Среда, 27.11.2024, 00:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности раздела отдельных видов наследственного имущества

Правила об особенностях раздела наследственного имущества содержатся не только в ГК РФ и других законах, но и в разъяснениях судебной практики. По своему содержанию эти правила можно условно разделить на три группы:

нормы, устанавливающие преимущественное право наследников на получение определенного наследственного имущества (ст. 1168, 1169, ч. 1 ст. 1178, п. 2 ст. 1182 ГК РФ);

нормы, устанавливающие недопустимость раздела отдельных видов имущества (п. 2 ст. 258, ч. 2 ст. 1178 ГК РФ);

общие нормы о разделе имущества, находящегося в общей долевой собственности, и нормы, их восполняющие, применительно к наследственным отношениям (ст. 256, 258, 1150, 1179 ГК РФ).

Перейдем к рассмотрению правил о разделе наиболее важных объектов наследственного имущества.

Неделимые вещи

Физические свойства неделимых вещей, то есть вещей, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения (ст. 133 ГК РФ), обусловливают необходимость выработки особых правил, позволяющих защитить права и компенсировать в случае раздела общего имущества интересы лиц, в общей долевой собственности которых находятся такие вещи. Как уже отмечалось, при осуществлении раздела по соглашению сторон наследники, как правило, договариваются об условиях и размерах компенсаций, связанных с передачей неделимой вещи кому-либо одному из них. При этом очевидно, что если наследственная доля лица, получившего неделимую вещь, меньше по стоимости неделимой вещи, то компенсацию остальным наследникам выплачивает это лицо; если же, наоборот, доля его превышает стоимость такой вещи, соответствующая компенсация должна быть предоставлена этому лицу другими наследниками.

Следует отметить, что судебная практика, стремясь приблизить практические последствия судебного раздела имущества к разделу по взаимному согласию, который в большей степени позволяет учитывать интересы конкретных наследников, отмечает, что суд может в отдельных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела передать неделимую вещь в собственность одному из участников долевой собственности, имеющему существенный интерес в ее использовании, независимо от долей остальных участников общей собственности с компенсацией последним стоимости их доли.

На решение той же задачи - максимально учесть заслуживающие внимания обстоятельства при наличии среди наследников нескольких лиц, претендующих на получение неделимой вещи в счет своей наследственной доли, - направлено и установленное законом преимущественное право на получение неделимой вещи при разделе наследства (ст. 1168 ГК РФ). Наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь, доля в праве на которую входит в состав наследства, имеет преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этой вещи перед наследниками, которые ранее не являлись участниками общей собственности, независимо от того, пользовались они этой вещью или нет. При отсутствии среди наследников лиц, обладавших совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь, преимущественное право на ее получение в счет своей наследственной доли имеет наследник, постоянно пользовавшийся неделимой вещью.

Если же среди наследников отсутствуют лица, постоянно пользовавшиеся неделимой вещью, или, наоборот, под критерий постоянного пользования попадает одновременно несколько наследников, преимущественное право не может быть реализовано. Наследники должны будут либо договориться о том, кому из них перейдет неделимая вещь, либо обратиться в суд.

Особого рассмотрения требует условие постоянного пользования. С учетом содержания наследственных отношений необходимо сделать вывод, что в п. 2 ст. 1168 ГК РФ имеется в виду не только категория «пользования» жилым помещением членами семьи собственника (ст. 292 ГК РФ), но и более широкий круг отношений, в том числе и случаи, когда режим постоянного пользования был основан не на формальном наделении пользователя каким-либо титулом (наем имущества, доверенность на управление транспортным средством и т. п.), а на фактически сложившихся отношениях между наследодателем и соответствующим пользователем.

В законе отсутствует механизм реализации преимущественного права на неделимую вещь при разделе наследства. Однако очевидно, что правила п. 1 и 2 ст. 1168 ГК РФ, как, впрочем, и правила ст. 252 ГК РФ, сориентированы в основном на судебный порядок реализации. В случае если по соглашению о разделе наследства между наследниками неделимая вещь будет предоставлена одному из них без учета правил о преимущественном праве ввиду отсутствия заинтересованных лиц, будут отсутствовать и основания для принудительной реализации преимущественного права. Если же достичь соглашения наследникам не удается, они должны будут обратиться в суд, который, принимая решение о разделе наследства, будет руководствоваться правилами о преимущественном праве на неделимую вещь.

Поскольку предусмотренное ст. 1168 ГК РФ преимущественное право на неделимую вещь подлежит применению к отношениям по разделу наследства в течение трех лет со дня открытия наследства, явившиеся в течение этого времени наследники, не участвовавшие в достигнутом соглашении о разделе наследства, смогут заявить свои требования, основанные на наличии у них преимущественного права на неделимую вещь. По истечении трех лет со дня открытия наследства раздел имущества должен будет производиться по общим правилам о разделе общей собственности (гл. 16 ГК РФ), не предусматривающим предоставление преимущественного права на какую-либо общую вещь в зависимости от ее вида (движимая или недвижимая) и постоянного пользования ею одним из сособственников.

