В такой ситуации европейские стандарты справедливого правосудия - тот инструмент, который в случае его использования может помочь преодолеть пороки российской правоприменительной практики»[34].
Идея равного обеспечения процессуальных гарантий для реализации права на справедливый суд в рамках концепции «уголовно-правовой сферы», безусловно, заслуживает внимания отечественной науки, законодателя и правоприменителя. Примечательно, что в прикладном ракурсе часть этих идей уже учтена. Так, в п. 12.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» закреплено: «Если в ходе судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, предусмотренном частями 2, 4 или 6 статьи 264 либо статьей 264.1 УК РФ, будет установлено, что лицо в связи с этим правонарушением привлечено к административной ответственности по части 1 или 3 статьи 12.8 либо по статье 12.26 КоАП РФ, то суду следует направить уголовное дело прокурору на основании статьи 237 УПК РФ, поскольку вступившее в законную силу и неотмененное решение о привлечении к административной ответственности лица за совершение тех же действий, которые вменены ему органами предварительного расследования (управление транспортным средством в состоянии опьянения или невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), является препятствием для вынесения приговора.
Если при новом судебном разбирательстве по данному уголовному делу будет установлено, что лицо в связи с этим правонарушением было лишено права управления транспортным средством в порядке статьи 12.8 или 12.26 КоАП РФ, то отбытый им срок лишения права управления транспортным средством засчитывается в срок назначенного по уголовному делу дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с приведением в приговоре оснований принятого решения и с указанием периода, подлежащего зачету»[35].
По сути указанные рекомендации высшей судебной инстанции отражают идеи запрета двойного вменения и свидетельствуют о единой природе совершаемого правонарушения.
Вместе с тем концепция «уголовно-правовой сферы» требует осторожного отношения в свете эволюции представлений самого Европейского Суда о ней. Надо заметить, что с течением времени содержание анализируемого автономного понятия значительно трансформировалось.
Анализируя эволюцию толковательных практик автономного понятия «уголовное обвинение», специалисты указывают, что в современных условиях при анализе характера обвинения ключевую роль по-прежнему играет критерий отнесения деяния к числу уголовных по национальному праву. «Если по национальному праву деяние квалифицируется как уголовное, - указывает М. А. Никонов, - то дальнейшее “тестирование” конкретного кейса по большому счету уже не имеет смысла, поскольку государство, определив в национальной юрисдикции уголовный характер обвинения, взяло тем самым на себя и соответствующие обязательства по обеспечению процессуальных гарантий, закрепленных в ст. 6 Конвен- ции»[36]. Вторит ему Д.В. Гурин, указывая, что действие уголовно-правовых и уголовно-процессуальных гарантий Конвенции автоматически распространяется на производство по всем делам о правонарушениях, отнесенных государством к числу преступлений, поскольку в таких случаях понятия уголовного обвинения в национальном праве и в Конвенции будут совпадать[37].
Примером сказанному может послужить дело «Салабиаку против Франции».
Согласно предъявленному национальными властями обвинению, Амози Салабиаку был признан виновным в совершении, во-первых, уголовного правонарушения по незаконному импорту наркотиков и, во-вторых, в нарушении таможенных правил в форме контрабанды запрещенных товаров. По этому делу Европейский Суд по правам человека усмотрел нарушение ст. 6 Конвенции, указав, что «карательные» положения таможенного законодательства в правовой системе Франции относятся к уголовному праву, поскольку они содержат указания на неправомерные действия, которые можно расценивать как различные категории преступлений, а также набор санкций, одни из которых в определенных случаях расцениваются как компенсационные по своей природе, а другие влекут судимость; кроме того, ст. 392 Таможенного кодекса Франции находится в разделе «Уголовная ответственность»[38].
В тех случаях, когда по законодательству страны - участницы Конвенции деяние не отнесено к уголовному, Европейский Суд оценивает не формальную, а содержательную сторону обвинения. В этой ситуации принципиальное значение приобретают критерии «характер правонарушения»[39] и «уровень суровости наказания»[40], применяемые, как правило, альтернативно (в случаях, когда один критерий не позволяет прийти к определенному выводу, Суд применяет их совокупность[41]).
Специалисты отмечают, что Европейский Суд фактически создал механизм «переквалификации» публично-правовой ответственности на уголовную для целей применения Конвенции. Тем самым уголовно-правовые гарантии получили своего рода твердую почву и универсальный характер - их объем и сфера применения перестали зависеть от субъективного усмотрения государства как субъекта карательной власти при разграничении уголовной и иной публично-правовой ответственно- сти[42].
Анализ решений Европейского Суда по правам человека, в которых затрагивается вопрос об «уголовно-правовой сфере», свидетельствует, что зачастую в них идет речь о неисполнении национальными властями процессуальных гарантий, обеспечивающих справедливое судебное разбирательство.
В этом контексте показательно достаточно «свежее» решение Европейского Суда по делу В. Н. Михайловой, которая, не дождавшись вынесения решения по своему делу Европейским Судом по правам человека, обратилась с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации на то, что, по ее мнению, ст. 25.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в части непредоставления гражданину, привлекаемому к административной ответственности до 15 суток административно - го ареста, права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи (пользоваться услугами назначенного защитника бесплатно) не соответствует основному закону страны.
Позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека по жалобе В.Н. Михайловой разошлись. Впервые в своей практике применив для разрешения дела выработанную Европейским Судом по правам человека концепцию «уголовно-правовой сферы», Конституционный Суд России не нашел нарушения прав заявительницы и отказал в принятии ее жалобы к рассмотрению[43].
Европейский Суд по правам человека, напротив, сославшись на другие дела[44], усмотрел нарушение ст. 6 Конвенции, поскольку обжалуемый В.Н. Михайловой административный запрет носил общий характер, процедура привлечения к ответственности обладала элементами уголовного процесса (публичность, принцип презумпции невиновности), а назначенное наказание в виде штрафа, хотя и было незначительного размера, однако имело карательную и превентивную цели. Также Европейский Суд принял во внимание и тот факт, что заявительница была задержана. В совокупности эти обстоятельства привели Суд к выводам о применимости в данном деле ст. 6 Конвенции в части признания наличия в нем «уголовного обвинения» и нарушении права В.Н. Михайловой на бесплатную юридическую помощь[45].
Современные исследователи указывают, что изложенная по делу В.Н. Михайловой позиция Европейского Суда по правам человека - яркое свидетельство того, что сближение процессуальных форм в части обеспечения закрепленных в Конвенции гарантий справедливого судебного разбирательства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях будет непростым. Причем одной из причин, затрудняющих этот процесс, является «эволютивное толкование» понятия «уголовное обвинение»[46]. «Насколько новая практика Суда по вопросу “уголовно-правовой сферы”, - вопрошает Д.В. Гурин, - соответствует некогда сформулированному им же самим генеральному тезису о широкой свободе государств в плане отнесения тех или иных деяний к преступлениям или проступкам и о вытекающем из этого деления разграничении процессуальных форм использования ускоренной, менее затратной процедуры для рассмотрения дел о мелких правона- рушениях?»[47]
Ответ на этот и другие вопросы еще предстоит найти. Между тем на данном этапе важно уяснить, каково теоретическое и прикладное значение активно используемой сегодня в практике Европейского Суда по правам человека концепции уголовноправовой сферы.
Прежде всего, как это уже было неоднократно подчеркнуто, указание Европейского Суда на более широкие границы уголовного права, согласно концепции «уголовно-правовой сферы», свидетельствует об общей природе административно-деликтных и уголовно-правовых отношений. Единство этих отношений обусловлено их общим генезисом, публичным характером и охранительной на- правленностью[48]. Это обстоятельство ставит перед отечественной юридической наукой достаточно непростые задачи определения границ уголовно-правового регулирования и уточнения предмета уголовного права. В этом смысле заслуживают внимания позиции ученых, предлагающих при определении предмета уголовного права смотреть значительно шире и выходить за пределы одного лишь уголовного законодательства[49].
Отсюда же следует и другая задача - подвергнуть ревизии взгляд на административно-деликтное право как на составляющую административного права. Возможно, что вплетение в материю уголовного права административно-преюдициальных нитей, которое сегодня наблюдается в сфере уголовно-правового реформирования, представляет собой интуитивную, робкую и явно не вполне удачную попытку перейти к модели «административно-уголовного права», которая получила распространение в ряде европейских стран. Представляется, что все чаще возникающая в рамках уголовноправового дискурса идея введения в материальное право уголовных проступков[50] в конечном итоге должна будет получить реализацию в нормативном виде. Это, в свою очередь, позволит избавиться от наблюдаемой сегодня рассогласованности административных и уголовных наказаний.
Кроме того, обращение российской уголовно-правовой науки к концепции «уголовно-правовой сферы» позволяет разрешить давно назревшие в ее недрах и важные в прикладном ракурсе проблемы: градации общественной опасности деяний и категоризации преступлений, использования административной преюдиции, разграничения федеральной и региональной компетенции в сфере уголовного права, разработки теории уголовных проступков, криминализации и декриминализации деяний, введения уголовной ответственности юридических лиц и др. И самое главное, что дает российской юриспруденции концепт criminal matter, - это разработка и внедрение единого стандарта отправления правосудия, при котором могли бы быть обеспечены процессуальные гарантии справедливого разбирательства.