Жилые помещения

Жилые помещения, как правило, составляют наиболее ценную часть наследственного имущества, что порождает многочисленные споры. На практике нередко возникает необходимость разделить между наследниками поступившее в их общую долевую собственность в порядке наследования жилое помещение - квартиру или дом. При разделе такого помещения по соглашению между наследниками они самостоятельно определяют размеры, условия и порядок предоставления каждому из них части жилого помещения. При недостижении соглашения и обращении наследников в суд последний будет исходить из того, что раздел квартиры в натуре допустим лишь в случае, когда приходящаяся на истца доля жилой площади (то есть принадлежащая наследнику доля в наследстве) позволяет выделить ему изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат. Кроме того, судебная практика признает раздел квартиры в натуре допустимым только тогда, когда имеется техническая возможность передачи соответствующему наследнику изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе определить порядок пользования квартирой.

Значительные практические трудности могут возникнуть в связи с необходимостью раздела между наследниками принадлежавшей наследодателю приватизированной комнаты в коммунальной квартире. Часть 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (1991 г.) устанавливала запрет на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах, что, вероятно, объяснялось желанием законодателя избежать в условиях массовой приватизации трудноразрешимых проблем для государства и собственников государственных и муниципальных жилых фондов.

В 1998 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал указанную норму закона не соответствующей Конституции Российской Федерации в части ограничения приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. С учетом изложенного при возникновении судебного спора о разделе между наследниками такой комнаты суд в отсутствие специального регулирования по данному вопросу может оказаться в затруднительном положении, не получив, с одной стороны, согласия сонаследников на принятие ими компенсации взамен выдела причитающейся доли в натуре (см. п. 4 ст. 252 ГК РФ), а с другой - не имея практической возможности определить порядок пользования наследниками такими помещениями. Сколько-нибудь последовательный подход к разрешению данной коллизии судебная практика до настоящего времени не выработала.

Смягчению остроты ситуации, возможно, будет способствовать установленное в разделе пятом ГК РФ в рамках преимущественного права на неделимую вещь при разделе наследства преимущественное право на получение жилого помещения (жилого дома, квартиры и тому подобного), раздел которого в натуре невозможен (ст. 1168 ГК РФ). Как следует из текста закона, объектом данного преимущественного права может быть как квартира, так и отдельная комната. Преимущественное перед другими наследниками, не являвшимися ранее участниками общей собственности (независимо от того, пользовались они этим помещением или нет), право на получение в счет своей наследственной доли указанного помещения имеет:

во-первых, наследник, обладавший совместно с наследодателем правом обшей собственности на него (п. 1 ст. 1168);

во-вторых, при отсутствии среди наследников лиц, обладавших совместно с наследодателем правом общей собственности на жилое помещение, преимущественное право на его получение в счет своей наследственной доли имеет наследник, проживавший в этом помещении ко дню открытия наследства и не имеющий иного жилого помещения (п. 3 ст. 1168). Как представляется, последовательное и обоснованное применение судами указанных положений уменьшит число споров о праве на такое помещение;

- в-третьих, указанное преимущественное право подлежит применению к разделу наследственного имущества в течение трех лет со дня открытия наследства (ч. 2 ст. 1164 ГК РФ), а по истечении трех лет жилые помещения подлежат разделу по общим правилам о разделе общей собственности (гл. 16 ГК РФ).

Закон, как видим, не содержит четких указаний относительно того, в каком качестве соответствующий наследник должен был проживать в жилом помещении, а также относительно того, что следует понимать под выражением «не имеющий иного жилого помещения». Очевидно, что эти вопросы также отнесены к компетенции суда, который, рассматривая дело о разделе наследства (выделе из него доли), должен будет на основе указаний п. 3 ст. 1168 ГК РФ определить лицо, в наибольшей степени нуждающееся в жилом помещении.

Поэтому суд, рассматривая дело о разделе наследства (выделе из него доли), должен будет толковать условие об отсутствии у наследника «иного жилого помещения» практически дословно - как отсутствие у него жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или по договору социального найма.

Предметы обычной домашней обстановки и обихода

Как уже отмечалось, часть третья ГК РФ внесла изменения в порядок наследования предметов обычной домашней обстановки и обихода.

Установление преимущественного права на получение при разделе наследства предметов обычной домашней обстановки и обихода тому из наследников как по закону, так и по завещанию, кто проживал на день открытия наследства совместно с наследодателем (ст. 1169 ГК РФ).

Соответствующие предметы наследник получает в счет своей наследственной доли, а не независимо от нее, как это предусматривалось ранее.

Указанное преимущественное право подлежит применению к разделу наследственного имущества в течение трех лет со дня открытия наследства (ч. 2 ст. 1164 ГК РФ), а по истечении трех лет предметы обычной домашней обстановки и обихода подлежат разделу по общим правилам о разделе общей собственности (гл. 16 ГК РФ).

Что касается состава предметов обычной домашней обстановки и обихода, то судебная практика, относя к ним телевизоры, радиоприемники, различные бытовые электроприборы, столовую посуду, кухонную утварь, художественную литературу и т. п., вполне однозначно исключала из этого круга жилой дом, автомобиль, произведения искусства, ценные коллекции, вещи, использовавшиеся наследодателем для профессиональной деятельности. В то же время особо подчеркивалось, что спор между наследниками по вопросу о том, какое имущество следует включать в состав предметов обычной домашней обстановки и обихода, должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств дела, а также местных обычаев. При этом независимо от их целевого назначения не могут рассматриваться в качестве предметов обычной домашней обстановки и обихода антикварные предметы, а также предметы, представляющие художественную, историческую или иную ценность. Для разрешения вопроса об отнесении предметов, по поводу которых возник спор, к культурным ценностям суд назначает экспертизу (см. п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (06.08.2017)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%