В сугубо прикладном смысле концепция «уголовно-правовой сферы» ориентирует российского правоприменителя на внимательное отношение к получившим закрепление на уровне буквы закона идеям справедливости при выборе мер публично-правового воздействия и аккуратном использовании репрессивного инструментария в вопросах противодействия фактам противоправного поведения.
[1] См.: Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы российской уголовной политики. М.: Проспект, 2014. С. 101.
[2] См. подробнее: Касаева Т. В. Цивилизованный лоббизм в аспекте взаимодействия государственных и общественных интересов // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 289-291.
[3] См.: БабаевМ.М., Пудовочкин Ю.Е. Провокативная роль уголовного закона // Общественные науки и современность. 2013. № 4. С. 78-90; Рарог А. И. Актуальные проблемы уголовного права // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2. С. 90-95 и др.
[4] Феномен восприятия либеральных идей Конституции России 1993 г. на первом этапе ее действия получил в литературе наименование «романтического конституционализма». Подробнее об этом см.: КабышевВ. Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Известия вузов. Правоведение. 2001. № 4. С. 67-68.
[5] Лунеев В. В. Тенденции современной преступности и борьбы с нею в современной России // Госу- дарство и право. 2004. № 1. С. 7.
[6] См. подробнее: Алексеев А.И., Овчинский В. С., Побегайло Э. Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. С. 58; Бабаев М.М., Рахманова Е.Н. Права человека и криминологическая безопасность. М.: Логос, 2003. С. 41; ГоликЮ. В., Коробеев А.И. Реформа уголовного законодательства России: быть или не быть? // Lex Russica. 2014. № 12. С. 1399-1410 и др.
[7] Ранее в УК 1922 г., УК 1926 г. и в УК 1960 г. в качестве юридического основания признания деяния преступным активно использовались административная, дисциплинарная и общественная преюдиция, повторность, неоднократность и систематичность проступка.
[8] См.: Агаев И.Б. Взаимосвязь уголовно-правового института множественности с множественностью иной отраслевой принадлежности // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 1. С. 136.
[9] В качестве одной из причин создания права административных правонарушений в советскую эпоху в литературе указывается потребность властей обеспечить упрощенное привлечение к ответственности правонарушителей без должных судебных гарантий. См.: Есаков Г. А. От административных правонарушений к уголовным проступкам, или О существовании уголовного права в «широком смысле» // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 1. С. 41.
[10] См.: Агаев И. Б. Указ. соч. С. 135-140.
[11] См.: Кузнецова Н. Ф. Главные тенденции развития отечественного уголовного законодательства // Избранные труды. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 529; Малков В.П. Административная преюдиция: за и против // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3. С. 58-63 и др.
[12] См.: КовалевМ.И. Преступление и проступок // Проблемы совершенствования законодательства по укреплению правопорядка и усилению борьбы с правонарушениями: сб. науч. тр. Свердловск, 1982. С. 11-12; Лопашенко Н. А. Административной преюдиции в уголовном праве - нет! // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3. С. 64-71; Основания уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация. М.: Наука, 1982. С. 136; Устинова Т. Д. Расширение уголовной ответственности за незаконное предпринимательство // Журнал российского права. 2003. № 5. С. 97-102 и др.
[13] См.: Иногамова-Хегай Л. В. Тревожные изменения уголовного закона // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2015. № 7. С. 117-118.
[14] Головко Л. В. Границы уголовного права: от формального к функциональному подходу // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 2. С. 78.
[15] См.: Агеев А. А. О необходимости введения понятия «уголовный проступок» // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 127.
[16] См.: Головко Л.В. Указ. соч. С. 90; Есаков Г. А. Указ. соч. С. 45; Малиновский А. А. Критические размышления о концепции уголовного права в «широком смысле» // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 2. С. 177 и др.
[17] Генрих Н. В. Предмет уголовного права: генезис научной мысли и проблемы современной интерпретации. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 99.
[18] Подробнее об особенностях автономного токования положений Конвенции и возникающих в связи с этим проблемах см.: Туманов В.А. Автономное толкование понятий в практике Европейского Суда по правам человека // Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека = Russian Yearbook of the European Convention of Human Rights. n. 2. 2016: «Автономное толкование» Конвенции и «судейский активизм». М.: Статут, 2016. С. 16-30.
[19] См.: Туманов В.А. Указ. соч. С. 17.
[20] Twenty-One Detained Persons v. Germany, EComHR, Decision of 6 April 1968, Collection 27 at [4]: URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-3044
[21] Case of Engel and Others v. The Netherlands, Application no. 5100/71; 5101/71; 5334/72; 5370/72, Judgment. Strasbourg, 1976.
[22] Case of Engel and Others v. The Netherlands, Application no. 5100/71; 5101/71; 5334/72; 5370/72, Judgment. Strasbourg, 1976.
[23] См.: Кононов И. С. Автономные понятия Европейского суда и их значение для уголовного права России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Экономика и право. 2012. № 3. С. 80.
[24] Эта же классификация сохранилась и в действующем Уголовном кодексе Франции 1992 г.: «Article 111-1. Les infractions penales sont classees, suivant leur gravite, en crimes, delits et contraventions». - Code penal (version consolidee au 22 juillet 2016) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichCodeArticle.do?cidTexte=LEGITEXT000006070719&idArticle=LEGIAR- TI000006417175&dateTexte=20161002
[25] Курс уголовного процесса / под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2016. С. 50.
[26] См.: Гаврилова Л.В. Административно-деликтное законодательство Федеративной Республики Германия: становление, развитие и современное состояние: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
С. 7.
[27] См., например: Goldschmidt J. Das Verwaltungsstrafrecht: eine Untersuchung der Grenzgebiete zwi- schen Strafrecht und Verwaltungsrecht auf rechtgeschichtlichen und rechtsvergleichenden Grundlage. 1902; LangH. Verbandsunrecht: Beitrage zur gesamten Strafrecht-wissenschaft: Festschrift fuer H. Mayer. 1966; Фристер Г. Уголовное право Германии. Общая часть = Strafrecht Allgemeiner Teil: пер. с нем. М.: Инфотропик Медиа, 2013.
[28] См.: Гаврилова Л. В. Указ. соч. С. 45-60.
[29] См.: Арутюнов А. А. К вопросу о соотношении уголовного и административного права // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. № 2. С. 37.
[30] Пусторослев П.П. Анализ понятия о преступлении. М., 1892 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.vuzlib.su/book_z564_page_36.html
[31] Таганцев Н. С. Русское уголовное право: лекции. Часть Общая. Т 1. СПб., 1902. С. 109.
[32] Бернер А. Ф. Учебник уголовного права. Т. 1. Часть Общая. СПб., 1867. С. 94.
[33] Курс уголовного процесса. С. 50.
[34] Никонов М.А. Автономное значение понятия «уголовное обвинение» в практике Европейского Суда по правам человека // Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека = Russian Yearbook of the European Convention of Human Rights. № 2. 2016: «Автономное толкование» Конвенции и «судейский активизм». М.: Статут, 2016. С. 177.
[35] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 25 (в ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // СПС «КонсультантПлюс».
[36] Никонов М.А. Указ. соч. С. 181.
[37] См.: Гурин Д.В. Концепция «уголовной сферы» в новейшей практике Европейского Суда по правам человека // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 4. С. 257-258.
[38] Case of Salabiaku v. France, Application No. 10519/83 Judgment. Strasbourg, 1988.
[39] В прецедентной практике Европейского Суда по правам человека отмечается, что положения об ответственности должны распространяться, как правило, на неопределенный круг лиц. См.: Case of Ozttirk v. Germany, Application No. 8544/79, Judgment. Strasbourg, 1984; Case of Lauko v. Slovakia, Application (4/1998/907/1119), Judgment. Strasbourg, 1998 etc.
[40] Отнесение обвинения к разряду «уголовных» зависит от того, носит ли санкция карательную и предупредительную функцию или восстановительный характер. См.: Case of Campbell and Fell v. the United Kingdom, Application No. 7819/77, 7878/77, Judgment. Strasbourg, 1984; Case of Kadubec v. Slovakia, Application No. 27061/95, Judgment. Strasbourg, 1998; Case of Janosevic v. Sweden, Application No. 34619/97, Judgment. Strasbourg, 2002 etc.
[41] Case of Balsyte-Lideikine v. Lithuania, Application No. 72596/01 (2009). URL: http://en.efhr.eu/2010/ 02/11/case-balsyte-lideikiene-v-lithuania-application-no-7259601-2009/
[42] См.: Гурин Д.В. Указ. соч. С. 258.
[43] См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2015 г. N° 236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Михайловой Валентины Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».
[44] В частности, на дело «Каспаров и другие против России». См.: Case of Kasparov and others v. Russia, Application No. 21613/08, Judgment. Strasbourg, 2013.
[45] Case of Mikhaylova v. Russia, Application No. 46998/08, Judgment. Strasbourg, 2015.
[46] См.: Гурин Д.В. Указ. соч. С. 261.
[47] Там же.
[48] См.: ГенрихН. В. Указ. соч. С. 100.
[49] См., например: Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. Учение о преступлении: учебник для вузов / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2002. С. 1-2; Пудовочкин Ю.Е. Учение об основах уголовного права. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 46-50 и др.
[50] См., например: Есаков Г.А. Указ. соч. С. 37-45.
|